Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Старые покрышки и пластик: новая жизнь для опасного мусора

10:45
674

Известный советский лозунг призывал превращать «отходы в доходы». И это не утопия: ряд европейских государств нашли своему мусору стопроцентное применение и уже вынуждены приобретать его за рубежом, чтобы не простаивали перерабатывающие заводы. А тем временем на каждой камчатской «помойке» в сезоны «переобувания» авторезины приходится видеть горки и целые горы отработанных шин.

За что платить?

Если граждане хотя бы складируют автопокрышки на близлежащих мусорных площадках, то предприятия в огромном количестве вывозят эти опасные отходы в окрестные леса. Но искать и наказывать тех, кому по-хорошему следует «оторвать руки», – путь не слишком эффективный. Сегодня важно сделать так, чтобы исчезли мотивы нарушить закон, чтобы старые автопокрышки, как и другие отходы, приносили прибыль бизнесу и пользу обществу.

С одной стороны, закон говорит, что мы сами должны везти шины на специальные предприятия и платить за их утилизацию. Конечно, этого не происходит. Ничего удивительного, ведь стоимость приема одной шины на Камчатке составляет: от легкового автотранспорта – 100 руб./шт.; от внедорожников – 150 руб./шт.; от грузовиков – 300 руб./шт. Один комплект отработанных шин пенсионеры могут сдать бесплатно, но проблему это не решает.

Чтобы хоть как-то справляться с ситуацией, краевое правительство предоставляет субсидии на ликвидацию свалок, в том числе и завалов покрышек. «Долгое время предприятия, которые занимаются обезвреживанием шин, делали это без коммерческой выгоды и только несли затраты из-за проблем с рынками сбыта продукции из отработанной авторезины. Поэтому и берут плату за уничтожение покрышек – с сознательных граждан, с юридических лиц, руководство которых относится ответственно к этому вопросу, либо из бюджета в виде субсидий на утилизацию брошенных где попало шин», – отмечает руководитель агентства по обращению с отходами края Андрей Кудрин.

Бесплатно для граждан, выгодно для бизнеса?

Неужели мы дожили до момента, когда автопокрышки стали востребованы, почти как металлолом? Однозначного ответа нет. Сегодня сбором авторезины в Петропавловске занимаются три предприятия. Одно ничего не производит, а просто сжигает опасные отходы. Второе вывозит их во Владивосток. Ну а третье – резидент СПВ ООО «Феникс» – в июне открыло в Петропавловске-Камчатском два пункта приема автопокрышек. Как рассказал Андрей Кудрин, компания «Феникс», занимающаяся переработкой коммунальных отходов, запустила новую линию спецоборудования, позволяющего полностью перекрыть существующую в краевом центре потребность в утилизации автопокрышек. Производительность оборудования составляет около 550 кг/час.

«Один из пунктов сбора отработанных шин расположен в районе кольца хлебозавода по улице Тундровая, 1. Это второй поворот направо, следующий сразу за поворотом на территорию бывшего магазина «Весь свет». Второй пункт находится на въезде на городскую свалку № 1, расположенную рядом с п. Дальним, – рассказал глава агентства по обращению с отходами. – Покрышки будут переработаны в резиновую крошку, которая впоследствии будет использоваться при изготовлении полимер-резиновых изделий. Они хорошо себя зарекомендовали, в частности, при строительстве автомобильных дорог, где используются в качестве добавки в асфальтобетонные смеси».

Кудрин напомнил, что использованные автомобильные шины относятся к отходам IV класса опасности. Их период распада составляет более 100 лет. Под воздействием солнца и воды старые покрышки выделяют в почву и атмосферу высокотоксичные вещества. Отработанные шины можно либо утилизировать на специальных заводах с мощными фильтрами, либо переработать в резиновую крошку разной фракции.

Понятно, что эффект от призыва везти авторезину на специальный пункт, да еще за это платить, окажется минимальным. Визуальное подтверждение тому сегодня – на каждой мусорной площадке.

Директор «Феникса» Дмитрий Белов на прошлой неделе предложил властям Петропавловска прогрессивный вариант: предприятие может установить в 18 точках города специальные баки в сезоны смены шин, куда их можно выбросить бесплатно. Эти баки, так называемые «лодочки», каждый вместимостью 8 кубометров, уже в наличии.

Председатель городской думы Галина Монахова предложила представителям городской администрации еще более детально проработать данный вопрос. Например, чтобы мотивировать горожан пользоваться предложенными точками сбора, платить автолюбителям деньги за сданные автопокрышки. «Пусть это будут небольшие суммы, но это действенный путь к решению проблемы», – сказала Галина Монахова.

Врио губернатора Владимир Солодов недавно побывал на новом производстве, высоко оценил его значимость для края.

«С нашим предложением глава региона согласен, – говорит Дмитрий Белов. – Мы бесплатно принимаем, бесплатно собираем автопокрышки, а эти расходы закладываем в стоимость изделий из крошки – плитки, дорожек, бордюров, экопарковки и т. д.».

Рынок сбыта этой продукции в нашем регионе ограничен, реализация внутри территории минимальная, а вывозить изделия за пределы Камчатки настолько дорого, что лишено экономического смысла.

«Если мы будем обеспечены заказами по контрактам, то будем готовы не только бесплатно собирать автопокрышки по городу, но и очистим от них природу. Конечно, это возможно только при условии максимальной реализации продукции», – отмечает руководитель компании «Феникс».

Ну а применение этих изделий широкое. Сегодня в крае строится сразу несколько крупных спортивных объектов. И в физкультурно-оздоровительных комплексах, и в спортивном парке «Спартак» необходимы травмобезопасные покрытия из резиновых полимеров. Так же как и на всех спортивных площадках школ и детсадов, и на детских игровых площадках во дворах.

Путь пластиковой бутылки

Автошины – не единственный вид отходов, которые «Феникс» пытается обратить в доходы. На полигоне № 1, известном как городская свалка, предприятие установило мусоросортировочный комплекс. Сначала перерабатывали картон, отделяли стекло, металл, а затем отдельно стали собирать пластик и ПЭТ-тару непосредственно на контейнерных площадках. Из них «Феникс» изготавливает легкую и прочную дорожную плитку, в состав которой входит стекло, песок и пластик, а также иную продукцию.

Как ни сомневались скептики в том, что население будет использовать желтые баки по назначению, в обычные помойки эти емкости не превратились. В баки выбрасывают именно пластиковый мусор – ПЭТ-бутылки, флаконы от средств гигиены и бытовой химии, упаковки, канистры.

Дмитрий Белов призывает выбрасывать в желтые баки для пластика различные пакеты и пленки, которые сейчас в основном попадают в контейнеры с остальными отходами и, как правило, непригодны для переработки.

«Мелкие полиэтиленовые пакеты, да еще когда в них завернуты пищевые отходы, отсортировать практически невозможно. К сожалению, мы вынуждены отправлять их на захоронение», – объяснил директор ООО «Феникс».

Переработчики также просят граждан: скручивайте или сминайте пластиковые бутылки, чтобы мусоровозам не приходилось возить «воздух». Если бутылки выброшены целыми с закрученными крышками, то спрессовать их не получается, и на завод едет всего тонна мусора – количество поездок и затрат существенно вырастает.

Сегодня из-за пандемии коронавируса многое осложнилось. Большую часть собранного пластика «Феникс» из-за ограниченного рынка сбыта отвозил на материковские заводы, но сейчас их мощности задействованы на 10–15 процентов из-за сильного падения спроса на продукцию.

А что касается заказов на Камчатке… «Заказы идут, но не так много, как хотелось бы, – говорит Дмитрий Белов. – И это при том, что мы пока не вышли на полную мощность – производство обустраивается, расширяется, переустанавливается оборудование. Через пару недель заработаем «на всю катушку», и тогда… думаю, что все произведенное у нас купить не смогут».

Мусор станет электричеством

Через «Феникс» проходит весь мусор, производимый жителями краевого центра: тщательно отбираются отходы, пригодные для переработки, а те, которым вторую жизнь дать не получится, отправляются на захоронение. В настоящий момент только около 40 процентов отходов снова становятся полезными предметами – большая часть все еще зарывается на полигоне. Руководство «Феникса» стремится изменить это соотношение в пользу вторичной переработки сырья.

Сортировка мусора успела отразиться на экологическом состоянии нашей территории. Снизился уровень захоронения мусора, удалось закрыть свалку № 2, которая располагалась в районе ЖБФ. Со временем стоит задача и полностью уйти от захоронения отходов, у нас должно появляться больше мусоросортировочных заводов.

Один по-настоящему уникальный для Камчатки проект «Феникс» сможет реализовать после того, как построит новый мусорный полигон взамен старого. Земельный участок под этот объект выделен, идет процесс оформления его вывода за городские границы, что управление архитектуры мэрии обещало завершить до конца года. И дальше – самое интересное.

В процессе строительства полигона будут заложены специальные трубы, к которым в дальнейшем будут подключены насосы. При гниении отходов вырабатывается газ метан, который насосами будет откачиваться с полигона, очищаться, и чистый газ будет подаваться на специальные установки для выработки электроэнергии мощностью от 1 до 2 мегаватт в час. И это электричество вольется в общую энергосистему края.


Мария ШУПЕНИК



Автомобильные покрышки, в том числе отработанные, в соответствии с Гражданским кодексом, являются собственностью конкретных лиц. Таким образом, обязательство о надлежащей утилизации данного отхода возложено на граждан, в чьей собственности находятся автопокрышки. Отработанные шины входят в перечень видов отходов, в состав которых входят вредные компоненты, и их захоронение запрещается. Таким образом, собственники должны своими силами организовать утилизацию отходов путем доставки на соответствующие предприятия. Или в обещанные точки бесплатного сбора автопокрышек.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.