Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Беспредел в погонах

15:28
3787

Не только российские, но и Европейский суд по правам человека завалены исками от россиян, пострадавших от пыток со стороны сотрудников правоохранительных органов

 

В конце прошлого года в Петропавловск-Камчатском городском суде был вынесен приговор в отношении четырех сотрудников уголовного розыска, которых обвиняли в превышении должностных полномочий. В суде было доказано, что работники милиции выбивали признательные показания из подозреваемого в совершении кражи. Приговором суда милиционерам назначено наказание в виде реального лишения свободы: двум из них – по 4 года, двум другим – по 3 года и 6 месяцев. Суд также лишил осужденных права занимать должности рядового и начальствующего составов в правоохранительных органах сроком на 2 года.

Это решение, к сожалению, мало чем выделяется среди общего массива дел, рассматриваемых судами Камчатского края. Привлечение к уголовной ответственности лиц, работающих в правоохранительной системе, перестало быть чем-то из ряда вон выходящим. Достаточно просмотреть судебную статистику, чтобы это понять. Приведем лишь несколько примеров.

 

Погоны – не индульгенция от наказания

 

Август 2009 года – трое сотрудников милиции осуждены за превышение должностных полномочий. В суде было доказано, что они, применяя насилие, пытались добиться от двух подозреваемых в преступлении признательных показаний. Приговором суда каждый осужден к 4 годам лишения свободы условно.

Апрель 2010 года – старший следователь и инспектор ДПС осуждены за взятку и пособничество в получение взятки. Наказание для одного осужденного составило год в колонии-поселении, для второго – штраф в размере 350.000 рублей.

Декабрь 2010 года – работник городского УВД осужден за злоупотребление должностными полномочиями. Принимая от граждан заявления о краже имущества, он просил их указывать, что вещи либо были потеряны, либо пропали при неустановленных обстоятельствах, и на этом основании отказывал в возбуждении уголовного дела. Суд приговорил его к лишению свободы на 3 года условно.

И таких решений немало. С одной стороны, это наглядно подтверждает тот факт, что «неприкасаемых» у нас нет: если человек совершил преступление, он обязан понести за него наказание, несмотря на звания и чины. Но с другой стороны, подобные факты свидетельствуют: в современной правоохранительной системе наряду с настоящими профессионалами своего дела работают люди низких моральных принципов, ложно понимающие интересы службы. Но об этом позже. Сейчас же напомним читателям суть решения, вынесенного в городском суде.

В 2009 году двое сотрудников ОРЧ-2, отрабатывая причастность гражданина Григорьева (фамилия изменена) к совершению преступления, вечером забрали его с работы и отвезли в здание городского УВД. Там милиционеры вместе с коллегами по отделу стали выбивать из молодого человека признания. Его повалили на пол и избили, периодически надевая на голову полиэтиленовый пакет, перекрывая доступ воздуха. Однако получить признательных показаний сотрудникам милиции не удалось, и на следующий день Григорьева отвезли во 2-й ОМ, где допросили уже в качестве свидетеля.

В суде милиционеры своей вины не признали, утверждая, что насилия к Григорьеву не применяли, телесные повреждения он нанес себе сам (!), а их оговаривает, дабы избежать уголовной ответственности. Но суд опирается не только на показания подсудимых, а исследует целый ряд доказательств, представленных в материалах дела. И в этом деле таких доказательств было достаточно, чтобы признать вину милиционеров доказанной. Это подтвердила и судебная коллегия краевого суда, куда осужденные и их защитники обжаловали приговор. Правда, из-за уменьшения объема обвинения (был исключен факт причинения потерпевшему черепно-мозговой травмы) осужденным было снижено наказание, а реальное лишение свободы заменено на условное с испытательным сроком. Но главное, что в краевом суде сочли доказанным факт совершенного сотрудниками милиции преступления, хотя сами осужденные до последнего настаивали на своей невиновности.

Повторюсь, что это дело лишь одно из многих. Работников правоохранительных органов и раньше привлекали к уголовной ответственности, в том числе за превышение должностных полномочий. Есть вступившие в законную силу судебные решения, по которым еще недавние сотрудники милиции сейчас отбывают наказание в местах лишения свободы. Таких, конечно, немного, но они есть. И эта проблема приобрела государственный масштаб.

 

Россияне против Российской Федерации

 

Мы так часто смотрим в сторону европейских стран, считая их примерами демократического общества, что совсем перестали обращать внимание на то, что происходит в нашей стране, у нас под носом. Между тем Европейский суд по правам человека уже «трещит по швам» от исков россиян, среди которых немало жалоб о применении пыток со стороны сотрудников правоохранительных органов.

Запрет пыток и бесчеловечного отношения прописан в ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, которую Россия ратифицировала еще в 1998 году. С тех пор Европейским судом по правам человека по искам россиян вынесено (только подумайте!) 252 постановления, констатирующих факты нарушения статьи, запрещающей пытки. Это значит, что как минимум 252 наших соотечественника нашли в себе силы и возможность дойти до Европейского суда, чтобы доказать факты применения к ним пыток.

Между прочим, каждое подобное решение влечет наложение на Российскую Федерацию обязанности выплатить денежную компенсацию пострадавшему. Ведь работники правоохранительных органов являются представителями власти, а значит, именно власть, а точнее Российская Федерация выступает в таких делах ответчиком и обязана возместить причиненный ущерб. И суммы эти далеко не маленькие. Причем для Европейского суда не имеет значения, был ли человек, к которому применяли пытки, в итоге признан виновным и осужден. Основанием для присуждения компенсации является доказанный факт применения в его адрес пыток со стороны сотрудников милиции.

Вот один из свежих примеров из практики Европейского суда. Кстати, подобные решения есть в широком доступе в системе «Консультант» и прочесть их может любой желающий.

Дело «Барабанщиков против Российской Федерации» (Барабанщиков – он же заявитель). Европейским судом были установлены факты, что 7 августа 2001 года заявитель был задержан сотрудниками милиции по подозрению в мошенничестве и доставлен в районное ОВД Липецкой области. По словам заявителя, пытаясь добиться от него признательных показаний, сотрудники милиции избивали его резиновыми палками и наносили удары по всему телу. Милиционеры, в свою очередь, утверждали, что заявитель признался в преступлении сам, насилия к нему не применялось, на допросе он неоднократно терял сознание и падал на бетонный пол. К тому же 8 августа заявитель сделал запись в регистрационном журнале о том, что имеющиеся у него на теле порезы он причинил себе самостоятельно в здании ОВД (хотя в деле указано, что запись сделана надзирателем, подписи заявителя под ней не было)

Рассмотрев материалы дела, Европейский суд по правам человека высказал собственное мнение относительно представленных в деле фактов. Процитируем:

«…..власти Российской Федерации не представили объяснения тому, как и когда заявитель мог причинить себе травмы во время допроса …»

«…. заявитель представил подробное описание жестокого обращения, которому он предположительно подвергся, и указал время, место и продолжительность»

«…власти Российской Федерации были вправе отклонить утверждения заявителя, представив убедительную версию событий, и сослаться на доказательства, подтверждающие их версию. В действительности власти Российской Федерации не представили объяснения того, каким образом заявитель получил свои травмы».

На этом основании Европейский суд пришел к следующему выводу: «Имея в виду обязанность властей объяснить травмы, причиненные лицам, находящимся под их контролем в заключении, и в отсутствие убедительного и правдоподобного объяснения со стороны властей Российской Федерации по настоящему делу Европейский суд полагает, что вправе сделать выводы …. что травмы, причиненные заявителю, являлись следствием обращения, на которое он жалуется, и за которое несут ответственность власти Российской Федерации». Согласно решению Европейского суда «… государство-ответчик обязано в течение трех месяцев со дня вступления настоящего Постановления в силу выплатить заявителю 15.000 евро (пятнадцать тысяч евро) в качестве компенсации морального вреда».

И таких решений по жалобам наших соотечественников вынесено более 250. А сколько таких людей в целом по России? Ведь, согласитесь, дойти до Европейского суда решится не каждый, а значит, реальная цифра в разы больше.

 

Надежда или утопия?

 

Эти данные – не сухая статистика, за ними стоят судьбы сотен и тысяч людей, которые, как и потерпевший по камчатскому делу, испытали на себе всю «широту» полномочий работников милиции. Мы не будем обобщать и утверждать, что все люди в погонах позволяют себе преступать закон. Безусловно, есть среди сотрудников правоохранительных органов специалисты, которые умеют грамотно, профессионально и главное – законным способом раскрывать преступления. Именно о таких в советские времена снимали кино, именно они становились героями для сотен дворовых мальчишек.

Порой раскрыть преступление крайне сложно – особенно, когда нет ни свидетелей, ни улик, ни малейшей зацепки. И в этой ситуации разные люди поступают по-разному – срабатывает человеческий фактор. Кто-то продолжает упорно собирать доказательства, искать подозреваемых, отрабатывать их причастность. А кто-то предпочитает иной способ, выбивая из подозреваемых признательные показания и зарабатывая себе очередную звездочку на погоны.

Сегодня правоохранительные структуры переживают период серьезных реформ. Принят Закон «О полиции», и именно с этим документом россияне связывают свои надежды на порядок в обществе и собственную безопасность. Не обошли эти перемены и наш регион – совсем недавно сменилось руководство в краевом УВД, в рядах сотрудников полиции грядет масштабная переаттестация. И искренне хочется верить, что с этими переменами в правоохранительных структурах будет наведен порядок, и новости о привлечении к уголовной ответственности сотрудников полиции будут звучать все реже.

Ведь как ни крути, среди россиян еще жива уверенность, что полиция существует на благо и в помощь людям. И пусть она не станет очередной утопией.

 

Сергей СЕМЕНОВ

 

P.S. Пока шла работа над этим материалом, в Елизовском районном суде был вынесен еще один приговор в отношении бывшего сотрудника милиции, выбивавшего из потерпевшего признательные показания бейсбольной битой. Как результат, у потерпевшего сломана челюсть, многочисленные гематомы и ушибы. Суд назначил наказание – лишение свободы на 3 года 6 месяцев в колонии общего режима, лишив осужденного права занимать должности среднего и начальствующего состава в правоохранительных органах РФ сроком на 2 года. В качестве компенсации морального вреда с бывшего милиционера постановлено взыскать 150.000 рублей в пользу потерпевшего.  

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.