Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Что Севморпуть для нас готовит?

11:40
1702

Пожалуй, главной новостью минувшей недели на Камчатке стало одобрение Президентом РФ пакета предложений главы края Владимира СОЛОДОВА, касающегося развития Северного морского пути и доставки по нему камчатской рыбопродукции.

Об увеличении грузопотока по арктической линии и придании порту Петропавловск-Камчатский статуса восточной оконечности Севморпути разговоры ведутся последние несколько лет. Как правило, в них звучат слова «синергия», «мультипликативный эффект», всем участникам процесса сулятся золотые горы. Но что же эта работа даст жителям края?

История вопроса

На северо-запад камчатские рыбопромышленники начали смотреть около десяти лет назад. К активным действиям большой бизнес подтолкнула рекордная лососевая путина 2009 года. Тогда на Дальнем Востоке было добыто порядка 550 тысяч тонн, около 200 тысяч тонн из них – у берегов Камчатки. Это был максимальный объем вылова красной рыбы в крае в постсоветской истории.

Почему вопреки законам экономики рыбаки не то что не заработали, а едва не ушли в минус, рассказал председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки Владимир Галицын. С 2008 по 2018 годы он возглавлял краевой минрыбхоз.

– Владимир Михайлович, когда и почему камчатские рыбопромышленники начали прорабатывать логистику с прицелом на Севморпуть?

– В 2009 году вопрос «узкого бутылочного горлышка» в Приморье встал как никогда остро. За всю историю промысла тихоокеанских лососей после распада Советского Союза не было таких объемов вылова, как в ту путину. Порты Приморского края в отличие от рыбаков оказались не готовыми к такому количеству груза. Ретейлеры и трейдеры понимали: холодильных мощностей и железнодорожного состава не хватает, промышленники готовы на все, чтобы реализовать свою продукцию, – а потому начали диктовать свои условия. Чтобы было понимание, насколько перекупщики снизили цены: килограмм горбуши в начале путины стоил около 74 рублей, к концу сезона его стоимость составляла порядка 20 рублей. При этом себестоимость производства этого килограмма горбуши составляла примерно 22–24 руб. В итоге рыбаки на рекордной путине не заработали ничего. А для покупателя в Москве цена килограмма горбуши снизилась всего на 9 руб. – со 154 до 145 рублей, хотя у добытчиков она снизилась почти в 4 раза.

– Тогда и начали искать альтернативный путь?

– Да. И в 2011 году по Севморпути в Санкт-Петербург на трех судах были отправлены 27 тысяч тонн лосося, добытого камчатскими рыбаками. Объясню, почему только через два года. На тот момент сохранялась четкая градация: нечетные годы «рыбные» для востока, четные – для запада Камчатки. Предприятиям, расположенным на побережье Охотского моря, Севморпуть не был так уж удобен, судам пришлось бы огибать весь полуостров для выхода на арктическую линию.

Компании зафрахтовали три судна усиленного ледового класса – «Коммунары Николаева», «Капитан Пряха» и «Берег Надежды». Камчатские уловы они доставили в Северную столицу за три недели. Это примерно на 20 дней быстрее традиционного пути доставки: судном до Приморья, оттуда железной дорогой до центральной части России. Первая попытка прохода по Севморпути дала и существенную экономию – 7–8 руб. на каждый килограмм груза. Из-за происходящих в Арктике климатических изменений ледокольная проводка (а это очень дорогое удовольствие) потребовалась только на пару дней. Кроме того, удалось отказаться от портовых и железнодорожных сборов. А ведь иногда в сезон сумма демереджа (дополнительная плата за простой судна в порту выгрузки. – Прим. ред.) вырастала до таких размеров, что нашим компаниям приходилось отправлять свои суда в Китай для выгрузки там продукции на временное хранение.

Повторим?

О результатах на тот момент спецоперации по доставке груза по арктической линии быстро узнали не только на Камчатке, но и за ее пределами. Крупный бизнес увидел перспективу в развитии этого направления и пришел со своими проектами на полуостров.

ПАО «НОВАТЭК» приняло решение о строительстве в Бечевинской бухте терминала по перевалке сжиженного природного газа. В крае появились терминал «Сероглазка» (входит в рыбопромышленный холдинг «Норебо») и «Альянс-Камчатка», предлагающие рыбакам рефрижераторные контейнеры. Загрузка в них рыбы позволяет сохранить качество продукции, так как нет необходимости в перевалке на каждой из точек пути в центральную часть России.

В 2017 году 650 таких контейнеров терминал «Сероглазка» отправил по Севморпути до Санкт-Петербурга. В 2019 году проходку повторил атомный лихтеровоз, названный в честь высокоширотной линии.

Лихтеровоз «Севморпуть»

Для того чтобы единственное в мире ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой смогло зайти в Авачинскую губу, потребовалось немало подготовительной работы. Резидент свободного порта Владивосток терминал «Сероглазка» и руководство холдинга «Норебо», в который входит компания, порядка полугода согласовывали с «Росатомом» и «Росатомфлотом» только проект по обеспечению безопасной стоянки судна.

Тогда на борт лихтеровоза были загружены 204 контейнера с 5 тыс. тонн рыбопродукции – замороженного сырца, филе и икры. По планам инвесторов за сезон «Севморпуть» должен был дважды сходить из Петропавловска-Камчатского в Санкт-Петербург. Однако финансовых сил хватило лишь на одно плавание.

Все дело в обратном пути из Северной столицы на Камчатку. Чтобы сделать фрахт выгодным, необходимо было собрать достаточное количество груза для нужд полуострова. На тот момент сделать этого не удалось.

Детали отработает рабочая группа

«В последние годы мы видели увеличение объемов вылова: с 2014 года общий объем увеличился практически на 650 тысяч тонн. Пропорционально мы видим и увеличение объемов поставок на внутренний рынок – объем произведенной рыбохозяйственными предприятиями Камчатского края продукции в 2019 году составил 1,2 млн тонн, из которых почти 900 тыс. тонн составило внутреннее потребление, при этом основная часть приходится на центральные районы России. Мы видим, что задержки во Владивостоке в пик путины являются одним из факторов отказа рыбопромышленных компаний от поставок на внутренний рынок. Потенциальный объем доставок тихоокеанского лосося в период летней и осенней путины по Северному морскому пути, по нашим оценкам, уже на первом этапе может составить 50–60 тысяч тонн в год, а в перспективе в течение нескольких лет может быть доведен до 250–300 тысяч тонн», – доложил Президенту РФ врио губернатора края Владимир Солодов.

Запустить регулярную судоходную линию по Севморпути с периодичностью не менее двух проводок в месяц глава Камчатского края предложил Владимиру Путину на совещании о ситуации в сельском хозяйстве и пищевой промышленности.

Владимир Солодов подчеркнул, к процессу нужно подключить Росрыболовство и ГК «Росатом», так как «необходимо проработать вопрос снижения тарифов для перевозок рыбной продукции». Сейчас СМП по этому параметру проигрывает Южному морскому пути. Чтобы решить проблему с заполнением судов на обратном направлении из Санкт-Петербурга или Мурманска до Петропавловска-Камчатского, глава края предложил брать на борт грузы для нужд соседних регионов, в частности Чукотского автономного округа.

По словам Владимира Солодова, использование Севморпути помимо прямых поставок красной рыбы от путины до прилавка позволит развить портовую инфраструктуру на полуострове и создать судоремонтный кластер. А ведь это – дополнительные рабочие места и налоговые поступления, которые должны быть направлены на повышение качества жизни камчатцев.

«Для доставки, об этом тоже было сказано, дальневосточной рыбной продукции нужно активнее, я с этим согласен, задействовать Северный морской путь и тем самым снизить затраты на доставку рыбы, в том числе в европейские регионы России, а значит, сделать такую продукцию более доступной для наших граждан. Я прошу Минтранс, Росатом, другие профильные ведомства проработать этот вопрос. Здесь звучало предложение создать рабочую группу – пожалуйста, можно и рабочую группу создать, но нужно прийти к какому-то общему решению. При этом отмечу: наращивание возможностей Северного морского пути, его активное использование в качестве внутреннего транспортного коридора выводит на первый план и задачи по развитию портовой инфраструктуры Дальнего Востока и Северо-Запада России, включая Мурманский транспортный узел. Прошу держать такую работу на контроле», – ответил Владимир Путин.

Говорят рыбаки

Генеральный директор АО «Океанрыбфлот» Евгений Новоселов: «Если бы мне пять лет назад сказали, что мы будем доставлять рыбопродукцию из Петропавловска-Камчатского в порты Германии и Юго-Восточной Азии, я бы в это не поверил. Но сегодня мы достаточно большую часть вылова водных биоресурсов и продукции из них перегружаем в Охотском море, доставляем в Петропавловск-Камчатский и отсюда уже непосредственно нашим покупателям отправляем в порты Европы. Что касается Северного морского пути, это, конечно, облегчит нам доставку рыбопродукции в наши западные регионы на внутренний рынок. В прошлом году мы отправили на лихтеровозе «Севморпуть» порядка 3 тысяч тонн своей продукции. По стоимости это получилось дешевле примерно на 15 процентов. Кроме того, для нас этот вариант был удобнее, так как в «высокий» сезон путины с морозильными мощностями на Дальнем Востоке есть проблемы. Я считаю, что стоимость фрахта должна быть значительно дешевле, чтобы рыбакам это было выгодно. А если это будет выгодно рыбакам, то и цена для потребителя будет ниже».

Председатель Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина Сергей Тарусов: «Открытие Севморпути – это безусловное благо для Камчатки, в первую очередь ее экономики. Это сокращает путь доставки рыбопродукции в центральные регионы России. Транспорт, который будет доставлять продукцию в тот же Санкт-Петербург, способен на обратный путь брать грузы для народного хозяйства Камчатки – продукты питания, строительные материалы и прочее. В частности, фрукты и овощи могут стать дешевле в разы, ведь из их итоговой стоимости будет исключена стоимость авиадоставки. Есть и дополнительный эффект от этой работы – развитие инфраструктуры. На Камчатке будут строиться дополнительные холодильные мощности, создаваться предприятия, отвечающие за обслуживание и бункеровку судов. Все это обеспечит рост экономики края».

Повышенная готовность

Руководители рыбопромышленных компаний в один голос заявляют: отправить свою продукцию по Севморпути они готовы буквально завтра. А что касается инфраструктуры? Не получится ли, что, уйдя от «узкого горлышка» в Приморье, мы создадим его на Камчатке и в Мурманске?

«Для двух рейсов в месяц мощности у нас есть. Я думаю, мы сможем сформировать необходимый объем рыбной продукции наших производителей.

Важно, чтобы эти рейсы были регулярными, а не разовыми, как было до настоящего момента. Считаю, что наш терминал, как и Камчатка в целом, готов к регулярным рейсам. Если просчитывать объемы, то все будет зависеть от того, как будет складываться путина. По нашему опыту, еженедельно формируется от 150 и более контейнеров на один рейс. Они могут отправляться судами-контейнеровозами ледового класса, чтобы в благоприятный период времени проходить без сопровождения ледоколов. Такие суда есть и на Дальнем Востоке, и на Северо-Западе страны (в Мурманске). Что касается инфраструктуры, в Санкт-Петербурге мощностей хватает для регулярной работы. Если все же рассматривать Мурманск как западную оконечность Северного морского пути, то там необходимо развитие, и эта работа уже ведется. В частности, в селе Минькино Кольского района должен появиться терминал, подобный «Сероглазке», – заявил генеральный директор ООО «Терминал «Сероглазка» (входит в рыбопромышленный холдинг «Норебо») Владимир Вальтер.

Планируется, что емкость холодильника составит 35 тыс. тонн. Мощность терминала – 800 тыс. тонн в год, в том числе 500 тыс. тонн рыбной продукции и 300 тыс. тонн генеральных грузов. Группа компаний «Норебо» говорит о готовности инвестировать в проект более 4 млрд рублей.


Янина БОГДАНОВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.