В Петропавловске-Камчатском 01:08, 01 Марта, воскресенье
ночью -8°C
днем 0°C
ветер 3,1 м/с
Завтра 02 Марта
-8 ... -1°C
ветер 2,2 м/с

Вячеслав ТАРАТЫНОВ: «Мы всегда ждём своего зрителя»

Вячеслав ТАРАТЫНОВ: «Мы всегда ждём своего зрителя»

Театральный сезон близится к своему завершению. Уже сегодня, несмотря на привычную, как часы, актерскую занятость (утром репетиции, вечером спектакли), можно с уверенностью сказать, что этот сезон состоялся. Международный день театра, этот своеобразный актерский Рубикон, подвел сценический баланс: 10 премьерных спектаклей (из них 2 спектакля поставлены для детей, еще 2 – для репертуарного показа на малой сцене), итого более 20 – в текущем репертуаре, проекты года, лучшие мужская, женская и эпизодическая роли… Не сбавляя размеренный темпоритм рабочих будней, театр готовится к весенне-летним гастролям в Хабаровске. Словом, сезон в Камчатском театре драмы и комедии прошел под знаком творческих открытий, экспериментов, проектов, которые не могли бы осуществиться без первостепенного качества, присущего театральной труппе, — невероятной работоспособности, помноженной на профессионализм. Наш корреспондент подводит итоги 78-го театрального сезона вместе с главным режиссером Камчатского театра драмы и комедии заслуженным артистом РФ Вячеславом ТАРАТЫНОВЫМ.

— Вячеслав Петрович, каким, с точки зрения театральной культуры, запомнится камчатским зрителям нынешний сезон?

— Творчески насыщенным, наполненным идеями, большинство из которых нам удалось реализовать. Мы хорошо чувствуем зрительскую потребность в разноплановых, разножанровых спектаклях, стараемся соответствовать ей в контексте современного театрального искусства. Театр — это живая, пластичная материя, которая развивается по каким-то особым законам, и сезон получился в чем-то новаторским, даже экспериментальным. Наряду с классическими постановками мы осуществили проекты молодежной творческой лаборатории, внедрили театрально-зрелищные формы интеллектуально-творческого взаимодействия с представителями различных сфер культуры… Мы заинтересованы в расширении культурного пространства, в профессиональном общении с деятелями искусства, в привлечении творческой молодежи. Есть замыслы, которые пока невыполнимы в силу объективных трудностей, тем не менее театр не отказывается от своих планов. Что нас объединяет, что дает силы? Желание играть на сцене. Приносить пользу, радость, положительные эмоции. Расти духовно и нравственно вместе со зрителем. Ощущать себя единой командой, нацеленной на сотворчество. Мы находимся в постоянном поиске, и это нас мобилизует, дает импульс к работе, заставляет нести свою ношу. Актеры живут работой. И обратная связь, безусловно, важна: есть ответный посыл из зрительного зала или его нет, состоялся диалог или нет? Ради этого духовного взаимодействия со зрителем и выходим на сцену.

— Что нового появилось в репертуаре театра в этом сезоне?

— Как я уже упомянул, классика — «Три сестры» А. Чехова в постановке Валентина Зверовщикова, «Много шума из ничего» В. Шекспира в постановке Сергея Стеблюка. Зрители хорошо знают Валентина Зверовщикова как художественного руководителя театра на протяжении более 8 лет, режиссера-постановщика, автора пьес, идущих в нашем репертуаре. Драматургия Чехова — одна из самых сложных в исполнении. Это материал, который предъявляет не только к актерам, но и к зрителям ряд определенных требований. Прочтение режиссером пьесы «Три сестры» — не ординарное, ломающее стереотипы сознания — создает, мне кажется, ощущение чеховского вселенского одиночества, неустроенности, неприспособленности его героев к окружающему миру. В спектакле заняты молодые актеры, для которых это хорошая, серьезная школа.

Давно ждал театр и встречи с Шекспиром. Режиссера Сергея Стеблюка зрители помнят как постановщика спектакля на камчатской сцене «Дембельский поезд. Бог любит». Шекспировская комедия, конечно, совершенно иной жанр, раскрывающий актерские возможности в полной мере — и песни, и танцы, и гротеск, и буффонада, и смех, и слезы… Спектакль зрелищный, эмоциональный, многоплановый, требующий колоссальной работы всех театральных цехов, не говоря уже об актерах — достаточно сказать, что в нем занята практически вся труппа. Общее настроение, которое преобладало в репетиционный период, — подарить зрителю праздник. И, мне кажется, наш зритель это услышал и оценил. По крайней мере живой отклик на спектакль есть, и это не может не радовать.

Детский театральный репертуар пополнился двумя новыми сказками — «Серебряное копытце» (по мотивам сказов П. Бажова) и «Емелино счастье» (инсценировка русской народной сказки). Премьера последней состоялась буквально накануне, и спектакль будет идти на сцене все школьные каникулы. В Международный день театра прошла еще одна премьера — режиссер Владимир Бородин поставил комедию «Браво, Лауренсия!..» по пьесе Н. Птушкиной. Я бы сказал, что это спектакль для семейного просмотра, поскольку на глазах у зрителя разыгрывается житейская история одной семьи, в которой есть свои тайны, переживания, смятения, однако герои находят в себе силы понять и простить. В спектакле заняты заслуженные артисты РФ Зоя Янышева, Татьяна Артемьева, Алексей Высторопец, артисты Елена Зорина, Кирилл Зобков. Публика, кстати, очень тепло приняла премьеру.

— Традиционная школа театрального искусства представлена. А что насчет экспериментальных театральных форм?

— На малой сцене в марте прошла премьера спектакля «Так сказал Стас». Это постановка молодого режиссера Александра Артемова по пьесе собственного сочинения (в соавторстве с таким же молодым автором Дмитрием Юшковым). Спектакль заявлен как «патетический пост-rap перформанс» с участием не профессиональных актеров, но имеющих непосредственное отношение к сценическому искусству музыкантов. Это иной формат, такая молодежная лаборатория, своего рода театр в театре. Особо хотел бы отметить исполнителя главной роли Евгения Гербутова, перед которым стояла весьма сложная задача. И я знаю, что мои коллеги, профессиональные актеры, оценили работу своего товарища, сказали добрые слова в его адрес (в День театра прошло традиционное посвящение в актеры). Постановка рассчитана прежде всего на молодежную аудиторию, и нам интересно ее восприятие: может ли «прочитать» новое поколение новый театральный язык? Поэтому мы специально провели неформальный показ спектакля, пригласив к обсуждению студентов Камчатского государственного университета им. В.Беринга, воспитанников театральных студий. Такой обмен мнениями, думаю, полезен как для режиссера и актеров, так и для зрителей. Мы готовы к открытому диалогу, будем продолжать наше сотрудничество с образовательными структурами, культурными центрами.

— С помощью малой сцены – как реальной альтернативы «большим формам»?

— Да, и это одно из перспективных направлений работы. Поиск новых форм общения со зрителем. Хотелось бы создать некую дополнительную площадку для творческой интеллигенции города — поэтов, музыкантов, художников, которые могли бы заявлять свои проекты. Театр — синтетическое искусство, и синтез культур мне представляется очень уместным и органичным. Но мы не отказываемся и от традиционных театральных постановок — скажем, на малой сцене с успехом идет спектакль «Вечер с Галиной» с участием народной артистки РФ Галины Астраханкиной. Или тот же принцип малой сцены применяется на большом сценическом пространстве — в спектакле «Стулья» по пьесе Э. Ионеско, когда зритель становится соучастником, соавтором разворачивающегося действия. Малая сцена очень подходит для такой формы как моноспектакль — зрители знают работу на малой сцене заслуженного артиста РФ Алексея Высторопца в спектакле «Как я съел собаку» по пьесе Е. Гришковца.

Есть и проекты, которые не укладываются в жесткие сценические рамки, и тогда зритель оказывается вовлеченным в атмосферу спектакля уже на пороге театра. Таким задуман, например, «Камчатский Арбат», объединяющий в себе различные жанровые формы. В апреле зрители увидят совместный проект балетмейстера Марины Терентьевой (со студией танца «Голос») и режиссера-постановщика Елены Зориной — балет «Экзерсис» и клоунаду «Свет Мотылька». Два самостоятельных сценических произведения, которые выступят своеобразным стимулом для самовыражения творческих сил города, приглашенных к участию в «Камчатском Арбате». Мы понимаем, насколько важно для актеров реализовать свои творческие идеи, всегда поддерживаем подобные начинания.

— Кто сегодня составляет основу актерской труппы?

— Актеры разных поколений. Большая ставка в работе делается на молодежь, работать им приходится много. Это Дмитрий Андрюхин, Павел Колотовкин, Елена Зорина, Светлана Дударева, Светлана Горковенко, Елена Сташевская, Кирилл Зобков, Ильдар Хазипов, Наталья Найчукова. Среднее наше поколение — заслуженный артист РФ Алексей Высторопец, Аркадий Хозяйчев, Татьяна Авраменко, Андрей Лепеев, Юлия Николаева, Александр Сташевский. Старшее поколение, можно сказать, ветераны сцены, мои товарищи, к которым отношу и себя тоже, — заслуженная артистка РФ Зоя Янышева, заслуженный артист РФ Валерий Новиков, заслуженная артистка РФ Татьяна Артемьева, заслуженная артистка РФ Татьяна Дерегузова, Елена Буряк. А наша Галина Астраханкина? Счастье наблюдать за ней не только из зрительного зала, но и за кулисами. Учиться у нее преданности театру. Это учитель, на роль которого она никогда не претендовала в силу необыкновенной природной скромности. Но именно у нее учатся молодые актеры. В отдаче в работе она — лидер. И как принимает ее зритель!

— Театр невозможно представить без тех, кто «одевает» и «озвучивает» спектакли…

— Я бы сказал, театру просто не жить без этих профессионалов. Это художник-постановщик Леся Беспальчая, балетмейстер Марина Терентьева, заведующая музыкальной частью Елена Высторопец, художник по костюмам Людмила Федоренко, художник по свету Евгений Ефимовский. Низкий поклон всем цехам, всем техническим службам, монтировочному цеху, в котором ребята работают не за страх, а за совесть. Особые слова благодарности за профессионализм, бережное отношение к актерам, преданность делу — заведующей труппой Наталье Симушиной. Вообще, я давно заметил одну вещь: все те, кто работает в театре и искренне любит театр, — буквально все становятся художниками.

— Театр собирается в мае на «большие» гастроли в Хабаровск. С каким репертуаром познакомите хабаровского зрителя?

— Везем больше 10 спектаклей: «Женитьба Белугина» (А. Островский), «Изобретательная влюбленная» (Лопе де Вега), «Сотворившая чудо» (У. Гибсон), «Оскар и Розовая Дама» (Э. Шмитт) и другие. Для нас это серьезное испытание, поскольку гастроли действительно являются хорошей профессиональной проверкой для любого театра. Настроены, как всегда, на работу.

— Вячеслав Петрович, как известно, у актеров нет праздников. Но в День театра есть редкая возможность принять благодарность за профессиональные заслуги. Кто назван лучшими исполнителями 78-го театрального сезона?

— Это ежегодная премия, которую мы вручаем нашим коллегам по итогам внутритеатрального голосования. Лучшая мужская роль — Павел Колотовкин (Андрей Белугин) в спектакле «Женитьба Белугина», лучшая женская роль — Елена Зорина (Наталья Ивановна) в спектакле «Три сестры», лучшая эпизодическая роль — Юлия Медведева в спектакле «Женитьба Белугина». Думаю, не ошибусь, если скажу что актерская удача в огромной степени зависит от работы партнеров, работы всей труппы. Театр благодарен актерам. За их творческий характер, за человеческий стоицизм, за постоянную готовность к работе, за верность актерской профессии. Пусть прозвучит несколько пафосно, но это ключ к успеху нашего театра. Премьера — всегда как некий рубеж, выход на сцену — как аванс будущей работы. А потом мы возвращаемся в свои гримерные и продолжаем гримироваться, работать, репетировать, плакать, смеяться… Играть свои роли. И всегда ждать своего зрителя!


Беседовала Марина АНДРЕЕВА

4286

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых