Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Рисующая театр

21:00
4169

Тот, кто знает, что такое театр во всем его многогранном проявлении, вряд ли станет оспаривать истину: после режиссера-постановщика любого спектакля на втором месте стоит фигура художника. Действительно, что первым делом высвечивает цепким взглядом зритель, едва поднимется занавес? Конечно же, декорации, в которых живут герои, а также – костюмы, в которых артисты обыгрывают своих персонажей. Все вместе и создает тот настрой и колорит, который способствует проникновению в режиссерский замысел. Ну и, конечно же, игра актеров в предлагаемых обстоятельствах. Вот уже более 25 лет художественный стиль и вкус самого высокого уровня в спектаклях краевого театра драмы определяет его главный художник Леся БЕСПАЛЬЧАЯ.

…Такого поворота в ее биографии ничто не предвещало. Коренная киевлянка, до слез обожающая свою малую родину (а теперь, к собственному удивлению, она всякий раз, очутившись там, стремится поскорее вернуться на Камчатку), с юных лет обожала театр и вообще жила искусством. Леся в числе первых учениц закончила престижную художественную школу и собиралась поступать в профильный республиканский институт, на живописный факультет. Ей нравилось писать портреты и пейзажи. Но, как это нередко случается в жизни, появилась сама судьба и подставила ей подножку.

- Ваша дочь не добрала 2 баллов, - заявили экзаменаторы родителям. И предложили проявить интерес к декорационно-театральному отделению.

Правда, уже очень скоро выявилась накладка со стороны деканата, а с ней и возможность перейти на первоначально избранную дорожку. Но девушка решительно отказалась. И не из упрямства, нет. Как человек, заряженный на творческую волну, она уже подпала под влияние театральной ауры:

- И я уже не захотела оттуда уходить. Мне это нравилось.

Тем более что буквально с 3-го курса юного художника уже приглашали оформлять свои спектакли лучшие киевские театры.

1976 год ознаменовался и для самой Леси Беспальчей, и для крупнейшего театра Украины – им. Ивана Франко – постановкой по пьесе модного в то время драматурга Коломийца «Серебряная паутина». Это был ее дипломный проект.

- Помимо декораций, мне предстояло сделать эскизы 100 костюмов (у некоторых персонажей было по нескольку переодеваний во время спектакля).

И, конечно, постановка света. Свет в этом деле для художника - либо союзник, либо может испортить всю авторскую задумку. Кстати, сейчас в нашем театре после капремонта с ним возникли большие проблемы.

Не так уж часто случается, когда едва оперившегося выпускника приглашают на работу в солидный театр с именем и устойчивыми традициями. Но именно так произошло с Л. Беспальчей. Ее позвали сразу в два театра, один из которых был академическим.

- Но я пошла в ТЮЗ, поскольку было взаимопонимание с его главным режиссером.

За студенческую пору Леся уже успела «обрасти» и престижными наградами за свои работы на театральных подмостках. За спектакль «Храбрый портняжка», например, она была удостоена премии среди театральных работ огромной страны на фестивале, посвященном немецкой драматургии.

- И я, совсем еще девчонка в коротенькой юбочке, получала эту награду в компании таких мэтров нашего искусства, как М. Царев, Ю. Любимов, Р. Стуруа.

Было в ее жизни, на творческом пути, еще много других приятных событий. Работы молодого театрального художника не раз были отмечены призами и наградами, такими, скажем, как медали ВДНХ.

Камчатка вошла в ее жизнь и поселилась там по-хозяйски основательно, без особого расположения к этому самой Леси. Все вышло случайно и спонтанно:

- Я в то время была в Москве, на 2-годичной стажировке, что приравнивалось к аспирантуре. Заканчивался срок, и тут мне вдруг захотелось все поменять. Подумалось, придется опять возвращаться к этой надоевшей урбанистике, где все так привычно и знакомо. В общем, мною одолела «охота к перемене мест». И я отправила о себе информацию на Сахалин и Камчатку. Сахалин промолчал. А вот с Камчатки позвонил Юрий Погребничко, который в те годы уже успел осветить своим талантом наш театр.

Они пересеклись в столице, без запинок нашли точки сопричастности к своему великому делу. Она сразу же поняла, что они - люди одной крови. И вот уже Леся Беспальчая - главный художник Камчатского театра.

- Это – судьба, - считает сегодня Леся.

Едучи в глухую провинцию, какой Камчатку и по сей день представляют себе столичные снобы, Леся не ожидала здесь встречи с чем-то особенным. Но реальность буквально потрясла ее до глубины души:

- Конечно, меня тут прежде покорила природа. А театр поразил своей непровинциальной труппой. Здесь меня сразу же окружила, очаровала и покорила эта удивительная творческая атмосфера крепкого театрального коллектива, с хорошей энергетикой и ярко выраженными талантами. Как отдельных актеров, так и всей сплоченной команды. Кстати, так остается и по сей день. Недавно побывавшие у нас с гастролями артисты из «6 кадров» в свободное время посмотрели один из спектаклей и были настолько потрясены, что прямиком отправились со словами благодарности за кулисы:

- В столице так уже никто не играет.

Такой же бурный прием всегда ожидает наш театр и на Вампиловских фестивалях в Иркутске, где зрители стоя, по 20 минут, аплодируют нашим артистам.

И пошла увлекательнейшая работа, с радостью, взахлеб. Сегодня Л. Беспальчая сожалеет лишь об одном - что с Юрием Погребничко ей удалось сделать всего 4 спектакля. А первой была володинская пьеса «С любимыми не расставайтесь».

После ухода из театра этого мастера для главного художника вскоре наступило безвременье. У руля театра оказались люди, которых трудно «обвинить» в любви к этому делу. Тогда чтобы хоть как-то спасти творческое лицо, приходилось в буквальном смысле слова перекраивать старые костюмы и перелицовывать декорации. На оформление спектаклей тогда не давали ни рубля. Доходило до абсурда. Однажды потребовался для костюма ровно метр красной ткани. И тут Л.Беспальчая вновь получила отказ. Тогда она разыскала среди отживших транспарантов «Да здравствует…» кусок кумача, отстирала дома, выгладила и пустила на необходимый костюм.

Хороший творческий тандем сложился у нее и с Валентином Зверовщиковым, с которым она активно проработала последние годы. Из тех 50 режиссеров, с которыми художника свела за всю карьеру судьба, лучше и продуктивнее работалось именно с ними - Погребничко и Зверовщиковым. А всего за годы работы в театрах она оформила более 150 спектаклей. Ее и до сих пор приглашают помочь в оформлении разные театры России, знают: Леся Беспальчая – это бренд и залог успеха.

- Леся, с чего начинается работа над спектаклем?

- Я читаю пьесу. Потом интересуюсь у режиссера, каким он видит будущий спектакль. Когда ставили «Много шума из ничего», я позвонила постановщику С. Стеблюку. Он мне сказал: я хочу, чтоб это была легкая, праздничная комедия. Я тут же придумала 6 вариантов. Из них оставила 2. А уж Стеблюк из них выбрал то, что увидел зритель.

К сожалению, не все было на сцене исполнено как задумывалось художником. И это ее очень огорчает.

Зато наряду со своими любимыми работами - «Кабаре», «Дембельский поезд», «Дульсинея Тобосская», «Жорж Данден» - отмечает как творческую удачу спектакль «Серебряное копытце» - сказочный, удивительно радостный.

Говоря о творчестве художника в театре, нельзя обойти вниманием и тех, кто замыслы мастера воплощает непосредственно в оформление сценического пространства. У главного художника в театре есть своя маленькая, но на удивление сплоченная команда, в которой солируют декораторы Анна Эрдэниева и Елена Пироговская, а также бутафор Зоя Медведева. Про них мастер говорит:

- Это - мое главное сокровище. Они очень талантливые и умные.

Не так давно Л. Беспальчая работала по приглашению в Челябинске, Иркутске и Хабаровске, где столкнулась с таким небрежением к делу тамошних декораторов, что оставалось только диву даваться:

- Им до наших, как пешком до Шанхая!

Как пример удивительного вдохновения вспоминается художнику работа над спектаклем «Жорж Данден». Для него было сконструировано 12 мужских и женских костюмов-трансформеров в старинном стиле - с кринолинами, камзолами и всевозможными шляпами и шляпками. Каждый костюм тогда расписывали вручную масляными красками. Мужские шляпы были с подсветками. В общем, это был еще один шедевр. К сожалению, в свое время недооцененный.

Став камчадалкой, эта южанка породнилась и с океанской волной - она обожает плавать на открытой воде до самого снега, любит пешие прогулки. Все это создает в душе гармонию, которая для художника – особая необходимость.

В свободное время, которого остается не так уж и много, с наслаждением мастерит витинанки. Это - старинное искусство, когда из бумаги вырезаются ажурные фигурки и наклеиваются потом на картон. Здесь нет предела самой буйной фантазии. Сегодня работы художницы украшают интерьеры многих горожан.

Театр - это все-таки удивительное изобретение человечества. Он и просвещает, и развлекает, заставляет задуматься, а порой и предупреждает. В нем каждый – на своем месте. Актеры - на сцене, зрители - в зале, остальные - там, в тиши кулис, трудятся на общее дело. И всякий раз, придя в театр, мы с восторгом и радостью любуемся очередной авторской работой, в которую вложила душу и щедрой горстью отсыпала от своего таланта неповторимый художник нашего театра Леся Беспальчая.

Валентина АЛЕКСЕЕВА

Фото Виктора ГУМЕНЮКА

Рисующая театр 0Рисующая театр 1

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.