Рисующая театр

Тот, кто знает, что такое театр во всем его многогранном проявлении, вряд ли станет оспаривать истину: после режиссера-постановщика любого спектакля на втором месте стоит фигура художника. Действительно, что первым делом высвечивает цепким взглядом зритель, едва поднимется занавес? Конечно же, декорации, в которых живут герои, а также – костюмы, в которых артисты обыгрывают своих персонажей. Все вместе и создает тот настрой и колорит, который способствует проникновению в режиссерский замысел. Ну и, конечно же, игра актеров в предлагаемых обстоятельствах. Вот уже более 25 лет художественный стиль и вкус самого высокого уровня в спектаклях краевого театра драмы определяет его главный художник Леся БЕСПАЛЬЧАЯ.

…Такого поворота в ее биографии ничто не предвещало. Коренная киевлянка, до слез обожающая свою малую родину (а теперь, к собственному удивлению, она всякий раз, очутившись там, стремится поскорее вернуться на Камчатку), с юных лет обожала театр и вообще жила искусством. Леся в числе первых учениц закончила престижную художественную школу и собиралась поступать в профильный республиканский институт, на живописный факультет. Ей нравилось писать портреты и пейзажи. Но, как это нередко случается в жизни, появилась сама судьба и подставила ей подножку.

— Ваша дочь не добрала 2 баллов, — заявили экзаменаторы родителям. И предложили проявить интерес к декорационно-театральному отделению.

Правда, уже очень скоро выявилась накладка со стороны деканата, а с ней и возможность перейти на первоначально избранную дорожку. Но девушка решительно отказалась. И не из упрямства, нет. Как человек, заряженный на творческую волну, она уже подпала под влияние театральной ауры:

— И я уже не захотела оттуда уходить. Мне это нравилось.

Тем более что буквально с 3-го курса юного художника уже приглашали оформлять свои спектакли лучшие киевские театры.

1976 год ознаменовался и для самой Леси Беспальчей, и для крупнейшего театра Украины – им. Ивана Франко – постановкой по пьесе модного в то время драматурга Коломийца «Серебряная паутина». Это был ее дипломный проект.

— Помимо декораций, мне предстояло сделать эскизы 100 костюмов (у некоторых персонажей было по нескольку переодеваний во время спектакля).

И, конечно, постановка света. Свет в этом деле для художника — либо союзник, либо может испортить всю авторскую задумку. Кстати, сейчас в нашем театре после капремонта с ним возникли большие проблемы.

Не так уж часто случается, когда едва оперившегося выпускника приглашают на работу в солидный театр с именем и устойчивыми традициями. Но именно так произошло с Л. Беспальчей. Ее позвали сразу в два театра, один из которых был академическим.

— Но я пошла в ТЮЗ, поскольку было взаимопонимание с его главным режиссером.

За студенческую пору Леся уже успела «обрасти» и престижными наградами за свои работы на театральных подмостках. За спектакль «Храбрый портняжка», например, она была удостоена премии среди театральных работ огромной страны на фестивале, посвященном немецкой драматургии.

— И я, совсем еще девчонка в коротенькой юбочке, получала эту награду в компании таких мэтров нашего искусства, как М. Царев, Ю. Любимов, Р. Стуруа.

Было в ее жизни, на творческом пути, еще много других приятных событий. Работы молодого театрального художника не раз были отмечены призами и наградами, такими, скажем, как медали ВДНХ.

Камчатка вошла в ее жизнь и поселилась там по-хозяйски основательно, без особого расположения к этому самой Леси. Все вышло случайно и спонтанно:

— Я в то время была в Москве, на 2-годичной стажировке, что приравнивалось к аспирантуре. Заканчивался срок, и тут мне вдруг захотелось все поменять. Подумалось, придется опять возвращаться к этой надоевшей урбанистике, где все так привычно и знакомо. В общем, мною одолела «охота к перемене мест». И я отправила о себе информацию на Сахалин и Камчатку. Сахалин промолчал. А вот с Камчатки позвонил Юрий Погребничко, который в те годы уже успел осветить своим талантом наш театр.

Они пересеклись в столице, без запинок нашли точки сопричастности к своему великому делу. Она сразу же поняла, что они — люди одной крови. И вот уже Леся Беспальчая — главный художник Камчатского театра.

— Это – судьба, — считает сегодня Леся.

Едучи в глухую провинцию, какой Камчатку и по сей день представляют себе столичные снобы, Леся не ожидала здесь встречи с чем-то особенным. Но реальность буквально потрясла ее до глубины души:

— Конечно, меня тут прежде покорила природа. А театр поразил своей непровинциальной труппой. Здесь меня сразу же окружила, очаровала и покорила эта удивительная творческая атмосфера крепкого театрального коллектива, с хорошей энергетикой и ярко выраженными талантами. Как отдельных актеров, так и всей сплоченной команды. Кстати, так остается и по сей день. Недавно побывавшие у нас с гастролями артисты из «6 кадров» в свободное время посмотрели один из спектаклей и были настолько потрясены, что прямиком отправились со словами благодарности за кулисы:

— В столице так уже никто не играет.

Такой же бурный прием всегда ожидает наш театр и на Вампиловских фестивалях в Иркутске, где зрители стоя, по 20 минут, аплодируют нашим артистам.

И пошла увлекательнейшая работа, с радостью, взахлеб. Сегодня Л. Беспальчая сожалеет лишь об одном — что с Юрием Погребничко ей удалось сделать всего 4 спектакля. А первой была володинская пьеса «С любимыми не расставайтесь».

После ухода из театра этого мастера для главного художника вскоре наступило безвременье. У руля театра оказались люди, которых трудно «обвинить» в любви к этому делу. Тогда чтобы хоть как-то спасти творческое лицо, приходилось в буквальном смысле слова перекраивать старые костюмы и перелицовывать декорации. На оформление спектаклей тогда не давали ни рубля. Доходило до абсурда. Однажды потребовался для костюма ровно метр красной ткани. И тут Л.Беспальчая вновь получила отказ. Тогда она разыскала среди отживших транспарантов «Да здравствует…» кусок кумача, отстирала дома, выгладила и пустила на необходимый костюм.

Хороший творческий тандем сложился у нее и с Валентином Зверовщиковым, с которым она активно проработала последние годы. Из тех 50 режиссеров, с которыми художника свела за всю карьеру судьба, лучше и продуктивнее работалось именно с ними — Погребничко и Зверовщиковым. А всего за годы работы в театрах она оформила более 150 спектаклей. Ее и до сих пор приглашают помочь в оформлении разные театры России, знают: Леся Беспальчая – это бренд и залог успеха.

— Леся, с чего начинается работа над спектаклем?

— Я читаю пьесу. Потом интересуюсь у режиссера, каким он видит будущий спектакль. Когда ставили «Много шума из ничего», я позвонила постановщику С. Стеблюку. Он мне сказал: я хочу, чтоб это была легкая, праздничная комедия. Я тут же придумала 6 вариантов. Из них оставила 2. А уж Стеблюк из них выбрал то, что увидел зритель.

К сожалению, не все было на сцене исполнено как задумывалось художником. И это ее очень огорчает.

Зато наряду со своими любимыми работами — «Кабаре», «Дембельский поезд», «Дульсинея Тобосская», «Жорж Данден» — отмечает как творческую удачу спектакль «Серебряное копытце» — сказочный, удивительно радостный.

Говоря о творчестве художника в театре, нельзя обойти вниманием и тех, кто замыслы мастера воплощает непосредственно в оформление сценического пространства. У главного художника в театре есть своя маленькая, но на удивление сплоченная команда, в которой солируют декораторы Анна Эрдэниева и Елена Пироговская, а также бутафор Зоя Медведева. Про них мастер говорит:

— Это — мое главное сокровище. Они очень талантливые и умные.

Не так давно Л. Беспальчая работала по приглашению в Челябинске, Иркутске и Хабаровске, где столкнулась с таким небрежением к делу тамошних декораторов, что оставалось только диву даваться:

— Им до наших, как пешком до Шанхая!

Как пример удивительного вдохновения вспоминается художнику работа над спектаклем «Жорж Данден». Для него было сконструировано 12 мужских и женских костюмов-трансформеров в старинном стиле — с кринолинами, камзолами и всевозможными шляпами и шляпками. Каждый костюм тогда расписывали вручную масляными красками. Мужские шляпы были с подсветками. В общем, это был еще один шедевр. К сожалению, в свое время недооцененный.

Став камчадалкой, эта южанка породнилась и с океанской волной — она обожает плавать на открытой воде до самого снега, любит пешие прогулки. Все это создает в душе гармонию, которая для художника – особая необходимость.

В свободное время, которого остается не так уж и много, с наслаждением мастерит витинанки. Это — старинное искусство, когда из бумаги вырезаются ажурные фигурки и наклеиваются потом на картон. Здесь нет предела самой буйной фантазии. Сегодня работы художницы украшают интерьеры многих горожан.

Театр — это все-таки удивительное изобретение человечества. Он и просвещает, и развлекает, заставляет задуматься, а порой и предупреждает. В нем каждый – на своем месте. Актеры — на сцене, зрители — в зале, остальные — там, в тиши кулис, трудятся на общее дело. И всякий раз, придя в театр, мы с восторгом и радостью любуемся очередной авторской работой, в которую вложила душу и щедрой горстью отсыпала от своего таланта неповторимый художник нашего театра Леся Беспальчая.

Валентина АЛЕКСЕЕВА

Фото Виктора ГУМЕНЮКА

3167

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых