Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Цель – правильный экспорт

08:05
1471

В середине ноября в Петропавловске состоялась стратегическая сессия «Экспортоориентированный вектор развития рыбохозяйственного комплекса Камчатского края: направления, инструменты, инфраструктура». Диалог бизнеса, власти, контролирующих и научных ведомств не случайно шел на тему именно экспорта. Ведь в рамках принятого в стране государственного нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» камчатской рыбной отрасли к 2024 году необходимо вдвое повысить объем своей валютной выручки.

Есть ли у нашей промышленности для этого силы, возможности и понимание того, как именно добиться таких показателей? Вопрос этот далеко не риторический. В 2018 году (году беспрецедентной для региона лососевой путины с выловом почти в пятьсот тысяч тонн) экспортная выручка составила около 790 миллионов долларов. Но нацпроект требует от нас нарастить этот показатель почти вдвое – до отметки 1 млрд 200 млн долларов.

Сможем или нет – вот в чем вопрос

Поиском ответов на этот и массу других смежных вопросов как раз и занимались участники стратегической сессии. Работали на двух площадках – «Увеличение экспортного потенциала рыбохозяйственного комплекса Камчатского края в рамках реализации регионального проекта «Экспорт продукции АПК» и «Обеспечение реализации инфраструктурных проектов рыбопромышленного кластера Камчатского края: судоремонт, комплексное обслуживание судов, логистика рыбной продукции, развитие Северного морского пути».

Озвучены были и сильные, и слабые стороны рыбной отрасли Камчатки. Первые – станут локомотивом для выполнения задач по увеличению экспортной выручки. Со вторыми придется серьезно работать, подтягивая тот же судоремонт, логистику и брендирование продукции до надлежащего уровня.

Одна из сильных сторон нашей рыбной промышленности – это, конечно, сам ресурс. Рыба – один из самых рентабельных видов продукции на мировом рынке. Рыба дикая, выросшая и выловленная в экологически чистых районах (именно такую и поставляют наши рыбаки на внутренний и внешний рынки) – тем более. Однако, как показывает практика, одного наличия такого ресурса для получения высокой выручки мало.

Об этом мы говорили с министром рыбного хозяйства Камчатского края Андреем Здетоветским еще летом этого года (материал «Миллиард за рыбу» в номере от 10 июля), когда проведение стратегической сессии только планировалось.

«Мы сегодня близки к 100-процентному освоению ресурса нашей экономзоны, территориального моря и внутренних водоемов. На Дальнем Востоке эффективность освоения особенно высокая. При этом ни увеличить самостоятельно площади вылова, ни разнообразить ассортимент вылавливаемой рыбы мы не можем. То, что ловится у нас сегодня, то же самое будет ловиться и завтра при условии, что мы используем ресурс рационально и заботимся о его сохранности. Поэтому получать дополнительные средства мы как-то должны только на том ресурсе, который у нас есть сейчас. И выход у нас только один – разными путями повышать добавленную стоимость своего продукта. Потенциал для этого есть, а это значит, что и с поставленной задачей мы справиться можем и должны. Нужно просто основательно продумать пути достижения этой цели», – сказал тогда министр.

На пути к миллиарду

Главное, что есть у отрасли (всех ее участников), – это четкое понимание того, что для увеличения стоимости конечного продукта предстоит сделать многое. Все направления, по которым для этого нужно идти, и инструменты, применение которых даст желаемый нам результат, были озвучены участниками стратегической сессии. Среди них – увеличение глубины переработки рыбы и проведение сертификации промыслов по международным стандартам, которые повышают стоимость и востребованность продукции на внешнем рынке, развитие экспорта, включающее в том числе брендирование камчатской продукции. Ведь это нам только кажется, что нашу рыбу везде знают, любят и ждут. Оказывается, это совершенно не так. И с искусственно выращенной тиляпией филе трески путают, и как минтая готовить, не знают, и особой ценности именно нашего дикого лосося не понимают…

«Продвижение брендов на рынке – это серьезная работа, которой пока занимались лишь некоторые рыбопромышленники. Существенный пробел есть в информировании потребителя о том, где рыба произведена, в каких условиях она обитала, что она дикая, а не искусственно выращенная, и так далее. Это огромный информационный ресурс, которым мы сегодня не пользуемся в полной мере. А он, в свою очередь, тоже дает хорошую прибавку добавленной стоимости», – отметил в нашем разговоре Андрей Здетоветский.

Среди этих же инструментов, конечно, называлась и оптимальная логистика доставки продукции до потребителя, которая сейчас еще «хромает». Сложившиеся и ставшие уже традиционными логистические схемы даже для внутреннего российского рынка нужно совершенствовать, внедрять новые, более эффективные. Истории, в которых перекупщики собирают продукцию разных производителей, месяцами хранят ее на складах и спустя полгода после ее производства доставляют, скажем, в Москву, должны уйти в прошлое. Короткий доступ на европейский рынок с применением Северного морского пути – один из примеров того спектра возможностей, которые у нас есть и которые нужно изучать, чтобы определиться с конкретными мерами.

«Способы продажи продукции тоже пока используются традиционные, устоявшиеся, но не всегда на сегодняшний день дающие максимальную отдачу. Между тем в мировой практике есть рыбные аукционы (или биржи), которые значительно повышают выручку отрасли в целом. Подходят нам такие формы торговли? Надо над этим задумываться. Мы умеем отлично вылавливать ресурс и достаточно хорошо его перерабатывать. Настало время научиться его правильно продавать. Сложно ли будет это сделать? Наверное, непросто. Ибо продажи (трейдеры, торговые сети) – это некий закрытый клуб. Но ведь торгуют они все равно нашим ресурсом (продукцией), значит, разговаривать и договариваться можно», – уверен министр.

Причем именно сейчас, по мнению многих участников стратегической сессии, когда для оптимального освоения ресурса в отрасли сделано все по максимуму, как раз и настало время заниматься той же работой с рынками, брендированием и логистикой. Первоначальные задачи (они же – самые затратные) – обеспечение вылова и переработки – решены. Пора и вокруг оглядеться – выяснить, чего хочет потребитель, совершенствовать упаковку, ассортимент и как можно больше углублять переработку.

Рука об руку с государством

И все-таки самостоятельно бизнесу желаемый экспортный результат не нарастить. Это очевидно. Поэтому, выполнение основной задачи отрасли в рамках нацпроекта будет многоходовым. Участников двое – бизнес и власть в некоем партнерстве.

Все это время государственные институты были на стадии подготовки программных документов. Прорабатывалось нефинансовое соглашение Правительства Камчатского края с Министерством сельского хозяйства РФ, которое установит целевые показатели реализации нацпроекта в нашей части. Велась работа по выработке конкретных мероприятий, направленных на достижение целевых показателей. Формированием инструментов, которые помогут реализовать задачи нацпроекта, занимались совместно краевые министерство рыбного хозяйства, агентство инвестиций и предпринимательства, корпорация развития субъекта, краевые центры кластерного развития и поддержки экспорта.

Одновременно формировались меры федеральной поддержки проекта. Теперь в той же сфере продвижения продукта на внешнем рынке Камчатка может воспользоваться помощью государственных структур, которые этим профессионально занимаются. Это – привлечение специалистов, презентации, обучение тому, что мы пока слабо умеем делать, аналитика, информационное обеспечение, консалтинг и так далее. Обсуждаются и прорабатываются и более конкретные меры государственного участия в строительстве и развитии, например, холодильных и перевалочных мощностей, поиску мест размещения новых объектов инфраструктуры как на нашей территории, так и на территории рынков, где реализуется камчатская продукция.

Откликается ли на это рыбопромышленное сообщество? Хочет ли сам бизнес двигаться в этом направлении? Этот вопрос мы тоже задавали Андрею Здетоветскому.

«Сегодня экономика рыбного хозяйства находится в зоне стабильной прибыли. Для бизнеса это очень важно, поэтому большой активности в поиске еще большего повышения дохода он сегодня не проявляет. И это объективно. При этом нельзя сказать, что предпринимателям совсем не интересно повышение добавленной стоимости. Многие годы бизнес решал совершенно другие задачи – строил переработку, расширял береговое производство, сейчас занимается обновлением флота и модернизацией оборудования. Это серьезные задачи с большой ответственностью и затратами. В ходе их решения на отдельных предприятиях естественным путем складывались некоторые вещи, которые мы сейчас хотим развивать в рамках нацпроекта. Кто-то успешно осваивает новые рынки сбыта, кто-то продвинулся в вопросах логистики... Все это еще раз доказывает, что отрасль готова к новым решениям. И именно сейчас этим процессам нужно придать системность, в том числе и за счет мер господдержки», – ответил министр.

По итогам работы стратегической сессии регион должен увидеть дорожную карту развития отрасли, ориентированную на выполнение задач нацпроекта. Мероприятия, которые войдут в этот план действий, будут рассчитаны на краткосрочную и долгосрочную перспективы.

А инвестиции уже работают

Между тем колоссальные проекты уже сегодня дополняют актив нашей рыбной отрасли благодаря целому комплексу мер государственной поддержки, в том числе механизмам инвестиционных квот, преференций резидентов ТОР. Кроме того, правительство края на протяжении последних лет реализует собственную программу поддержки рыбопромышленников, в рамках которой из бюджета субъекта компаниям выплачивается размер процентов по кредитам, взятым на развитие предприятий.

Уже введен в эксплуатацию современный перерабатывающий комплекс «Камчаттралфлота». Большой завод в Петропавловске строит Рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина. Компания «Витязь-Авто» запустила в селе Устьевом на западном побережье береговой перерабатывающий завод. Компания «Укинский лиман» ввела в эксплуатацию перерабатывающий комплекс в Карагинском районе. Еще несколько проектов находятся на стадии реализации.

Пополняется по программе инвестиционных квот и камчатский рыболовецкий флот. Новый сейнер-траулер «Ленинец» уже пришвартовался у родного причала колхоза им. Ленина. На той же калининградской верфи «Янтарь» колхозом заложен и супертраулер, равного которому по мощности и объемам трюмов на сегодняшний день в России нет. Компания «Океанрыбфлот» тоже реализует проект по обновлению флота: два траулера нового поколения строятся сегодня на турецких верфях. В планах «Камчаттралфлота» – приобретение судна с RSW-танками. Оно будет обеспечивать доставку уловов из районов промысла в охлажденном виде в цеха недавно открытого перерабатывающего завода.

«Рыбохозяйственный комплекс Камчатского края – это локомотив нашей экономики. Поэтому, безусловно, от инвестиций в этот комплекс будет отдача и для населения – в виде рабочих мест, и для бюджета края – в виде налоговых отчислений рыбопромышленных предприятий. Кстати, в этом году в бюджетную систему края мы ожидаем поступление налогов в размере 8 млрд рублей. Естественно, что такой результат работы рыбохозяйственного комплекса Камчатки будет ощутим для всего края», – отметил Андрей Здетоветский в интервью журналу «Fishnews».

Но что еще важно, по словам министра, – это то, что в отрасли мы сегодня наблюдаем качественно иной подход к созданию новых возможностей для производства и продвижения нашей продукции как на внутреннем, так и на международном рынках. Именно такие задачи перед рыбным хозяйством сегодня ставят Правительство и Президент России.


Светлана МИХАЙЛОВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.