Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Алексей КОСТЫЛЕВ – о народной программе края

09:30
1158

О том, как работает «кухня», где готовятся предложения по улучшению жизни в регионе – в беседе с координатором Центра развития Камчатки, председателем Общественной палаты края Алексеем КОСТЫЛЕВЫМ.

- Алексей Владиленович, каков механизм работы Центра: кто является экспертами, как доносятся до сессий предложения камчатцев?

- По сути Центр является рабочей группой Общественной палаты Камчатского края. В неё вошли и действующие члены ОП, и достаточно большой актив различных профессиональных и научных сфер.

В составе палаты работает 9 комиссий – по экономическим, социальным и другим вопросам, в которые также входят и члены палаты, и представители общественности. Например, в комиссии по здоровому образу жизни и экологии – 6 членов палаты и около 50 экологических активистов. Из членов комиссий определены эксперты, каждый из которых приглашает и вовлекает в работу всех заинтересованных, компетентных в том или ином вопросе жителей Камчатки.

Все, у кого есть реальные идеи, звонят на горячую линию и приходят во Дворец молодёжи, где базируется Центр, и знакомят с ними волонтёров, которые, в свою очередь, более точно выясняют намерения заявителя. Если он желает принять участие в обсуждении той или иной проблемы, будет приглашён на заседание сессии по соответствующей теме. Иногда человек приводит с собой небольшую группу поддержки, которая разделяет его взгляды.

- О чем камчатцы чаще всего говорят, звоня на горячую линию?

- К сожалению, это жалобы на плохую межкварталку, нерегулярную уборку мусора, на управляющие компании. Как журналист, я понимаю, что в минуту звонка человек искренне убеждён, что именно в его районе худшая межкварталка или нерадивая управляйка. Всё это, безусловно, важно, но для решения этих проблем существуют другие номера горячих линий и специализированные органы. Есть немало людей, которые просто хотят выпустить пар.

- Как много людей имеет возможность участвовать в сессиях?

- Такая возможность есть у всех, кому реально есть что предложить. Мы посчитали, что о проведении каждой сессии знают примерно 100-120 человек. Если учесть, что людей, у которых есть не только опыт, но и конкретные идеи, не так уж много, то этого хватает.

А дальше порядок очень простой. Когда все сессии пройдут, сформируется определенный пакет предложений. Привлеченные эксперты, практики и учёные во главе с Татьяной Михайловой, председателем комиссии по научным программам Общественной палаты края, что называется, собьют проект программы.

Но это не значит, что не вошедшие в программу предложения будут забыты. Так мы решили не поступать. Может быть, то, что сегодня кажется нереальным, завтра окажется здорово и просто необходимо. Поэтому будет сформирован банк предложений на будущее.

Программа ляжет на стол главе региона, депутатам Законодательного собрания с перспективой стать основой развития территории края.

- Существует мнение о том, что затея с Центром - пиар, популизм и заигрывание с населением. Ведь потребности территории всем известны, существуют разного уровня программы, которые формируются, исходя из их финансовых и иных возможностей. В том же Вилючинске речь шла об аварийных домах, отсутствующих детских площадках. Всё это должно быть заложено в программах. Разве не так?

- Нужно понять психологию чиновника, который составляет ту или иную программу. Если она не будет выполнена, последует взыскание в той или иной форме. А никто не хочет быть наказанным. Поэтому планы и программы всегда составляются очень осторожно и местами расплывчато.

Если бы у нас все законы и все программы выполнялись, мы стали бы самой передовой мировой державой. Но любая программа пишется на определённый срок и с конкретными показателями. Ожидать, что в них будет включено всё, что нужно сделать, заменить, залатать и построить – не совсем верно. То есть, теоретически – да, а практически – нет. По тем же аварийным домам – нужно расселить двадцать домов, а есть возможность – только пять. Поэтому в программу включаются пять. И мы сейчас, благодаря обсуждениям, пытаемся выявить весь этот токсичный фонд. Есть ситуации, когда дом не признаётся аварийным, не подходя под этот статус хоть по какому-то из параметров, но фактически жить в нём невозможно, и даже ремонт мало что изменит. Значит, такой дом необходимо признавать непригодным. Такой фонд мы ставим на учёт, а определять его дальнейшую судьбу – задача специализированных органов.

Есть ещё важная проблема. Чтобы построить дом, нужно иметь подготовленную площадку, нужно иметь завод по производству стройматериалов и, конечно, профессиональные строительные кадры. Это ключевые позиции. И, по большому счёту, в программе пойдёт речь не о домах. А о том, где мы должны ставить эти заводы и что именно они должны выпускать. О том, что в срочном порядке необходимо создавать учебные заведения по подготовке строительных кадров от среднего профессионального до высшего уровня и т. д.

Другой пример - на стратегической сессии по здравоохранению не просто говорилось о проблеме кадрового дефицита. Шёл вполне предметный разговор о том, откуда брать эти кадры. Был определён ряд депрессивных регионов, где находятся медицинские вузы, при этом зарплаты врачей существенно ниже, чем на Камчатке. Например, Курганская область, где 17 тысяч рублей платят врачу, и ещё нужно попасть на такую работу. Или город Чита, где зарплата медиков примерно на таком же уровне, и тоже есть медицинский институт.

Конечно, было бы идеально, если бы люди чаще приходили с интересными идеями, подобными проекту Владимира Семчёва по строительству Жупановской ГЭС.

- Кстати, что будет с этим проектом?

- Пока наши эксперты поделились на два лагеря. Но с моей точки зрения оставаться заложниками мазута, сжиженного газа, который сегодня дадут, а завтра не дадут, дальше невозможно. На Камчатке целесообразно построить мощную гидроэлектростанцию как стабильный источник генерации.

- Какие ещё идеи предлагаются из серии «прорывных»?

- Таких идей, чтобы Илон Маск заплакал от зависти, не высказывается. Но есть весьма актуальные и полезные. Например, частные детские сады, так называемые билдинг-сады, когда изначально при строительстве домов закладывается помещение для детсада, рассчитанного на группу из нескольких домов. Подобные идеи существовали и ранее – вроде комнат для совместных культурно-массовых мероприятий для соседей, детских игровых комнат, но сейчас это вполне конкретные и понятные, а главное - востребованные большинством пожелания.

Пусть сейчас вся эта работа и выглядит как наивные попытки сделать жизнь лучше и комфортнее, но они совершенно жизнеспособны.

Главное, что обозначились люди, которые не просто требуют и жалуются, а заявляют, что готовы сами принять участие в работе, затратить время, при этом не просят должность с зарплатой.

- Когда программа будет сформирована?

- Уточню – проект программы. Мы надеемся, что это произойдёт уже в первой половине августа.

 

Беседовала Мария ШУПЕНИК

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.