Камчатка становится чище

Камчатка становится чище

Системные нововведения, известные как «мусорная реформа», призванные сделать нашу жизнь чище в буквальном смысле, на Камчатке продвигаются весьма активно и успешно. И хотя трудностей на этом пути немало, старый советский лозунг «Превратим отходы в доходы» постепенно перестает казаться таким уж нелепым и фантастичным.

Первое и главное, что волновало камчатцев в начале преобразований, – это, конечно, увеличение тарифа на вывоз отходов. Если в некоторых регионах плата увеличилась многократно, вызвав бурные обсуждения и протесты, то на Камчатке, где тариф увеличился всего на 1,7 процента, перемену встретили спокойно.

Это оказалось возможным благодаря выполнению соответствующих поручений губернатора края. «Экономика была тщательно просчитана, для многоквартирных домов мы рассчитали норматив с квадратного метра, а не с человека, что позволило сдержать тарифы, – пояснил заместитель руководителя регионального агентства по обращению с отходами Максим Колосов. – Кроме того, на обслуживание отдаленных муниципальных образований региональный оператор по обращению с отходами получает субсидию, и для населения действует льготный тариф».

Впрочем, изменение тарифов – отнюдь не главная часть реформы. Меняется вся система, и к сегодняшнему дню возник новый порядок обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами).

На Камчатке за дело взялись без проволочек, в 2016 году. Было создано краевое агентство по обращению с отходами, с 1 января 2017 года региональным оператором стало ГУП «Спецтранс». Кипела работа: нормотворчество, методики, нормативы накопления отходов, расчеты тарифов, составление и заключение договоров, увязка всего этого с федеральной базой. И теперь каждый мусорный пакет перемещается по строгому регламенту, определенному законодательством. Конечно, большая работа понадобилась и в части технической подготовки регионального оператора. Предприятию нужно было нарастить штат, парк техники, инфраструктуру, и это во многом удалось.

В Петропавловске-Камчатском ГУП «Спецтранс» стало работать по новой системе с 1 ноября 2017 года. В июле 2018 года к ней подключился Елизовский район. Как рассказал руководитель агентства по обращению с отходами края Андрей Кудрин, в районе в тот момент на вывозе мусора работали 11 различных предприятий, более половины не имели лицензий, тариф был у каждого свой. И с приходом регионального оператора у части елизовчан плата за вывоз мусора не выросла, а наоборот – понизилась.

Сейчас региональный оператор действует на территории Петропавловска, Вилючинска, Елизовского и Быстринского районов – здесь есть законные объекты размещения отходов, то есть свалки, прошедшие регистрацию как лицензированные полигоны для захоронения ТКО.

Есть у нас свои, специфические для полуострова проблемы, связанные с нашей географией. В отдаленных населенных пунктах решение многих вопросов, особенно в части строительства мусоросортировочных заводов, полигонов связано с высокими затратами.

Обобщая картину, можно выделить следующее. В соответствии с государственной программой оказывается помощь предпринимателям, которые занимаются обработкой и сортировкой отходов. Действует региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами. Есть утвержденная территориальная схема по обращению с ТКО, которая претерпевает необходимые изменения в соответствии с меняющимся федеральным законодательством. Она доступна для всех на официальном сайте правительства края. Разработана большая нормативная база, которую берут за основу другие регионы в части помощи муниципальным образованиям по субсидированию уборки несанкционированных свалок.

В настоящее время совершенствуется территориальная схема по обращению с ТКО. Это важный нормативный документ – большой план того, что предполагается сделать в крае. Если ранее схема действий была недостаточно полной, разрозненной, во всех муниципалитетах отходы предполагалось просто сжигать, то сейчас рассчитана экономика, тарифы, и везде должна появиться сортировка мусора. Муниципалитеты уже разрабатывают проектно-сметную документацию для этих целей.

Собрать, разделить и превратить в товар

Каждый день мы выносим на помойки пакеты с мусором. В них и пластик, и картон, и стекло, и картофельные очистки, и даже энергосберегающие лампочки и батарейки, которые должны утилизироваться особым образом, чтобы не наносить непоправимый вред природе. Содержимое контейнеров официальным языком называется «твердые коммунальные отходы» (ТКО), и большая их часть (до 80–90 процентов) в цивилизованных странах является ценным ресурсом и поступает в переработку. Россия в этом деле – в аутсайдерах. По данным Министерства природных ресурсов и экологии РФ, в настоящее время в стране перерабатываются только 4–5 процентов всего мусора.

Что сделано в этом направлении на Камчатке и каковы дальнейшие планы? Как сообщил заместитель руководителя агентства по обращению с отходами края Максим Колосов, привлекаются инвесторы для сбора и сортировки мусора. На полигоне № 1, известном как городская свалка, успешно работает ООО «Феникс», которое установило там мусоросортировочный комплекс. Сначала предприятие начало перерабатывать картон, отделять стекло, металл. И пришло к тому, чтобы отдельно собирать пластик и ПЭТ-тару непосредственно на контейнерных площадках. А на основе отходов «Феникс» изготавливает легкую и прочную дорожную плитку, в состав которой входит стекло, песок и пластик, а также иную продукцию.

Первую линию сортировки запустили в феврале в качестве своеобразного пилотного проекта. А уже в мае текущего года, как заметили все горожане, на площадках для сбора мусора появились желтые корзины, предназначенные для пластика и ПЭТ-тары. Пока их 60, но со временем их количество будет увеличиваться. А в августе была запущена вторая линия сортировки, и обе линии работают в круглосуточном режиме. Через них проходит весь мусор, производимый жителями краевого центра: тщательно отбираются отходы, пригодные для переработки, а те, которым вторую жизнь дать не получится, отправляются на захоронение. В настоящий момент только около 40 процентов отходов снова становятся полезными предметами – большая часть все еще зарывается на полигоне. Руководство «Феникса» стремится изменить это соотношение в пользу вторичной переработки сырья.

Директор Дмитрий Белов считает, что в идеале в Петропавловске нужно перейти на сбор мусора, разделяя его всего на два вида – на «мокрые» и «сухие» отходы. К «мокрым» относятся пищевые отходы, к «сухим» все остальное: пластик, стекло, картон, ткани и прочее. У горожан появилось бы всего две емкости для сбора мусора. Тогда будет возможность отправлять в переработку до 90 процентов «сухих» отходов. «Мы поднимаем этот вопрос на уровне правительства Камчатского края, и я верю, что наступит день, когда наше предложение найдет поддержку», – говорит директор ООО «Феникс».

Что особенно важно, сортировка мусора успела отразиться на экологическом состоянии нашей территории. Поскольку сортировка снижает уровень захоронения мусора, удалось закрыть свалку № 2, которая располагалась в районе ЖБФ. Со временем стоит задача и полностью уйти от захоронения отходов, у нас должно появляться больше мусоросортировочных заводов.

Вскоре сортировка мусора будет осуществляться в Елизовском районе. В поселке Вулканном на полигоне ТБО «Вулканный», который уже внесен в государственный реестр объектов, в январе 2020 года будет запущен мусоросортировочный комплекс.

Есть ли будущее у переработки мусора на Камчатке? Масштабные проекты, которые были поддержаны инвестиционным советом Камчатского края, предполагают, что отдельные утильные фракции будут перерабатываться на месте, часть утильного отсортированного сырья будет вывозиться на материк. По словам Андрея Кудрина, этот процесс уже неплохо налажен с картоном: немалая его часть отбирается и вывозится на продажу.

«Пока ниже себестоимости, но с увеличением объемов должна расти и рентабельность, – говорит Андрей Кудрин. – Пока все съедают высокие транспортные расходы. Но если не пробовать, то ничего и не получится. Одна из задач реформы – стимулировать предпринимателей на создание объектов переработки, оказывать им поддержку. В прошлом году край выделил первые субсидии на софинансирование создания объектов по утилизации и переработке отходов. Продолжили эту практику в нынешнем году. Мы начали развивать то, чего никогда не было на Камчатке, эти мощности уже появились, надо теперь их поддержать, чтобы они работали и дальше».

Контейнерные площадки: ответственность расписана

Актуальный вопрос: кто сегодня обязан создавать и оборудовать контейнерные площадки для сбора ТКО? В связи с реформой эта обязанность возложена на собственников земельных участков, то есть органы местного самоуправления, которые также обязаны вести и учет таких площадок. Сейчас многие муниципалитеты передают земельные участки, на которых установлены контейнерные площадки, в ведение управляющих компаний и ТСЖ.

В государственной программе есть подпрограмма, которая в определенном порядке субсидирует муниципалитетам финансовые затраты на обустройство площадок. Но в 2019 году финансирования на эти цели, к сожалению, не предусмотрено.

Как быть с тем, что глазу жильцов большинства многоквартирных домов нововведения не особо заметны? Во всяком случае, «продвинутых» контейнерных площадок с современными баками в большинстве дворов пока не появилось. Кто-то ждал раздельного сбора и даже начал раскладывать по разным пакетам картон, пластик и стекло. Но пока мы далеки от введения в обиход такого способа сбора отходов, за исключением возможности выбросить в отдельные контейнеры пластик.

Вот как прокомментировал эту ситуацию Андрей Кудрин: «Законодательство определяет четкие полномочия по созданию контейнерных площадок на придомовых территориях – этим должны заниматься собственники жилья через свою управляющую компанию. По желанию собственников могут быть установлены, к примеру, евроконтейнеры с закрывающимися крышками. Хотя практика показывает, что никто эти крышки не закрывает. Очень хорошо работают заглубленные контейнеры, но, к сожалению, рельеф, подземные коммуникации и узкие улицы, загруженные автомобилями, не позволяют строить их повсеместно».

Что касается раздельного сбора отходов, то на Камчатке этот вопрос не однозначен и требует детального экономического анализа. Во-первых, тогда к мусорной контейнерной площадке будут подъезжать несколько машин, потому что в одну всё грузить нельзя. Соответственно, вырастут транспортные затраты по сбору мусора, а они входят в тариф для населения. Во-вторых, нет такой практики в России, которая показала бы, что раздельный сбор работает на 100 процентов. Все равно в контейнеры для отдельных видов отходов попадают иные фракции, и мусор надо везти на сортировку. Проще сортировать смешанные отходы – этот процесс в Петропавловске уже отрабатывается.

Что касается частного сектора и дачных товариществ. Раньше большинство жильцов частных домов не заключали договоры с коммунальщиками и не платили за вывоз мусора. По данным агентства по обращению с отходами, в Петропавловске-Камчатском менее 5 процентов домовладельцев платили за эту услугу. По новому закону договор между гражданами и региональным оператором считается заключенным автоматически – информация об этом есть на сайте ГУП «Спецтранс». Норматив накопления отходов для частного сектора определен, и контейнеры должны быть установлены. Поскольку площади частных хозяйств, как правило, больше, чем квартир, власти сочли, что справедливо будет ввести для этой категории жилья «подушевую» плату. Создавать такие площадки по закону должен муниципалитет.

Что касается дачников, они не заключают индивидуальные договоры на вывоз мусора – за них это делает товарищество как юридическое лицо. Схема та же: количество отходов замерено, есть норматив, рассчитан тариф, и в этом году в СОТах должны появиться контейнерные площадки. Товарищества поделят платеж на всех своих членов, и он будет, по расчетам агентства, порядка 150 рублей с участка.

«Если вы платите за вывоз мусора, то, скорее всего, вы выкинете его в контейнер, а не повезете куда-то в лес», – считают представители агентства по обращению с отходами.

Самые заметные изменения в обращении с отходами происходят у юридических лиц. Они как собственники отходов обязаны заботиться о том, куда их деть. Везти все на свалку – запрещено законом. На предприятиях среднего и крупного бизнеса должно быть организовано раздельное накопление отходов, обязательно – паспорт образования отходов и утвержденный контролирующими органами проект по организации движения отходов. Многие этого пока не делают, но со временем всем придется озаботиться исполнением закона. Список отходов, которые нельзя захоранивать на полигонах, для предприятий пополняется каждый год – сейчас в нем около 120 позиций. Это в основном металлические детали, стеклянная тара, бумага, картон, покрышки, полиэтиленовая пленка и проч. Все эти предметы должны быть утилизированы.

Опасные отходы: куда их выбрасывают и что с ними делать

Проблема захламления территорий опасными отходами – автопокрышками, ртутными лампами и прочим – сегодня достаточно остра.

Сбор и вывоз опасных отходов с контейнерных площадок не входит в полномочия регионального оператора по обращению с ТКО и их подрядчиков. Тем самым, складируя отходы на контейнерных площадках, а также в местах, не предусмотренных для сбора отходов, граждане создают свалки, нанося вред окружающей среде и здоровью населения.

Опасные – это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью). Согласно правилам обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, обязанность по их сбору прямо возложена на управляющие компании многоквартирных домов, а в случае их отсутствия – на органы местного самоуправления. То есть по закону управляющие компании должны найти компанию-подрядчика, которая будет заниматься утилизацией таких отходов, и заключить от имени жильцов договор на оказание таких услуг. Более того, это также прописано в договоре оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества, который заключается между управляющей компанией и собственниками жилья. За всем этим должны тщательно следить органы регионального жилищного надзора. Проще говоря, вы в полном праве требовать от своей управляющей компании установки такого пункта сбора в вашем дворе.

На территории Петропавловска-Камчатского установлены 26 экобоксов по сбору отработанных люминесцентных ламп и ртутьсодержащих отходов. Их адреса есть на сайте агентства.

Автомобильные покрышки, в том числе и отработанные, в соответствии с Гражданским кодексом являются собственностью конкретных лиц. Таким образом, обязательство по надлежащей утилизации данного отхода возложено на граждан, в чьей собственности находятся автопокрышки. Отработанные шины входят в перечень видов отходов, в состав которых входят вредные компоненты, захоронение которых запрещается. Таким образом, собственники отхода должны своими силами организовать утилизацию отходов путем доставки на соответствующие предприятия. Данная услуга является платной. Прием отработанных автомобильных покрышек для физических лиц осуществляют четыре предприятия, наименования и адреса которых также есть на сайте агентства.

В настоящее время создан федеральный оператор, который будет контролировать оборот опасных отходов в регионах. До конца года законодательство в этой части предполагается полностью урегулировать.

Что касается автомобильных шин, эта проблема, пожалуй, стоит особняком: и в лесах, и на берегу океана, и просто на обочинах всех камчатских загородных дорог мы непременно увидим выброшенные покрышки. Они же горками и целыми горами возлегают на обычных контейнерных площадках, а ГУП «Спецтранс», вывозящий коммунальные отходы, не будет ими заниматься. Закон говорит, что мы сами должны везти шины на специальные предприятия и платить за их утилизацию. Можно ли что-то изменить?

Чтобы хоть как-то справляться с проблемой, краевое правительство предоставляет субсидии на ликвидацию свалок, в том числе и завалов покрышек. Предприятия, которые сегодня занимаются обезвреживанием шин, делают это без коммерческой выгоды, а только несут затраты из-за проблем с рынками сбыта продукции из отработанной авторезины. Поэтому и берут плату за уничтожение покрышек – с сознательных граждан, с юридических лиц, руководство которых относится ответственно к этому вопросу, либо из бюджета в виде субсидий на утилизацию брошенных где попало шин.

Может быть, мы доживем до момента, когда покрышки станут востребованы, как стали востребованы металлические детали или аккумуляторные батареи (которые можно сдать и получить скидку на покупку новой). Правительство Камчатского края полагает, что инвесторам удастся найти ответы на подобные вопросы.

«Организовывать переработку надо, – убежден Андрей Кудрин, руководитель агентства по обращению с отходами Камчатского края. – Сложность в том и заключается, что реформу запустили, но нужно довести ее до конца в части полного цикла обращения с отходами. Остается много препятствий, которые ограничивают использование вторичных ресурсов, в том числе и резины. Сейчас Министерство промышленности РФ занялось решением этой проблемы».

«Скручивайте крышечку и сминайте бутылку!»

Ну а как показал начавшийся в мае текущего года эксперимент по отдельному сбору пластика, камчатцы в целом готовы к развитию подобной практики. Как ни сомневались скептики в том, что население будет использовать желтые баки по назначению, в обычные помойки эти емкости не превратились. В баки выбрасывают именно пластиковый мусор – ПЭТ-бутылки, флаконы от средств гигиены и бытовой химии, упаковки, канистры.

Дмитрий Белов, директор ООО «Феникс» – предприятия, которое приобрело контейнеры для сбора пластиковых отходов и занимается их обслуживанием, призывает также выбрасывать в желтые баки различные пакеты и пленки, которые сейчас в основном попадают в контейнеры с остальными отходами и, как правило, непригодны для переработки. «Мелкие полиэтиленовые пакеты, да еще когда в них завернуты пищевые отходы, отсортировать практически невозможно. К сожалению, мы вынуждены отправлять их на захоронение», – объяснил Дмитрий Белов.

В 2020 году предприятие планирует привезти в Петропавловск и рассредоточить по жилым районам еще 300 контейнеров для сбора пластика. Переработчики просят граждан: скручивайте или сминайте пластиковые бутылки, чтобы мусоровозам не приходилось возить «воздух». Если бутылки выброшены целыми, с закрученными крышками, то спрессовать их не получается, и на завод едет всего тонна мусора – количество поездок и затрат существенно вырастает.

Что ж, выполнить эту просьбу труда никому не составит, а пользу это нехитрое действие принесет всем горожанам.


Мария ВЛАДИМИРОВА



Национальный проект «Экология» ставит задачи:

– формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, включая ликвидацию свалок и рекультивацию территорий, на которых они размещены, создания условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления;

– создания и эффективного функционирования во всех субъектах Российской Федерации системы общественного контроля, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок;

– создания современной инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I и II классов опасности, и ликвидации наиболее опасных объектов накопленного экологического вреда.

751

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых