Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Точки зрения на «стандартную» революцию

08:16
2651

Камчатские учителя готовят свои предложения к проекту новых федеральных образовательных стандартов

 

ОбразованиеПохоже, что паника, которая наступила в среде педагогической общественности в связи с разработкой новых федеральных образовательных стандартов для старшей школы, улеглась. Пик обсуждений новых ФГОС пришелся на конец прошлого - начало текущего года, и сопровождался значительной нервозностью до наступления двух знаковых событий.

Во-первых, в середине февраля проект ФГОС был-таки выложен на сайте Министерства образования и науки РФ, в связи с чем количество слухов вокруг нововведений заметно снизилось и прибавилось ясности. Во-вторых, резкая критика проекта ФГОС со стороны премьер-министра Путина, который назвал некоторые содержащиеся в нем перекосы «эксцессом исполнителя», заставила чиновников корректировать ход образовательной реформы. 9 февраля министр образования Андрей Фурсенко заявил, что объявит новый конкурс по разработке ФГОС, если даже исправленный вариант не удастся согласовать с педагогами и экспертным сообществом. Более того, апробация стандартов, по словам Фурсенко, начнется не раньше сентября 2013 года, а называвшийся ранее в качестве срока повсеместного внедрения ФГОС 2020-й уже «не является обязательным».

 

Что и сколько учить 

Вопросов к разработчикам стандартов у педагогов масса. Более или менее понятна лишь основная схема новых ФГОС. Все предметы разделятся на две неравные группы. В первую, поменьше, войдут дисциплины, обязательные для всех. Их будет четыре: физкультура, ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), «Россия в мире». Последний – новый междисциплинарный предмет на стыке истории, обществознания, географии и культурологии. Из публикаций на тему ФГОС можно понять, что дисциплина имеет явный патриотический уклон. К этим трем добавляется «индивидуальный проект», о форме и содержании которого педагоги пока могут только догадываться. Эти четыре направления будут занимать 40 процентов обязательной части основной образовательной программы. 60 процентов от общего объема программы формируется участниками образовательного процесса: школьниками, родителями, педагогами, представителями органов самоуправления образовательным учреждением из шести предметных областей:

«Русский язык и литература, родной язык и литература»; «Иностранный язык» (первый и второй); «Общественные науки», куда войдут история, география, экономика, право и обществознание; «Математика и информатика» (алгебра и начала матанализа, математика и информатика) и «Естественные науки» (естествознание, физика, химия, биология, экология). Шестой блок — «Курсы по выбору»: искусство или предмет по выбору школы, или курс из предметных областей. Так что школьнику останется лишь выбрать нужные предметы и степень погруженности. Здесь также будет несколько возможностей. Изучение предметов по выбору пойдет по трем уровням: общеобразовательному, базовому и профильному: кому что надо. Так в теории.

Хорошей стороной новых стандартов педагоги считают то, что старшеклассники будут изучать не 18-20 предметов, как сейчас, а всего десяток: по 3-4 обязательных, базовых и профильных.

 

Верните черчение!

Сегодня педагоги в регионах продолжают вырабатывать свои предложения к проекту ФГОС. Камчатские учителя не остаются в стороне. Не так давно состоялось большое совещание учителей и директоров школ по этому вопросу в региональном институте усовершенствования педагогических кадров.

 

Мероприятие показало, что страсти вокруг стандартов и на самом деле поутихли. Педагоги признали, что изначальная реакция встретить их в штыки от начала и до конца напоминала, скорее, страх перед неизвестностью. Сегодня, когда правила игры стали прозрачнее, можно спокойно и взвешенно высказать свои претензии и предложения к разработчикам.

 

В целом педагоги считают, что новые ФГОС вполне подходят для того, чтобы школьник только получил достойное образование и реализовал себя в дальнейшем. Но нюансов много. Преподавателей русского языка и литературы волнует интеграция этих двух предметов в одну дисциплину. Каково будет их процентное соотношение, как будет формироваться учебный план? Сегодня учебный план по изучению русского языка выстроен удачно, считают преподаватели, и нет смысла что-то кардинально менять.

 

Некоторые педагоги полагают, что право выбора предметов с углубленным изучением нужно предоставлять, начиная с младших классов. С младых же ногтей нужно заниматься профориентационной работой, поскольку сегодня выпускник, растерявшийся перед выбором профессии – не исключение, а, скорее, правило.

 

Их оппоненты соглашаются с тем, что нужно развивать возможности и способности детей с раннего возраста. Но что делать, если ученик, начав углубленно изучать гуманитарные дисциплины, в 7-м классе проявит наклонности к физике?

 

Учителям английского языка хотелось бы получить более современные и совершенные учебники. «Ученик должен быть адаптирован не только к жизни в родном государстве, но и чтобы не растеряться, путешествуя за рубежом. Заказать столик в кафе, сделать покупку в магазине, вызвать врача – эти и другие житейские навыки тоже должен обеспечить учебник», – считают они.

 

Представители точных наук уверены, что воспитательная ценность математики и физики нисколько не меньше, чем у остальных предметов. Развитие исследовательских навыков, рационального мышления вырабатывается именно на таких уроках. Стандарт уже взял курс на исследовательские проекты учеников. Такое нововведение приведет к положительным результатам и выпускники в жизни смогут воспользоваться своими знаниями. А посоветовать разработчикам учителя математики и физики хотят того, чтобы фундаментальность точных наук, которая присутствует на сегодняшний момент, с введением новых ФГОС не утратилась.

 

Педагоги в целом довольны фактом появления такого предмета, как «Россия в мире», полагая, что он поможет воспитать в школьниках чувство патриотизма, национальной и культурной идентичности. Но многие из них уверены, что эту функцию и сегодня прекрасно выполняет преподавание таких предметов, как история, обществознание, русская литература.

 

Статистика свидетельствует о том, что до 90 процентов выпускников школ страдают расстройствами психики, ослабленным зрением, нарушениями опорно-двигательного аппарата и пищеварительной системы. Помогут ли новые федеральные стандарты решить эту проблему или только окончательно погубят здоровье детей? Ведь 36-часовую учебную неделю на шестидневке для старшеклассников новые ФГОС не отменяют.

Выход педагоги видят в том, чтобы в школах оборудовать современные спортивные залы. Тогда у детей появится желание заниматься на уроках физкультуры, а не искать возможности освобождения от предмета, что является очень распространенной тенденцией. Пока же, хотя физкультура является обязательным предметом и останется таковым, в 20 процентах школ спортивные залы отсутствуют как таковые. Рассчитывать на то, что модернизация школы пойдет семимильными шагами, было бы излишне самонадеянно. Поэтому одно из предложений – вывести уроки физкультуры за рамки школы. Пусть учащиеся занимаются в секциях по своему выбору, посещают фитнес-центры, бассейны. Это лучше, чем занятия в рекреации или даже в плохо оборудованном спортивном зале.

 

Огорчает педагогов полное исключение из новых ФГОС такого предмета, как черчение. Учителя уверены: если ребенок в школе не научился правильно держать карандаш, заточить его, видеть срезы, образное отражение предметов, институт его этому не научит. Такие навыки закладываются в детстве. И если стране нужны инженеры, черчение в школы должно быть возвращено.

 

Мария  ВЛАДИМИРОВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.