Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Через столетья и лихолетья: музею православия на Камчатке – 20 лет

08:55
1053

На фоне тысячелетней истории православия возраст православной веры на Камчатке - 300 лет - выглядит скромнее. Тем более, недавно мы отмечали 100-летие Петропавловской и Камчатской епархии.

Однако события, свершения и личности, которые вместили эти столетия, масштабны и поистине бесценны для полуострова. Как и их глубинное духовное и цивилизационное значение. Увы, ещё в 1990-е годы в документальной истории ощущался большой дефицит сведений о деятельности русской православной церкви на Камчатке.

Восстановить историческую справедливость, собрать и сохранить достоверную летопись и материальные свидетельства тех лет - такую задачу поставили 20 лет назад инициаторы создания музея православия на Камчатке. Владыка Игнатий своим указом образовал музей 28 мая 2000 года, но эта дата - лишь точка отсчёта, старт сбора артефактов, которые представлены сегодня в музее.

Одним из основателей музея, его бессменным директором в течение этих лет и главным собирателем истории стал Артур Белашов. В прошлом - партийный и советский руководитель, основатель Фонда компенсации в пользу народов Севера и портретный галереи "Скрижали Камчатки", Артур Изосимович сам прошёл непростой дорогой к храму... В 2000 году владыка Игнатий благословил его на создание жизнеописания митрополита Нестора (Анисимова), первого епископа Камчатского, дабы епархия могла ходатайствовать о его канонизации. Были разосланы запросы в архивы - и работа закипела. Уже на первых порах большую помощь в поисках оказала Зоя Дмитриевна Астахова (монахиня матушка Зоя, в схиме Ефросинья).

Как радовались энтузиасты появлению первых документов и экспонатов! А потому не устояли перед соблазном расширить горизонты – замахнуться на написание истории епархии. Логично возникла и идея создания музея.

- И я пошёл сразу по трём тропинкам, по которым никто раньше не хаживал: жизнеописание святителя Нестора, написание истории епархии, строительство музея… - вспоминает Артур Изосимович. - Ох, и досталось старику! По 12 часов сидел за печатной машинкой. Вёл переписку со всем миром...

Уже в 2003 году был издан первый том книги "Очерки истории Петропавловской и Камчатской епархии". Затем - второй и третий тома, всего около тысячи страниц, в четырёх книгах. За столь сжатые сроки была восстановлена полная картина трудов церкви в регионе. Уже одну только эту монументальную работу специалисты с полным основанием называют научно-историческим подвигом… Завершён третий, окончательный вариант «Жития митрополита Иннокентия». Собран по крупицам большой материал по жизнеописанию владыки Нестора, эта работа продолжается. Всего за эти годы в православном издательстве «Скрижали Камчатки» трудами Белашова издано около 30 книг. Миру подарены многие открытия – исторические и философские… И третье дело увенчалось успехом - создан музей истории православия на Камчатке, который сегодня известен и признан в России и за рубежом. В 2005 году он обрёл свой постоянный дом в нижнем храме Собора Святой Живоначальной Троицы. Открывал его уже архиепископ Петропавловский и Камчатский Артемий. Музейные экспонаты - а их сегодня более полутора тысяч - привезены со всего мира. Это документы, фотографии, воспоминания, иконы, предметы быта и одежда священнослужителей.

Удивительный, неутомимый Артур Изосимович разменял девятый десяток лет, но продолжает работать над новой книгой "Зловещая 58-я", повествующей о гибели камчатской епархии в годы советской власти. Зловещая, расстрельная статья...

Для будущих поколений

- Наш музей уникален тем, что большинство его экспонатов было возвращено на Камчатку. То есть в своё время и вещи, и иконы были вывезены с полуострова, спрятаны и хранились "под спудом" нашими благочестивыми людьми. Через времена, нередко с риском для жизни...

Мы беседуем в музее с архиепископом Петропавловским и Камчатским Феодором. Коронавирус. В епархии строго соблюдают карантин и ожидают лучших времён, когда на службы в соборе вновь соберутся прихожане, а в музей вернутся посетители.

- С 1916 года епископом Камчатским и Петропавловским являлся владыка Нестор (свой титул он носил до 1946 года). В 1921 году святитель вынужден был покинуть полуостров. Только в 1985 году в Петропавловск вновь прибыл священник о. Ярослав Левко. А следующий глава епархии - лишь спустя 70 с лишним лет, в 1994-м году. Колоссальный промежуток времени Камчатка жила без архиерея, в духовном вакууме, который ощущается и сегодня. Все 65 камчатских церквей и часовен были закрыты после революции, в 1924-1931 годы. И только сегодня, восстанавливая храмы, мы вновь приближаемся к этому числу.

Владыка, выступая в роли экскурсовода, говорит о главном: история православия на Камчатке неразрывно связана с историей присоединения полуострова к России в конце 17-го века. В отрядах казаков-первопроходцев всегда шли священники, чтобы не только географически, но и культурно, духовно эти земли стали русскими.

- Отрядом атамана Атласова на реке Каныч, притоке реки Камчатки, был установлен православный крест, который и сейчас стоит практически там же. В те времена крест означал - эта земля русская.

Экспозиции музея рассказывают об экспедиции Витуса Беринга, корабли которой носили имена святых апостолов Петра и Павла. О легендарной обороне Петропавловска от англо-французской эскадры. Исторический факт: на батарее Максутова священник был неотступно вместе с защитниками города, отпевал погибших, духовно поддерживал…

- На Камчатке нет своих канонизированных святых, но есть особо чтимые святители, которые здесь трудились и много сделали для полуострова, - говорит владыка Феодор. - Светитель Иннокентий, просветитель Аляски, в 19 веке несколько раз объезжал Камчатку, жил и трудился на Алеутских островах. Когда работал над переводом Евангелия на язык алеутов, столкнулся с проблемой: в священном писании часто встречается слово "хлеб". А островитяне не знали хлеба, никогда не выращивали пшеницу. И Иннокентий в виде исключения заменил слово «хлеб» на слово «рыба»...

Иконы, представленные в музее, были сохранены верующими - без преувеличения - с риском для жизни. А образ святителя чудотворца Николая был подарен Владимиром Путиным во время визита на Камчатку в 2010 году.

В основе экспозиции музея - личные вещи святителя Нестора, свидетельства его трудов и духовного подвига. В 1907 году молодым иеромонахом он приехал на далёкую и малонаселённую Камчатку. Увидел жизнь коренных жителей - и понял, что не сможет своими силами помочь им побороть нищету, безграмотность, болезни. В Санкт-Петербурге - каким-то чудом, минуя все преграды - он попадает на приём к царской семье. Дважды. В итоге в 1910 году по благословению императора Николая II было создано камчатское православное братство.

- Сейчас это называли бы общественной организацией. Целью братства был сбор средств в помощь Камчатке. Во Владивостоке закупали срубы и везли на полуостров. Строили в глубинке первые школы, лечебницы, храмы, приюты. Северное село Тиличики, можно сказать, с нуля создавал митрополит Нестор. Построил школу, сам в ней преподавал. А император пожертвовал храм для села, - рассказывает владыка Феодор. – Владыка Нестор вместе с коренными камчатцами жил в землянках, столкнулся с эпидемией, много раз рисковал жизнью, но никогда никому не отказывал в помощи.

Своего батюшку аборигены очень любили. В благодарность за доброту пошили ему из оленьего меха священническую рясу, смастерили жезл из моржовой кости. Эти свидетельства любви и уважения к митрополиту можно увидеть в музее. Здесь же - личные вещи митрополита, подарки царской семьи. Владыка написал книгу «Моя Камчатка», которую невозможно читать без слёз. Сегодня митрополита Нестора – Апостола Камчатки - чтят и помнят не только в нашем крае. Его могилу у стен патриаршей резиденции в подмосковном Переделкино ежегодно посещают верующие из разных городов, где сохранились ведущие к нему духовные ниточки...

- Продолжается сбор документов, необходимых для канонизации митрополита Нестора. Думаю, обязательно наступит момент, когда он будет канонизирован. И у камчатцев будет свой святой заступник, - говорит владыка Феодор.

Экспозиции музея повествуют о православных людях, которые в послереволюционные годы поплатились за веру свободой и жизнью –Даниил Шерстенников, Леонтий Яковлев. Всего под каток репрессий против духовенства попали около 45 человек, более 30 были высланы, посажены в лагеря, более 10 – расстреляны. Никто из них так и не вернулся на Камчатку. Но память о них живёт в том числе и в епархиальном музее.

Как говорит владыка Феодор, музей православия сегодня востребован, его посещают люди верующие и далёкие от веры, но любящие свою малую Родину, её историю. В соборный комплекс и в музей нередко приходят школьники и туристы. Здесь проводят экскурсии и демонстрируют документальные фильмы. Музей живёт активной жизнью вместе со всей православной Камчаткой.

- Мы должны сохранить историю, знания и имена для будущих поколений, иначе утеряем свои основы. Чтобы не повторить былых страшных ошибок, - говорит владыка Феодор.

На православной карте полуострова прибавляются купола и крестики - храмов и православных общин становится больше. Достраивается грандиозный морской собор в Петропавловске-Камчатском, продолжается строительство храма в Каменском, часовни в посёлке Вывенка. Будут поставлены храмы в Раздольном и Шаромах. Немало молодых камчатцев сегодня учатся в духовных школах, чтобы вернуться и служить в родном крае. А значит, не прервалась связь времён…


Елена БРЕХЛИЧУК

Через столетья и лихолетья: музею православия на Камчатке – 20 лет 0Через столетья и лихолетья: музею православия на Камчатке – 20 лет 1

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.