Камчатский мотокросс: в бой идут одни «старики»?

О проблемах и перспективах мотокросса на Камчатке

 

Дмитрий ТумановКамчатские гонщики – многократные чемпионы Дальнего Востока по мотокроссу, призеры чемпионатов страны. Звучит как сказка? Но сказочного в этом совершенно ничего нет – это реальность. Правда, более чем 20-летней давности. Тогда о камчатских мотокроссменах знали не только на Дальнем Востоке, но и по всей России. Об истории, проблемах и перспективах камчатского мотоспорта мы расспросили титулованных гонщиков, супругов Дмитрия и Наталью ТУМАНОВЫХ. Они в свое время добывали для камчатской команды чемпионские титулы и не оставляют любимый вид спорта даже сейчас, когда у мотоспорта на Камчатке наступили далеко не лучшие времена.

 

Со дворов – на трассы

 

Наталья и Дмитрий познакомились в петропавловском мотоклубе в 1978 году. 13-летняя Наташа на тот момент уже год гоняла по дворам Петропавловска на собственном мотоцикле, купленном на заработанные в детском парке деньги. «Во дворе все мальчишки ездили на мотоциклах, я посмотрела на них и подумала – чем я хуже?», – смеется Наталья, объясняя столь необычный для девочки выбор. Дмитрия, уже тогда опытного новосибирского мотогонщика, на Камчатку привела служба в армии, но расставаться с любимым спортом он не собирался, поэтому и пришел в местный мотоклуб.

 

В те далекие 1970-е годы этот вид спорта в СССР был очень популярен. И то, что в 1974 году чемпионом мира по мотокроссу в классе 250сс стал советский спортсмен Геннадий Моисеев, еще больше подогрело к мотоспорту интерес. По всей стране было создано множество мотоклубов, а на Камчатке они работали практически в каждом районе. Ими на полуострове заведовало региональное отделение ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) СССР.

 

— Областное ДОСААФ полностью содержало мотоклубы – снабжало техникой, закупало для спортсменов форму, выделялись и деньги для поездок на соревнования. Мы выезжали и на зональные турниры, и на всероссийские, – рассказывает Д. Туманов. – Камчатка в этом отношении совершенно не уступала другим регионам страны.

 

— Дети в то время повально увлекались мотоциклами, – вспоминает Н. Туманова. – Начинали ездить уже в 11-12 лет. Штрафплощадки были буквально забиты мотоциклами, конфискованными у ребят – прав-то у них не было. Поэтому ездили мы в основном дворами. И мотоклубы были для нас единственным шансом вдоволь накататься на любимом железном коне. В каждом клубе было по 40-50 человек. Здесь нас не только тренировали, но и воспитывали мужественность – учили обслуживать технику, преодолевать трудности, терпеть боль. Мальчики вырастали настоящими мужчинами. Да и девочек в клубах было довольно много. Тренеры, правда, работали на общественных началах. Но это никого тогда не смущало, главное – были возможности для развития спорта.

 

Камчатский мотокроссТакого ценного спортсмена, как Д. Туманов, Камчатка получила именно благодаря тренеру петропавловского мотоклуба на ул. Высотной. Станислав Краулайдис не стал блестящим гонщиком, зато был прекрасным, вдумчивым и креативным наставником. Работая на ТЭЦ-1 токарем, он помогал ребятам переваривать мотоциклы, готовить их к соревнованиям. И к тренировкам подходил творчески.

 

— Каждый раз нас ждало что-то новое, – вспоминает Д. Туманов. – Он говорил: «Сегодня – езда без тормозов», и мы откручивали тормоза. Или отрабатывали езду стоя – снимали с мотоцикла сиденье. Из таких отдельных элементов потом складывалась гонка по трассе. Мне понравился такой подход к тренировкам, поэтому из Новосибирска я и переехал на Камчатку.

 

А позади – весь Дальний Восток

 

Сейчас сложно поверить, что снежная Камчатка могла воспитать мотогонщиков, прочно удерживающих лидерство на Дальнем Востоке на протяжении нескольких лет. Но это факт. Н. Туманова не раз становилась чемпионкой зональных соревнований, и ни замужество, ни рождение 2-х дочерей ей не помешало.

 

— Пока я дома с детьми – Дима в клубе, он после ухода Краулайдиса стал работать там тренером, – рассказывает Наталья. – Перед гонками готовил мой мотоцикл, мне оставалось только прийти, сесть и поехать. Сам же Дима в это время был одним из лидеров даже на всероссийском уровне.

 

— Зону мы выигрывали легко, а вот чемпионат страны не удалось покорить ни разу. Но мы всегда были в призерах, – говорит Д. Туманов. – В нашей команде были такие маститые гонщики, как Александр Наконечный, мастер спорта по горным лыжам и по мотокроссу. Михаил Кругов, тоже мастер спорта – он, как и я, остался на Камчатке после армии. Правда, против нас выступали все мотогонщики СССР, а времени на подготовку у них было значительно больше – снег в центральной части страны сходит намного раньше, чем у нас. Но мы приезжали к месту соревнований за неделю и тренировались. Ездили мы и зимой, искали на Камчатке подходящие места. На стадионе «Спартак» в конце 1980-х годов несколько раз проводили соревнования по спидвею – ледовому мотокроссу. Зрителей на этих турнирах собиралось больше тысячи.

 

В 1984 году Д. Туманов стал мастером спорта. Наталья мастерский норматив выполнить не успела, хотя шанс был – в 1990 году на чемпионате страны в Волгограде. Но тогда, наверное, звезды не сошлись – во время заезда у Натальи сломался мотоцикл. И было бы не так обидно, если бы этот чемпионат не оказался для нее, да и для всех камчатских спортсменов, последним всероссийским турниром.

 

— После распада СССР развалились и все мотоклубы, – с грустью говорит Д. Туманов. – Наш спорт на Камчатке просто умер. Спортсмены перешли на полное самообеспечение. Расходы на технику, экипировку, поездки на соревнования ложились теперь на плечи самих кроссменов или их родителей. Откуда возьмется молодежь, если только стоимость одного мотоцикла приближается к 10 тысячам долларов? А сколько денег нужно на резину, бензин, запчасти… Сложно добиться хороших результатов, когда под тобой того и гляди развалится старенький мотоцикл, а на новый денег у тебя нет.

 

В бой идут одни «старики»

 

Камчатский мотокросс«Старая гвардия» мотокроссменов не бросила свой вид спорта. Уже в 1995 году стали снова собираться вместе, чтобы проводить соревнования, правда, уже только на местном уровне. Но молодежи по-прежнему было мало. И когда Д. Туманов в 1999 году решил окончательно уйти из мотоспорта, товарищи ему просто не позволили это сделать – а кто останется?

 

— Наташа ушла сразу же, в 1991 году, а я решился на это только спустя 9 лет, – говорит Дмитрий. – Но пришлось вернуться – надо же было кому-то тянуть эту лямку. Сейчас я самый возрастной спортсмен из всех, кто еще участвует в местных турнирах. Разменял уже шестой десяток, хотя даже 40 лет для мотогонщика многовато.

 

И тем не менее Дмитрий считается главным фаворитом камчатских турниров. Глядя на то, как он обходит на трассе более молодых спортсменов, понимаешь – вот оно, настоящее мастерство. 22 мая на сопке Лысой в Елизовском районе прошел турнир, открывший мотосезон-2011. Д. Туманов занял 2-е место, уступив елизовчанину Алексею Кононову.

 

— В этом году Федерация технических видов спорта, которую возглавляет Антон Волошин, получила аккредитацию, и мы надеемся, что это поможет решить хотя бы часть проблем, – говорит Д. Туманов. — Несколько лет назад мы попытались создать мотошколу, для этого Волошин даже купил 5 мотоциклов. Первый набор состоял из 6 ребят, но из них остался только один. Слишком это затратный материально и физически вид спорта. Правда, сейчас у наших старых спортсменов подрастают дети и приходят в мотоспорт. Постоянные зрители мотогонок знают семью Карцевых – отца Виктора и сына Виталия. Александр Столяров в прошлом году привел своего сына Николая. Возможно, они и примут нашу эстафету. Нам нужна молодежь, иначе мы уйдем со временем, и спорт умрет окончательно.

 

Проблема у камчатского мотоспорта и с трассами. Официально их на данный момент у Федерации нет ни одной. Территория возле ТЭЦ-2, автомотодром «Солнечный» в Елизове и трасса в Вилючинске – вот традиционные места проведения турниров. Но в любой момент гонщики могут лишиться и этого.

 

— Трассу на «Солнечном» вот уже несколько лет собираются забрать под строительство коттеджей, – говорит Д. Туманов. – Нам обещали выделить участок земли возле Нагорного, там мы хотим сделать трассу для мото- и снегоходного кросса, поставить помещения – гараж и раздевалки, чтобы спортсменам больше не пришлось переодеваться на улице. Конечно, былого величия камчатскому мотоспорту это не вернет, но мы по-прежнему надеемся, что каждый новый сезон станет лучше предыдущего.

 

Ольга ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ

Фото Виктора ГУМЕНЮКА

5527

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых