Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Анонимные алкоголики: 12 шагов к спасению

08:55
5546

«Привет, я алкоголик Александр, трезвый 3 года»… «Привет, я алкоголичка Наталья, трезвая 5 лет»… «Привет, я алкоголик Георгий, трезвый 19 лет»…

О том, что это не эпизод голливудского фильма, свидетельствуют имена героев, а также далекая от фешенебельности обстановка актового зала Камчатского краевого наркологического диспансера. Здесь трижды в неделю собирается группа «Камчатка» сообщества «Анонимные алкоголики», которой в ноябре исполнилось 15 лет.

Атмосфера в небольшом помещении – почти домашняя. На столе – чай, кофе, десерты. Все приобретается на скромные добровольные пожертвования АА, из этих же средств оплачивается аренда зала. Любая финансовая помощь извне категорически не принимается, что заложено в 12 традициях АА, сформулированных еще в 30-х годах прошлого столетия основателями сообщества из США, как и знаменитая программа выздоровления «12 шагов АА».

Никакой общественной и политической деятельности, включая даже антиалкогольную пропаганду – тоже в устоявшихся традициях АА. Главная цель проведения собраний – помочь самому себе и себе подобным сохранить трезвый образ жизни. Общаясь на собраниях, участники делятся своим опытом, силой, рассказывают о том, кем были, что с ними произошло и как им живется в настоящее время. Глубокая заинтересованность в желании оставаться трезвым, помощь новичкам на собственном опыте выздоровления, духовный рост независимо от вероисповедания, полная конфиденциальность являются движущими силами групп самопомощи АА.

Чудесные спасения

Публика на собрании группы АА «Камчатка» – контрастирующая. Но старожилов видно сразу: людей, страдающих неизлечимым недугом, в них уже ничто не выдает, исключая признание: «Я – алкоголик». Человек, похожий на успешного адвоката (костюм, парфюм, свежее лицо мужчины, не тянущего на свои 50), представляется Георгием. В списке его профессий – и плотник-бетонщик, и слесарь-сантехник, и матрос-обработчик.

«Выпивать начал лет с 15, – вспоминает он. – На всем известную в прошлом дискотеку «Маяк» трезвыми мы не приходили. Затем – армия и почти ежедневное употребление авиационного спирта. Дальше – работа и заработок только ради алкоголя. Периоды вынужденной трезвости во время работы в море «вознаграждались» длительным пьяным забытьем: моряк-то на суше не дешевка… Понятные проблемы в семье закончились моим решением просто уйти, чтобы не мучить ни жену, ни дочь. И опять пьянка, 2004 год, в тот раз я пил в течение всего года каждый день, прерываясь только на сон, точнее на обморок. В бреду я понимал, что жизнь подходит к концу, а жить, несмотря ни на что, хотелось. Четыре кошмарных дня я выходил из критического состояния, а труднее всего было не выпить отцовский одеколон, стоящий в соседней комнате. На пятые сутки пришел сдаваться в наркологический диспансер. Посмотрев на меня, врач сказал, что в лечебном отделении мне не место. Видимо, потому, что трезвые дни позволили обрести человеческий облик. Меня направили в реабилитационный центр, который находится там же, на пятом этаже. Там я и узнал, что тремя этажами ниже проходят собрания «Анонимных алкоголиков». Пожалуй, решение приобщиться к ребятам стало самым правильным в моей жизни».

Регулярно посещая группу, Георгий в корне менял свою жизнь. В 40 лет получил высшее образование. Ухоженная внешность – не пыль в глаза посторонним. Положение обязывает: сегодня он работает психологом в двух организациях и ведет частную практику. Но не в качестве члена сообщества АА: это запрещено правилами и противоречит здравому смыслу. Себе подобным он помогает, продолжая ходить на собрания АА и собственным примером доказывать новичкам, что жить трезвым и быть счастливым по силам каждому, но лишь осознав и признав факт неизлечимой болезни.

«Это вовсе не означает, что посещение группы – единственный путь к спасению. Мы работаем для тех, кому именно это подходит, для тех, кто пробовал другие методы лечения, но они им не помогли. Главное – честность перед самим собой и признание факта заболевания», – считает Георгий.

Он знает, что стало со многими из тех, кто раз-другой пришел на собрания, а затем потерялся: «На третьем десятке смертей я сбился со счета».

35-летнему Артуру, обладателю двух интеллигентных профессий, решение признать себя алкоголиком далось нелегко: «Просто я не считал, что зависим. Да, с личной жизнью в ходе употребления пришлось расстаться, но это я считал скорее шагом к свободе. Не было проблем и на работе. Почему? Потому что придумывались самые невероятные причины моего отсутствия на рабочем месте. До сих пор поражаюсь, как люди в это верили… Саморазрушение продолжалось, но осознания никак не наступало. Даже когда решил посетить первое собрание АА, это было своего рода одолжением и близким, и себе самому. Меня откровенно радовало, что неподалеку от диспансера находится магазин, торгующий алкоголем. И после одного из собраний вышел я оттуда с покупкой. Наступил длительный срыв. Вернувшись, я решил, что ходить продолжу, но программе «12 шагов» следовать не обязательно. И к алкоголю продолжало невыносимо тянуть. Решение принимать заменители в виде энергетиков и безалкогольного пива вновь привело к запою…»

Сегодня, спустя 6 лет трезвости, Артур – один из активистов группы «Камчатка» и бросать ее не намерен. Помощь другим для него – это важнейшее условие для того, чтобы самому не вернуться к прежней жизни.

Людмила – одна из немногих представительниц слабого пола в камчатской группе. Стаж употребления – 25 лет, период трезвости – 5 лет. «Сначала – как у всех, выпивка – не чаще раза в неделю с друзьями и подружками. Дальше – все чаще и, как правило, в одиночку вечерами. Это не пугало, скорее помогало справляться со стрессами. Но чем больше затягивало, тем сильнее становилось ощущение нахождения в полной темноте, на грани жизни и смерти. Не верила, что станет легче после посещения первого же собрания. Появилась четкая цель, а затем и уверенность, что пить не буду. Оглядываясь назад, прихожу к странному для многих выводу: наверное, стать алкоголиком для меня было своего рода удачей. В противном случае я не узнала бы счастья жить сегодня полной жизнью».

Андрей, молодой человек лет 25, приехал на собрание АА на приличной иномарке. Еще 6 лет назад, прибыв на Камчатку подзаработать в море, он оказался совершенно в другом месте. «Познакомился не с теми людьми, пил, жил в подвалах, спал на помойках и на остановках. После очередного запоя пешком пришел в наркодиспансер, уже не помню откуда. Как себя чувствовал и как выглядел – страшно вспоминать: грязный, вонючий, с длинной бородой. Пролечился в стационаре, прошел 21-дневную реабилитацию в центре, откуда меня направили в центр помощи людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. А следующим днем опять проснулся на помойке и заплакал от безысходности. Вернулся в наркодиспансер, где мне вновь не отказали в помощи, а также подсказали дополнительный путь – в группу «Анонимные алкоголики», благодаря которой я по сей день поддерживаю трезвость сам и помогаю другим, живу полноценной жизнью, зарабатываю и скоро обзаведусь семьей».

Трезвость – единственная гарантия жизни

Пример Андрея и других алкоголиков, признавших у себя наличие заболевания и контролирующих его, очень нужен новичкам. В этот день на собрании их можно было узнать по домашним шлепанцам, по больничной одежде, по потерянному, обезволенному взгляду и характерному тремору. Это пациенты стационарных отделений наркодиспансера, которые в перерыве между бесконечными капельницами сделали еще один шаг к трезвости и к жизни.

Сегодня самый большой страх новичка Виталия – оказаться за стенами больницы. Дома его ждет пьющая мать, а другие двери всегда с радостью откроют не просыхающие друзья. Парень не в силах скрыть слез, переходящих в истерику. Ему предстоит долгий и трудный путь к спасению. Достигнет ли он цели – зависит только от него.

«До своего прихода в АА многие алкоголики, безуспешно пытавшиеся бросить пить, начинают считать себя людьми безвольными, а то и психически неуравновешенными, – поясняет руководитель группы Никита. – В АА же исходят из другого взгляда на алкоголизм, согласно которому алкоголики – это больные, имеющие возможность выздороветь в случае, если они будут следовать простой программе по излечению от алкоголизма, о практической пользе которой свидетельствуют более миллиона прошедших через нее мужчин и женщин в мире. Ничего «безнравственного» в алкоголизме, как и в любом другом заболевании, нет. И если человек заболел, то есть у него сила воли или нет, значения не имеет, так как болезнь лишила его свободы выбора в вопросе «пить или не пить». Важно лишь, чтобы человек осознал, что он болен и воспользовался предлагаемой помощью. Опыт показывает, что программа АА оказывается успешной во всех тех случаях, когда алкоголики искренне стремятся бросить пить. В случаях же, когда люди сами до конца не знают, хотят ли они бросить пить, программа обычно оказывается бессильной».

Из ада к свету

Так что же делает известный с библейских времен древний продукт питания, стоящий на полках в супермаркетах среди хлеба и других продуктов, источником проблем? Почему напитки, от которых одни люди могут получать радость, для других означают искалеченные жизни? На этот счет существует много разных мнений. Что же касается членов сообщества «Анонимные алкоголики», большинство из них сходится на том, что алкоголизм – это болезнь, и болезнь прогрессирующая, от которой невозможно излечиться полностью, но которую, как и ряд других болезней, можно поставить под контроль. И к каким бы последствиям эта болезнь ни приводила, излечиться от нее с помощью одной только силы воли невозможно.

«Я впервые столкнулся с алкоголем в подростковом возрасте, – рассказывает Никита. – Долгое время пил, и это приносило радость, я чувствовал себя таким же, как все. Когда алкоголь вышел из-под моего контроля – затрудняюсь сказать, но постепенно моя жизнь превратилась в ад, слезы матери, капельницы, больницы, постоянное чувство упадка духа и ощущение безвыходного положения. Сообщество «Анонимные алкоголики» помогает мне жить без выпивки. Раньше при всем моем старании у меня это не получалось. Я не хочу умалять работу врачей. Если бы не капельницы и уход в больнице, то, возможно, я бы не успел дойти до группы АА. Сообщество спасло мне жизнь, помогает оставаться трезвым и не сходить с ума с мыслью о выпивке. Когда я рассказываю новичкам о «12 шагах АА», которые сделал сам, моя жизнь и жизнь другого изменяется – в сторону трезвости и внутреннего роста».

Сообщество «Анонимные алкоголики» «Камчатки» все необходимую литературу и материалы заказывает из Москвы, где расположен центральный офис АА России и работает Фонд помощи АА. Камчатцы общаются с АА из других городов, в том числе по видеосвязи, глаза в глаза через тысячу километров.

Сообща у них получается понемногу, но искренне радоваться жизни без алкоголя.

На телефон горячей линии 8-914-020-11-66 может позвонить любой желающий и получить ответы на беспокоящие вопросы.



Какой помощи вы можете ожидать от «АА»?

Члены «АА» помогают каждому алкоголику, выразившему желание оставаться трезвым.

Члены «АА» могут сами вступить в контакт с алкоголиком, желающим, чтобы ему помогли, хотя они и считают, что для алкоголика будет лучше, если он обратится за их помощью сам.

Они могут помочь в госпитализации. Местным службам «АА» часто известно, где может быть проведен больничный курс лечения алкоголизма, хотя формального отношения ни к одному лечебному заведению «АА» не имеют.

Члены «АА» рады поделиться своим опытом с любым заинтересованным человеком как в личных беседах, так и на официальных встречах.


Чего «АА» не делает?

Содружество «Анонимные алкоголики»:

– никого не агитирует и не пытается кого-либо убеждать вступить в «АА»;

– не хранит никаких документов, касающихся членов содружества или их историй болезни;

– не участвует в исследованиях и не несет за них ответственности;

– не участвует в руководстве социальными службами, хотя члены «АА», группы и отделы обслуживания часто взаимодействуют с ними;

– не контролирует своих членов и не следит за ними;

– не ставит медицинские и психиатрические диагнозы или прогнозы;

– не предоставляет услуг вытрезвителя или специального ухода, госпитализации, медицинского и психиатрического лечения, лекарств;

– не предлагает никаких религиозных обрядов;

– не занимается образованием или антиалкогольной пропагандой;

– не обеспечивает жильем, питанием, одеждой, работой, деньгами или другими общественными благами или обслуживанием;

– не дает консультаций по семейным вопросам и по вопросам о выборе профессии;

– не принимает никакой платы за свои услуги и денежных взносов от источников, не имеющих отношения к «АА».


Как сообщили в министерстве здравоохранения Камчатского края, в 2019 году показатель заболеваемости хроническим алкоголизмом в регионе остался на уровне прошлого года и составил 67,3 на 100 тысяч населения. Это ниже показателя по ДВФО на 36,3 процента, но выше общероссийского на 26,5 процента.

Число выявленных детей и подростков, употребляющих алкоголь с вредными последствиями, зарегистрированных впервые, увеличилось по сравнению с 2017 годом в 1,2 раза.

Координатором наркологической помощи населению является ГБУЗ «Камчатский краевой наркологический диспансер». В крае функционируют 13 наркологических кабинетов в составе районных и городских больниц.

Обеспеченность психиатрами-наркологами в крае – выше, чем на Дальнем Востоке и по России. Тем не менее в наркологической службе сохраняется дефицит врачебных кадров, социальных работников. В основном психиатры-наркологи работают в краевом наркологическом диспансере. В отдаленных населенных пунктах работа ведется врачами общей практики, фельдшерами, прошедшими соответствующее усовершенствование, а также врачами-наркологами выездных бригад.

Обеспеченность наркологическими койками в крае выше показателя по Российской Федерации более чем в 2 раза.

С 1997 года в структуре краевого наркодиспансера функционирует отделение медико-социальной реабилитации (ОМСР) на 20 коек. В прошлом году в ОМСР прошел лечение 181 человек.

Реабилитация включает: консультирование и обследование больных психиатром-наркологом, клиническим психологом, специалистом по социальной работе; восстановительное и противорецидивное лечение; групповую и индивидуальную психотерапию; вовлечение больных в работу групп самопомощи; социальную реадаптацию (восстановление документов, содействие в трудоустройстве).

Для реабилитации детей и подростков, уже имеющих проблемы с алкоголем и наркотиками, специалистами краевого наркологического диспансера в 2011 году разработана и внедрена в практику программа «Здоровое поколение России», которая показала высокую эффективность. 85 процентов детей отказались от употребления психоактивных веществ и продолжают заниматься спортом.

Министерством здравоохранения края совместно с министерством образования и науки края был разработан порядок проведения добровольного тестирования обучающихся образовательных учреждений с целью раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

По вопросам реабилитации наркологических больных специалисты краевого наркодиспансера сотрудничают с различными организациями и объединениями, в том числе с Камчатской епархией. Психиатры-наркологи принимают участие в комиссиях по делам несовершеннолетних при администрациях муниципальных образований и взаимодействуют с инспекциями по делам несовершеннолетних УМВД по Камчатскому краю.

Проводится консультативная работа с несовершеннолетними, членами их семей в рамках сотрудничества с центром социальной помощи семье и детям и с КГОУ «Камчатский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции».

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.