Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Новый порядок от ФАР: чиновники хотят больше сажать

16:47
2661

Федеральное агентство по рыболовству (ФАР) предлагает усилить для капитанов уголовную и административную ответственность за различные нарушения. Сдержат ли подобные меры криминализацию рыбной отрасли?

 

Новый порядок от ФАРКак сообщает РИА Fishnews.ru, ФАР подготовило проект закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ, направленных на совершенствование государственного контроля и надзора в области рыболовства. Среди прочего предлагается возложить на капитанов ответственность за невыполнение порядка оснащения судна необходимыми техническими средствами контроля, а также ужесточить для них наказание за нарушение порядка ввоза и вывоза с таможенной территории водных биоресурсов (увеличить срок лишения свободы до 7 лет).

 

Считается, что такие меры сдержат криминализацию рыбной отрасли. Но с этим согласны не все. Я обратился за комментарием к Александру Кужиму, который был первым начальником Камчатской государственной морской инспекции Северо-Восточного погрануправления. Он возглавлял ее в 1998-2001 годах, затем занимался юридической практикой, в том числе защищая интересы капитанов и компаний, попавших в категорию обвиняемых. Вот его мнение:

 

«Все рыбацкие капитаны, которые привлекаются к уголовной ответственности по статье 253 УК РФ (незаконная разработка ресурсов экономзоны и шельфа) одновременно привлекаются и по статье 201 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Без лишней рекламы и шума с 2009 года ответственность по данной статье с 5 лет лишения свободы выросла до 10 лет. В прошлом году одного из наших капитанов в возрасте 64 лет бросили на нары на три года. Сейчас этот человек обратился в Европейский суд по правам человека за защитой своих прав. Таким образом, законодательная база под «долговременные посадки» давно существует и успешно применяется. Поэтому ратовать об увеличении сроков до 7 лет бессмысленно. Можно считать, что это пожелание ФАР давно сбылось.

 

Что касается «маленьких» штрафов, то штрафы по части 2 статьи 8.17 Административного кодекса (нарушение правил добычи водных биологических ресурсов и их охраны) фактически не имеют верхнего предела. В правоприменительной практике за последние годы есть дела, по которым на граждан и предприятия налагались по этой «щедрой» статье штрафы в десятки миллионов рублей. Не так давно один капитан был оштрафован на 15 млн руб. Тогда это было 500 тысяч долларов. Куда еще больше? Основная масса тех, кто привлекается к таким видам ответственности, не могут выплатить подобные суммы. У них просто нет таких денег. А семьи есть.

 

Причем все чаще на эту «наковальню» попадают люди случайные, в то время как браконьеры, действительно причиняющие стране колоссальный ущерб, уходят от ответа. Вспомните недавнее громкое «крабовое» дело.

 

На мой взгляд, речь надо вести не об ужесточении наказаний, а, наоборот, – о смягчении. Ужесточение нужно только чиновникам, которые таким образом доказывают начальству свою нужность и наращивают показатели своей «работы». Но государству это пользы не приносит».

 

Напомним, что в декабре прошлого года председатель правительства России Владимир Путин поддержал инициативу о смягчении санкций для рыбаков за мелкие и неумышленные нарушения при добыче биоресурсов. «Нельзя приравнивать рыбаков к злостным нарушителям, браконьерам», – заявил он.

 

А что на деле? Государственный орган, созданный для развития рыбной отрасли путем создания благоприятных экономических условий для всех ее тружеников, не находит ничего лучшего, кроме ужесточения карательных мер для тех, кто «пашет» в море.

 

Вот наглядный пример этого года. На судне, работавшем в море абсолютно законно, вышло из строя техническое средство контроля – ТСК (специалисты позднее установили – по технической причине, просто перегорел предохранитель). В результате судно на какое-то время потеряло спутниковое позиционирование.

 

При этом экипаж объективно не может знать, работает ли его аппаратура позиционирования или нет (она функционирует в автоматическом режиме), поступает ли сигнал с судна на спутник. В его обязанности входит лишь держать аппаратуру постоянно включенной, т.е. не выключать.

 

Так вот, даже установив, что вмешательства экипажа в работу аппаратуры не было и причина ее выхода из строя чисто техническая, компанию привлекли к административной ответственности. Но и этого чиновникам оказалось мало. Местное управление ФАР обратилось в арбитражный суд с иском к компании о расторжении договора предоставления квот. И что вы думаете? У компании квоты забрали.

 

Этот случай далеко не единственный. Налажен уже целый конвейер «сравнительно честного отъема квот». Центр системы мониторинга рыболовства и связи выискивает тех, у кого были сбои в позиционировании, и «сливает» их местному подразделение ФАР. А дальше дело техники, и квоты попадают к тому, кому нужно.

 

Подозреваю, что новые инициативы ФАР по ужесточению наказаний имеют ту же цель – не наводить порядок, а влиять на бизнес.

 

Кирилл МАРЕНИН

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.