Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Развитие Севморпути: камчатские дивиденды

07:50
1195

Тема развития Северного морского пути в ноябре оставалась в центре внимания как экспертного сообщества, так и ведущих информационных изданий страны. И причин тому несколько.

В начале ноября инфраструктурный оператор Севморпути госкорпорация «Росатом» обнародовала объемы грузов, перевезенных с использованием полярной логистики за неполные одиннадцать месяцев года. Реальные результаты значительно превысили прогнозные оценки, достигнув к началу ноября 26 млн тонн.

В сообщении отмечалось, что значительное увеличение грузопотока обеспечил рост перевозок углеводородного сырья, добытого в России. Но при этом отмечалось расширение доли и других грузов, в том числе перевезенных зарубежными транспортными компаниями.

Еще в июле китайский оператор COSCO Shipping заявил о готовности осуществить 14 коммерческих контейнерных рейсов по СМП. О намерениях отправлять грузы в Европу через Арктику и о формировании для этих целей портовых мощностей говорили в ходе переговоров с Корпорацией развития Камчатки партнеры из Южной Кореи и Японии.

Впервые в текущем году полярная логистика использовалась для перевозки значительных объемов камчатских морепродуктов в европейскую часть страны.

Позитива в информацию о развитии Северного морского пути добавило сообщение заместителя министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Крутикова о завершении разработки совместно с Росатомом плана мероприятий по развитию СМП на период до 2035 года. Документ передан на рассмотрение в Правительство РФ.

Параллельно Росатом заявил о готовности в связи с интенсификацией движения по Северному морскому пути уже в ближайшие годы войти в состав 15 крупнейших международных перевозчиков, потратив для достижения продекларированной цели около 7 миллиардов долларов.

Как следует из распространенного сообщения, «в Росатоме рассчитывают на доставку 72 миллионов тонн грузов в год, сократив время в пути из Азии в Европу на 10–32 процента». По расчетам госкорпорации, она сумеет выйти на планируемую выручку от использования полярной логистики в 5–6 миллиардов долларов уже к 2026 году.

Несколько минорных нот в общий мажорный строй информации об СМП внесли сообщения о неурегулированном вопросе федерального финансирования проекта ПАО «НОВАТЭК», который предусматривает создание у восточного побережья Камчатки морского перегрузочного терминала СПГ. Но возникает стойкое впечатление, что даже отсутствие бюджетных миллиардов не заставит Леонида Михельсона отказаться от перспективного проекта. С ним компания связывает рентабельность поставок сжиженного газа азиатским потребителям. В принципе, уже сейчас можно говорить о том, что проект развивается.

Во всяком случае, пять газовозов класса Arc7, предназначенных для плавания в полярных водах, которые обеспечат перевозку топлива от Ямала до терминала на Камчатке, строятся на приморском судостроительном гиганте «Звезда» с участием государственных дотаций.

Уже в декабре поступило сообщение о заключении «Звездой» контракта с южнокорейской верфью Samsung Heavy Industries о поставках комплектующих для строящихся газовозов на сумму полтора миллиарда долларов. Есть уверенность, что достаточно скоро мы сможем видеть эти гиганты у берегов полуострова.

«Информацию о развитии Северного морского пути общественность Камчатки встречает с неизменным интересом, – считает генеральный директор КРКК Юлия Харитонова, – что объяснимо и логично. Несколько крупнейших логистических и энергетических проектов, способных задать инновационный вектор социально-экономическому развитию региона, неразрывно связаны с эволюцией СМП в транспортную артерию стратегического международного значения. Камчатка получит значительные дивиденды от своего выгодного географического положения. Оно обусловило наличие на восточном побережье полуострова удобных незамерзающих бухт, самая северная из которых находится на 60-й параллели в заливе Корфа».

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.