Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Как защититься от радиации?

15:13
5102

Облако «Фукусимы» прошло через всю Россию

 

Миллионы людей, которые сегодня живут в России, Беларуси и Украине, 25 лет назад, после катастрофы на Чернобыльской АЭС, получили дозу радиации, которая нанесла непоправимый вред здоровью. Поэтому вполне естественно сегодняшнее беспокойство россиян о том, как аукнется нам японская трагедия. Как нужно себя вести, если, не дай бог, такая ситуация повторится? Как использовать опыт, приобретенный после чернобыльской аварии? Ведь вариант трагического развития событий на японской атомной станции «Фукусима», увы, существует.

Об этом нашему корреспонденту рассказали заместитель директора института биохимической физики, председатель научного совета РАН по радиобиологии академик Елена БУРЛАКОВА и руководитель энергетического департамента «Гринпис России» Владимир ЧУПРОВ.

 

Елена Бурлакова: «Радиационная опасность – это вопрос политический»

- Вся радиационная составляющая нашей науки – она политическая. Тогда, когда еще не было никаких аварий, нам всем внушали, как надо себя вести во время атомной войны. Как это говорилось в известном анекдоте: накрыться белой простынею и ползти на кладбище. А когда случилась чернобыльская авария – те же люди, которые нас пугали, стали говорить, что на самом деле все это пустяки, не такие уж и страшные вещи. И что они сами готовы поехать в Чернобыль, чтобы там жить.

Я не знаю, может, есть какие-то люди из ученых, которые поехали туда, чтобы доказать правоту своих научных взглядов. Но я видела, что медики, прибывшие на загрязненную территорию, привезли с собой воду, которой они мыли руки, посуду, пили ее, готовили на ней еду. У них даже посуда была своя, привезенная.

Это, конечно, крайности, но они показывают, что на самом деле медики внутренне понимали опасность этой аварии. И что она долго продлится, и что затронет большое число людей. Но единого научного осмысления чернобыльской трагедии не было. По сути, российские ученые разделились на два лагеря, которые по-разному относятся к аварии и к ее последствиям в плане воздействия на человека. Все время шли разговоры – «мифы и правда» о Чернобыле. Это до сих пор горячая область. И как в отношении чернобыльской аварии, так и сейчас есть группы ученых, которые по-разному относятся к ситуации в Японии. Некоторые считают, что это не страшно – так думают в основном те, кто живет далеко от Японии. Другие, наоборот, очень переживают за жизнь своих сограждан. И даже небезызвестный Евгений Адамов, бывший министр по атомной энергии, здраво отнесся к ситуации. Он сказал, что никаких моментов благодушия быть не должно, поскольку неизвестно, как дальше развернутся события.

Уже сейчас можно сказать, что после аварии на «Фукусиме» затронуто очень много территорий. И везде обнаружены радиоизотопы. Где-то это цезий и йод, где-то – только йод. Контроль почвы проводится везде, и везде, практически во всех крупных странах, обнаружены радиоизотопы. Очень быстро это все провернулось, как и при чернобыльской аварии. В очень короткие сроки все это проходит вокруг Земли и затрагивает все страны – фактически все, без исключения.

Мы слишком часто говорили, что до нас это не дойдет. Да, такой трагедии как в самой Фукусиме у нас в любом случае не будет. Но, как я думаю, вопрос о нашем Дальнем Востоке возникнет еще не раз. Потому что в океан сейчас выброшено столько радионуклидов… Правда, я даже не знаю, как сегодня можно пользоваться научными сведениями, если в одном месте написано, что количество радиоактивного йода превышено в 2,2 раза, а в другом – в 75 млн раз, причем в этой же статье…

На самом деле радиационные нормы – это не вопрос здоровья, это вопрос политический. И когда мы просили правительство ввести более низкую норму для проживающего населения, то нам было сказано, что наша страна недостаточно богата, чтобы вводить низкие нормы. И перебить здесь политический и экономический факторы очень трудно. Краеугольный камень спора ученых – вопрос о малых дозах, которые получили люди, в основном население, во время атомных катастроф. После Чернобыля дети получили большую дозу йода. И у них очень большой процент заболеваний. У многих детей развился рак щитовидной железы. Но и здесь большое расхождение: по одним данным – это шесть тысяч человек, по другим данным, тоже официальным, и даже того же автора – таких детей 97 тысяч человек. Самая большая опасность заражения радиоактивным йодом – у детей. Потому что у них практические дозы – в десять раз выше, чем дозы взрослого человека. Дети до 18 лет являются группой риска в момент аварии. В Чернобыле самое большое количество радиоактивного йода попало в организм с молоком. Это один из самых опасных продуктов по последствиям. Коровы едят зараженную траву, и 90 процентов радиоактивного йода попало в организм наших людей через молоко. Если есть подозрения, что мясо или рыба заражены радиацией, их нужно хорошо варить и бульон выливать – тогда радиация максимально останется в воде. С другой стороны – есть очень простые способы защиты. Сейчас это уже поздно делать, но, не дай бог, еще потребуется – ведь даже вопрос «Фукусимы» еще на закрыт полностью… Когда случился Чернобыль, все врачи знали, что нужно делать йодовую профилактику. Но только единицы знали, как ее делать. Надо не пить его, а мазать ладони и пятки – чтобы организм усваивал нерадиоактивный йод. А наши спасатели пили его бутылками…

 

Владимир Чупров: «Мы не усваиваем уроки атомных катастроф»

- Скорее всего, мы не узнаем ответа на вопрос: сколько миру будет стоить «Фукусима» с точки зрения здоровья, человеческих жизней? Точно так же, как мы сегодня не знаем и о стоимости чернобыльской катастрофы. Почему? Изначально на «Фукусиме» делаются те же самые шаги, что и в Чернобыле. Во-первых, никто не дает ясной картины: сколько активности попало в воду, какие нормативы по радиации в Японии, насколько они отличаются от норм в России. ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) не имеет права давать общественности какие-то свои данные по здоровью, связанные с радиацией, без согласования с МАГАТЭ (Международным агентством по атомной энергетике). Вот это и есть международная ядерная мафия! К слову сказать, делегация ВОЗ до сих пор не побывала на «Фукусиме». Представители МАГАТЭ прибыли в Японию на 16-й день. Причем они не сразу поехали на зараженную территорию. И хотя они больше всех твердят о том, что малые дозы не влияют на людей – почему-то их там не было в самые критические дни. Может быть, потому, что эти люди знают о радиации больше, чем мы.

После Чернобыля российскими учеными была проведена экспедиция в самые загрязненные зоны Украины – Ровенскую и Житомирскую области. Было сделано большое число анализов молока, и обнаружено значительное превышение украинских норм по радиации – а они примерно такие же как в России. То есть на Украине продолжают облучаться 3,2 млн человек. В России это жители шести областей – это где-то полтора миллиона человек. Как уберечься? К сожалению, у нас сегодня это пущено на самотек. Все программы по поддержке пострадавших территорий сворачиваются. И особенно страдают люди, которые живут в селе, так как они пользуются в основном своими продуктами со своего огорода, подворья…

«Гринпис России» опубликовал инструкцию по йодопрофилактике на основе рекомендаций Роспотребнадзора. И там четко написано: 42 капли медицинского йода на стакан молока или воды принять непосредственно перед радиоактивным заражением. Это необходимо сделать именно до того, как радиоактивный йод начал поступать из окружающей среды. Скажем, если радиоактивное облако уже пришло, то принимать через час или два уже малоэффективно – эффективность падает каскадно. Это нужно сделать до прихода облака… Для детей до 14 лет доза меньше: 22 капли на стакан молока или воды. Обычного медицинского йода – который продается в аптеке. Если, конечно, у вас нет таблеток йодистого калия. А их, кстати, на Дальнем Востоке в этот раз не оказалось. Их пришлось завозить через неделю – когда облако уже дошло с «Фукусимы» до Владивостока. То есть мы опять оказались не готовы… То же самое было и в Японии. По данным СМИ, авария началась 11 марта, а даже 14 марта йодопрофилактика в Фукусиме еще не была проведена (эта информация пришла из МАГАТЭ). И там, возможно, будет всплеск рака щитовидной железы.

Опасность идет не только от йода. Период полураспада у цезия – около 50 лет, и он еще долго будет создавать в Японии негативный радиационный фон. Здесь вопрос не только в аэрозоли, а в том, что он будет попадать через пищевую цепочку в организм человека. Когда дойдет до нас? Нужно знать радиоактивность в морской воде – пока мы этого не знаем, и спрашивать и радиологов, и ихтиологов, как все это будет концентрироваться в рыбе… Да, мы знаем, что концентрация цезия будет падать, но с другой стороны, есть процесс биоаккумуляции. То есть живые организмы аккумулируют в себе эту радиацию. И если в воде она разойдется со временем, то рыбы будут ее копить.

Радиационное облако прошло над Россией примерно три недели назад. Концентрации радиации были очень низкими – ее уловили только за счет особо чувствительной аппаратуры. Оно прошло через северное полушарие, и через Москву пришло на Дальний Восток, а не наоборот, как ожидалось. Поэтому проблема радиоактивного йода для россиян уже не актуальна – не успели подстраховаться.

Я считаю, что самая большая опасность заключена в распространение из локальных территорий изотопов плутония. Плутоний расползается по земному шару. И какая-то часть оседает в земле, а какая-то – в пищевых цепочках. Период полураспада плутония – 24 тысячи лет. И вот это уже проблема. И для биосферы, и для всего человечества. Чтобы быть честными перед потомками, нужно хотя бы сегодня вести честную статистику, а не как в 1986 году, когда был циркуляр, по которому все радиационные последствия списывались на сердечно-сосудистые болезни – было такое письмо Минздрава. Сейчас нужно убрать соглашение ВОЗ и МАГАТЭ и начать вести честную статистику. «Фукусима» вслед за Чернобылем дает человечеству еще один ядерный урок. Но пока мы его так же плохо усваиваем, как и первый...

 

Мария ДОНСКАЯ,

(ИА «Столица»)

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.