Глава государства подписал указ «Об основах государственной политики РФ в Арктике на период до 2035 года».
Он является основополагающим документом стратегического планирования социально-экономического развития полярных регионов и примыкающих к ним территорий и морских акваторий, а также обеспечения защиты национальных интересов страны на громадном пространстве Российской Арктики.
Генеральный директор Корпорации развития Камчатки Юлия Харитонова отметила, что в указе Владимира Путина дается расширенное толкование определения Арктика. В нее включены «прилегающие части Атлантического и Тихого океанов», что вполне закономерно, считает Юлия Харитонова. Еще в XIX веке за Камчаткой закрепился статус ворот в Арктику. Сегодня на Камчатке предстоит реализовать несколько крупнейших инвестиционных проектов, призванных обеспечить создание инфраструктуры Северного морского пути.
В указе Президента это направление государственной политики в макрорегионе выведено в отдельную категорию. Подчеркивается, что «развитие Северного морского пути в качестве конкурентоспособной на мировом рынке национальной транспортной коммуникации Российской Федерации», входит в число основных национальных интересов РФ в Арктике.
И Камчатке в решении этой задачи отводится не последняя роль. Уже в текущем году ПАО «НОВАТЭК» и его иностранные партнеры намерены начать в бухте Бечевинской строительство морского терминала по перегрузке сжиженного природного газа. ООО «Приморский универсально-перегрузочный комплекс» формирует проектно-сметную документацию камчатского контейнерного терминала для обслуживания грузов, следующих по Северному морскому пути.
В регионе уже созданы логистические мощности, ориентированные на обслуживание СМП. Среди них – терминал «Сероглазка». Он обеспечивал прошлой осенью прием и отправку лихтеровоза «Севморпуть» с грузом камчатских морепродуктов через Арктику в Санкт-Петербург. Планируется, что в текущем году «Сероглазка» обслужит несколько судов, задействованных на маршруте из Петропавловска в европейскую часть страны.
Возможность такого сценария подтвердил директор департамента развития Северного морского пути и прибрежных территорий дирекции Северного морского пути госкорпорации «Росатом» Максим Кулинко: «В настоящее время работаем над тем, чтобы эту линию «раскатать». Для этого рассматриваем возможность аренды других судов-контейнеровозов. Предварительные расчеты показывают эффективность использования двух контейнеровозов вместимостью по 400 сорокафутовых рефрижераторных контейнеров».
Планируется сократить камчатский рыбный маршрут, направляя добытые промысловиками региона морепродукты не в Петербург, а в Мурманск, что повысит рентабельность логистики.
Говоря о камчатских инвестпроектах, ориентированных на Северный морской путь, нельзя обойти вниманием комплекс по хранению и складированию нефтепродуктов ООО «МС-Бункер». Завершить его реализацию планируется в текущем году. Основным направлением работы предприятия станет обеспечение бункеровки топливом судов, оперирующих в Арктике.
Есть еще один важнейший вид государственной деятельности, который также делает Камчатку действительными восточными воротами в Арктику.
Доминантное внимание в указе Владимира Путина уделяется вопросам обеспечения национальной безопасности в макрорегионе, в том числе в сфере защиты и охраны государственной границы. Решение этой задачи в восточном секторе Арктики обеспечивают корабли и береговые подразделения Пограничного управления ФСБ России, штаб-квартира которого находится в Петропавловске-Камчатском.
Владимир СЛАБУКА