Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Вячеслав ЧЕРНЫШ – о трудных победах аграриев Камчатского края

09:30
3158

Будь он пахарь или животновод, доярка или овощевод – каждый день в году у крестьянина расписан по минутам. И неважно, что сейчас его уже называют сельхозпроизводителем, самое главное неизменно – труд человека, который работает на земле, нелегок и почетен. Ведь то, что мы видим на своем столе ежедневно, – мясо, молоко, хлеб, яйца, овощи, зелень, картофель – сделано его руками.

На Камчатке сельское хозяйство – отрасль особого внимания. Сделать наш полуостров самодостаточным по основным группам продуктов – не только задача правительства, но и большое желание всех его жителей. Ведь так приятно сознавать, что молоко, добавленное в кофе, и масло с сыром на бутерброде не привезены невесть откуда, а произведены здесь же, в экологически благополучном крае. Отчасти это и признак нашего с вами, камчатцы, благополучия.

О том, каких усилий стоит это благополучие и чем сегодня могут гордиться камчатские сельхозпроизводители, мы поговорили с министром сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности Камчатского края Вячеславом ЧЕРНЫШЕМ.

– Вячеслав Павлович, 23 января вы выступали с публичным отчетом о деятельности министерства в 2019 году, в котором озвучили немало интересной информации. Что сейчас можно смело называть сильными сторонами нашей аграрной отрасли?

– Сельское хозяйство – отрасль с большим количеством направлений. Что-то у нас развивается хорошо, что-то пока не получается. Но самое главное – это стабильный рост производства, который мы фиксируем в нашем хозяйстве. Самый яркий пример – молоко. По молоку на 1 января 2020 года самообеспеченность Камчатки достигла 47 процентов. Для сравнения: лет пять назад это были лишь 20 процентов. Это очень хороший показатель, который можно смело называть сильной стороной. Причем растет он из года в год.

– Рост происходит за счет увеличения поголовья коров?

– Не только. В первую очередь рост связан с повышением продуктивности животных. Мы значительно продвинулись в технологиях содержания и кормления стада, улучшили его генетический потенциал. Это, в свою очередь, дало возможность постоянно обновлять поголовье и пополнять его.

Мы, следуя общемировой практике, привозим на полуостров семя быков, проверенных по качеству потомства, так называемых «улучшателей». За счет этого одновременно повышаем продуктивные и иные качества нашего стада. А рождаются и растут телята уже под нашим контролем и в наших условиях.

– Основные производители молока в крае остаются на своих позициях?

– Да, основными производителями остаются АО «Заречное», сельхозкооператив «Заозерный» и ФГУП «Сосновское». Есть и другие передовые хозяйства, например, ООО «КамАгро» – там сегодня самый высокий надой на одну корову, лучший в крае. В отдаленных районах продолжают работать свои хозяйства и фермы. А когда мы говорим об обеспеченности полуострова молоком, учитываем всех, включая частные фермерские и личные подсобные хозяйства.

Многие из производителей имеют и собственную переработку. Позиция минсельхоза края всегда была таковой, что отдаленные от городской черты хозяйства должны сами перерабатывать сырье и предлагать жителям той территории, на которой находятся, уже готовую продукцию. Поэтому в селе Мильково, поселке Озерновском, в Усть-Камчатском районе, Быстринском, в Корякии и т. д. есть свои перерабатывающие цеха. Ближе к Петропавловску-Камчатскому работают серьезное перерабатывающее производство в АО «Заречное» и наш городской молокозавод «Петропавловский», которому, кстати, в этом году исполняется 60 лет. Все молоко, которое производится на Камчатке, перерабатывается, и у мощностей переработки еще есть потенциал.

– У отдаленных от Петропавловска предприятий есть свои поклонники даже среди горожан, которые приезжают, например, в Озерновский, Мильково или Усть-Камчатск, покупают там творог, молоко, сметану и говорят, что они там «деревенские, как у бабушки»…

– Это, кстати, очень хорошо, что по вкусовым качествам продукция отличается друг от друга. А зависит это от состава сырья, от рецептов, которые применяются на производстве, от жирности исходного молока. Одни предприятия производят продукцию по ГОСТу, другие по ТУ. Это тоже планомерная работа по улучшению ее вкусовых качеств по разнообразию ассортимента.

– Кстати, АО «Заречное» рассматривало возможность производства еще и говядины. Удалось предприятию осуществить эти планы?

– Для этого предприятия это скорее параллельная работа, и она никогда не прекращалась. Сегодня специализированных предприятий по производству говядины на Камчатке нет – мясные породы коров мы не содержим. Но за счет оборачиваемости молочного стада и рождения бычков имеем собственную говядину, причем в неплохих объемах.

– И когда в этой связи мы говорим об оборачиваемости молочного стада, речь вовсе не идет о «старой говядине»…

– Ни в коем случае! Корова, которая выпадает из молочного стада, – это вовсе не животное, которое постарело… Есть другие причины – непродуктивна в надоях, яловая и т. д. Сегодня стадо в крае вообще достаточно молодое благодаря трем нашим племенным репродукторам – АО «Заречное», ФГУП «Сосновское» и сельскохозяйственному кооперативу «КамАгро». Это основные поставщики племенного молодняка для нужд населения и собственного производства. На всех предприятиях рождаются бычки, которые находятся на откорме, после чего телятина поступает в торговую сеть. И есть отбор стада молочного, в результате которого мы имеем говядину. Все это мясо очень хорошего качества.

Кроме того, надо знать, что вся говядина, будь она продуктом предприятий или частных подворий, поступает в торговую сеть только через официальные забойные пункты. По требованиям Минсельхоза РФ так называемый «подворовый» убой в России запрещен – все животные на мясо забиваются только в специализированных пунктах по всем правилам и с соблюдением всех требований к этому процессу. Их несколько у нас, и все мясо, поступающее в торговую сеть и на рыночные прилавки, проходит через них.

– Вячеслав Павлович, в прошлом году в крае введен в эксплуатацию новый свинокомплекс. Как идут дела с его выводом на полную мощность?

– Благодаря двум крупным производителям на Камчатке сейчас наблюдается существенный рост обеспеченности свининой. Это ООО «Свинокомплекс «Камчатский» и ООО «Агротек». Новый комплекс принадлежит второму предприятию, он построен на 64 км трассы Петропавловск – Мильково с возможностью выращивания 36 тысяч голов свиней в год. В прошлом году в него заселили первых животных, а на полную мощность он заработает в этом году. В результате потребность полуострова в свинине мы закроем на 75–80 процентов.

– Реализация свинины не будет хромать? Есть уверенность в том, что это мясо мы съедим?

– Есть. Несмотря на фактор цены, жители Камчатки все-таки делают выбор в пользу охлажденного мяса, и вообще мяса местного производства. Мы постоянно отслеживаем информацию о производстве и реализации свинины наших производителей и видим эту тенденцию. Кроме того, и «Агротек», и свинокомплекс «Камчатский» имеют свои перерабатывающие мощности, которые ранее в какой-то степени работали на замороженной свинине. Сейчас появляется возможность и эту «заморозку» заместить собственным мясом. Пельмени, колбасы, деликатесы, другая продукция – все это можно производить на собственном сырье. Это составляющая бизнес-планов наших производителей, и они к этому стремятся.

– Но конкуренция с завозным мясом пока все-таки сохраняется?

– Она была, есть и будет – это законы рынка. Поэтому мы понимаем, что нужно продвигать местную продукцию активнее – открывать новые точки, расширять ассортимент продукции, полуфабрикатов. Сейчас этот процесс идет: мест продажи становится больше, они открываются в шаговой доступности, постоянно изучается спрос, ярмарочная торговля расширяется… Потребитель на Камчатке сейчас грамотный: смотрит не только на цену, но и на состав, выбирает лучшее. Конкуренция – это хорошо, потому что она – двигатель и производства, и торговли. Мы ведь сами – потребители – здесь живем и хотим покупать свое качественное мясо. У нас есть его производители – и это здорово!

– Чего не скажешь пока об овощах закрытого грунта. Огурцы, помидоры, зелень, редис и так далее. Все это, выращенное на Камчатке, по-настоящему вкусное и всегда в цене у жителей полуострова. Но именно этих овощей не хватает катастрофически. Картофель свой, морковь, свекла, капуста. А вот с другими овощами пока не получается?

– С картофелем у нас точно нет проблем – его мы производим в достаточном количестве. Появляется у нас привозной картофель только летом, когда речь идет о ранних сортах. В остальное время реализуется только местный картофель.

– Новые сорта картофеля появляются в крае? Или наши производители годами высаживают только уже привычные нам сорта? Говорят, они приедаются со временем…

– Выбор сортов – это выбор производителя. Он его делает по многим факторам: каков спрос населения на тот или иной сорт, насколько хорошо он хранится, как рано он «просыпается» (прорастает весной), какой процент отходов в связи с этим дает, каковы его вкусовые качества, урожайность и т. д. В крае работает семеноводческое хозяйство, которое занимается разведением семян элитных сортов картофеля и предлагает их к реализации производителям и жителям. Плюс – извне завозятся сорта. На федеральном уровне установлена система апробации таких сортов на территории региона: есть госсортучасток, на котором не менее трех лет высаживается тот или иной сорт, чтобы изучить возможность его использования на территории региона. Если испытания проходят успешно, сорт включается в реестр разрешенных для разведения в крае. Есть у нас и свой научно-исследовательский институт сельского хозяйства, который обладает необходимым оборудованием и материалами для производства семян высших репродукций, реализует их тому же семеноводческому хозяйству, а дальше семена идут уже на широкую реализацию.

– Вернемся к тепличным овощам. Будут ли подвижки с наполнением рынка этой продукцией? Проекты были, мы о них рассказывали. Но пока они так и остались проектами?

– Подвижек разных много. Нас упрекают в том, что большой тепличный комплекс в Термальном не работает. Но приходится признать (и весь мир уже это признал), что геотермальная энергия для отопления теплиц – это нерентабельно. Затраты настолько велики, что запустить это производство невозможно. Инвесторы, пытающиеся составлять бизнес-планы с применением такой энергии, сами видят, что рентабельности они не получат. Поэтому такие проекты и не появляются на территории. Что касается круглогодичных тепличных комплексов с другими источниками тепла, у нас уже есть площадка в районе Зеленовских озерков для возведения такого комплекса. Но инвестора для захода на нее пока нет. Он был, но, пересмотрев свои инвестиционные ожидания, отказался от этой работы. Норма доходности его не устроила, поэтому с этим проектом он к нам не зайдет. Но мы продолжаем работать в этом направлении и ищем другого инвестора. Площадка есть, она обеспечена электроэнергией и коммуникациями, и, я думаю, теплицы у нас появятся.

К сожалению, каких-то типовых проектов на этот счет, подходящих нашей территории, очень мало. Мы постоянно изучаем опыт соседних регионов и видим, что там далеко не все получается. На юге Якутии, например, наши соседи построили тепличный комплекс совместно с японскими инвесторами, но столкнулись потом в ходе его работы с большими проблемами. Мы хотим учесть все риски и работаем с инвесторами открыто и откровенно, чтобы потом не преодолевать ненужных баррикад.

Тем не менее в летний сезон производство огурцов и других овощей в том же Термальном и в других населенных пунктах Елизовского района дает хорошие результаты. И цена на овощи летом конкурентоспособная. А чтобы заполнять этот сегмент круглогодично, надо еще поработать – найти именно нашу технологию и инвестора, готового по ней работать.

– А появляется в сельском хозяйстве края что-то новое и интересное, чем раньше никто не занимался?

– Иногда новое – это очень хорошо забытое старое. Например, «Камчатпищепром» сейчас работает по производству охлажденного мяса курицы. В прошлом году порядка 700 тонн этой продукции поставили на рынок. Это тоже замещение мороженой продукции. Есть фермеры, которые занимаются эксклюзивными видами продукции. К примеру, в Эссо сегодня есть семья, которая в рамках гранта «Агростартап» сейчас расширяет производство перепелиного яйца, начнет делать майонез, копченые тушки перепелов. К дикоросам у производителей большой интерес и внимание. Очень хорошо с ними работает предприятие «Юнет», продукцию которого полюбили камчатцы. Это тоже по-своему эксклюзивное производство. На базе АО «Заречное» заработала сыроварня, появился новый переработчик молока ООО «Йогурт Шоп Камчатка» и так далее.

Самое главное для производителей – выйти с такими продуктами на рынок и вписаться в него, конкурировать с привозными продуктами, убеждать покупателя больше доверять нашей продукции и делать выбор в ее пользу. Не у всех все получается, поэтому мы помогаем, особенно в части реализации – через ту же сеть ярмарок. Совместно с товаропроизводителями разрабатываем и воплощаем в жизнь стратегии реализации продуктов, популяризации и т. д.

– Меры поддержки – это то, на что наши сельхозпроизводители всегда могут рассчитывать?

– Мер поддержки достаточно много. В прошлом году для агропромышленного сектора их было предложено более 80. И если мы видим рост продукции этого сектора порядка 3–5 процентов ежегодно и не наблюдаем значительного роста цен на основные ее виды, значит они работают. Ведь цены на составляющие производства выросли – на топливо, на сырье, на запчасти, на сельхозтехнику и так далее. Но те меры поддержки, которые мы предоставляем, позволяют работать, развиваться и при этом сдерживать рост цен на конечную продукцию.

Аналогичная ситуация у нас с хлебом. Да, предприятия уже вынуждены поднимать цены на свою продукцию. Но этого не происходит по социальным видам хлеба, потому что его производство является основным условием при предоставлении мер поддержки по компенсации транспортных расходов по завозу муки в край.

– А своя мука все-таки будет на Камчатке?

– Инвестиционным советом в Камчатском крае в начале февраля этого года рассмотрен и поддержан проект создания мукомольного производства в АО «Камчатская мельница». Этому проекту будет присвоен статус особо значимого, и концу 2021 года своя мука у нас появится. Это даст положительный эффект и для животноводства, потому что побочным продуктом мукомольного производства являются отруби. Их производство позволит удешевить производство комбикорма. А ведь все успехи, которых мы достигли в животноводстве, были бы невозможны без собственного комбикормового завода. Если пять лет назад он производил порядка 14 тысяч тонн комбикормов, то сегодня это уже 27 тысяч тонн. Сельхозпроизводители сделали выбор в пользу нашей продукции, зная ее качество, проверив ее на эффективность откорма животных и увидев результаты.

– Вячеслав Павлович, для вас как министра наше сельское хозяйство – это хлопотная отрасль, перспективная?

– Я уже шесть лет работаю в министерстве и знаю, каким трудом и с каким усердием производители добились тех результатов, о которых мы говорим. Мы понимаем, что есть возможность и дальше развиваться и расти, есть экономические показатели, которых можно достигнуть. Нам с вами здесь жить (я, например, никуда с Камчатки уезжать не собираюсь), поэтому считаю, что это не просто перспективная отрасль, а основная задача – обеспечить Камчатку собственным производством. А кто, если не сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность, даст эту самообеспеченность? Это большая ответственность, а значит, объемная, трудная и кропотливая работа. Скажу большое спасибо всем тем, кто трудится в крае во всех направлениях сельского хозяйства. В наших условиях это непросто, но это не значит, что мы перестанем это делать.

Беседовала Светлана СОЛОВЬЕВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.