Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Лейтенант медицинской службы

16:15
3312

Зоя с любопытством наблюдала, как высокий представительный мужчина прошелся вдоль строя юных медичек. Потом снова вернулся к ней:

- Я – заведующий аптекой, у меня совсем нет помощников. Пойдешь ко мне?

- Но я же фельдшер.

- Фармакологию ведь учила?

- У меня была по ней твердая пятерка.

Так для 19-летней Зои ЩЁКОТОВОЙ началась война.

 

Лейтенант медицинской службы- Повестка из военкомата мне пришла 11 августа 1945 года, когда стало понятно, что конфликта с Японией избежать не удастся.

До этого дня еще совсем не оперившаяся выпускница Камчатского медицинского училища и думать не думала, что в ее жизни начнутся такие перемены.

А ведь все было как у всех – жила, росла, училась, готовилась стать полезным обществу человеком. У ее мамы была мечта, чтобы Зоя выучилась на врача. И непременно - в Томске. Там, по ее мнению, был лучший мединститут. Она считала, что для женщины лучшей профессии и не сыскать. Тем более что у дочери были черты, которые так важны при лечении людей - доброта, сопереживание, внимание к человеческой боли, умение выслушать и помочь. А еще, как со временем выяснилось, у Зои была твердая рука. Это очень пригодилось в ее работе, когда медсестре приходилось делать ненавистные уколы. Особенно если пациенты - дети.

- Я всегда умела их делать так, что дети не испытывали боли.

Девушка выросла в трудовой семье, которая и заложила в ней основы жизненной позиции. А в ней главное это то, что все по жизни надо делать честно и по справедливости. Степан Иванович, отец Зои, был человеком, как в народе говорят, рукастым от природы. За что бы он ни брался, все у него кипело в руках. Еще ему нравилось осваивать новые профессии. Так, в 1932 году он заразился охотой к перемене мест и очутился на самом краешке страны - на Камчатке. И так к ней прикипел душой, что уже потом, куда бы его судьба ни забросила, вновь и вновь возвращался в эти края.

Здесь, на Камчатке, Степан Щекотов освоил и рыбацкое дело. Он солил и коптил рыбу, готовил из нее разные вкусности. Но самым большим его вдохновением стала икра. В те годы равного ему по приготовлению этого деликатеса не было. И вся эта продукция отправлялась в Москву, шла на нужды обороны.


6 лет спустя с отцом воссоединилась и семья. Так что Зое вместо Томского мединститута, пришлось идти учиться в местное медучилище. Сыграла свою неприглядную роль и начавшаяся Великая Отечественная война.

Через 2 года, в 1943-м, юная фельдшерица едет по направлению на работу в Усть-Большерецк. Здесь для начинающего медика был простор, чтобы реализоваться в профессии.

- А роды принимать приходилось?

- Еще как! Во-первых, во время учебы для практики нужно было принять полтора десятка новорожденных.

Уже работая на селе, в своей амбулатории она частенько имела дело с мамочками. У Зои даже есть крестница, которую назвали в ее честь.

- Раз в неделю в медпункт обязательно привозили рожениц. Тогда рождаемость без всяких указов была высокой.

В ту краткосрочную японскую кампанию Зое Щекотовой удалось променять скучное аптекарское житье-бытье и отправиться на оперативный простор, на работу в госпиталь, куда доставляли раненых бойцов. В общем-то, в этом ей помогли сами моряки, которые обратили внимание на толковую медсестричку. Так Зоя вместе с войсками очутилась в медсанбате на Парамушире. Там она сумела проявить свои лучшие деловые качества. И медалью «За победу над Японией» Зоя Степановна гордится больше других наград.

То было время, о котором сегодня она готова вспоминать до бесконечности. Несмотря на тяжкие военные невзгоды, которых было хоть отбавляй, молодость брала свое. По вечерам были танцы. Потом и свидания. Хорошенькая сестричка пользовалась у мужской части военного городка завидным успехом…

На Парамушире Зоя с большой заинтересованностью наблюдала за тем, как строили свою жизнь вдали от дома пленные японцы. Для нее были интересны чужие традиции, чужая манера обустраивать свои жилища, блюда японской кухни. Ведь японцы, несмотря на неволю, вели себя с достоинством.

Из всех ухажеров Зое тогда приглянулся высокий статный красавец Николай Тихонов. Ему Зоя и отдала свое сердце, попутно разбив еще с десяток. Николай был при их части вольнонаемным, отвечал за снабжение. От Николая Тихонова у Зои Степановны дочь Элла, двое внуков - Константин и Павел, и правнук. Они живут на Камчатке.

Через какое-то время меж молодыми пробежала черная кошка, что-то у них разладилось. Что - сама Зоя Степановна и до сих пор не поймет.

Николай Пучко, фамилию которого она носит сегодня, стал ее вторым мужем и отцом второй дочери - Ларисы. Сейчас Лариса вместе со своими дочерьми Олей и Юлей живет в Дагомысе. Там же подрастают и еще две правнучки Зои Степановны:

- Я их пока еще не видела.

Дочери не пошли по материнской стежке, выбор в профессии сделали в пользу цифр - экономист и бухгалтер. Но это было уже потом, с годами.

А сразу же после окончания военной кампании Зое предложили поработать в Совгавани. Там она поначалу успешно трудилась в детской поликлинике. А потом перешла на работу в военно-морской госпиталь. Сначала - просто медсестрой, а потом – старшей. В ту пору, надо отметить, медики и учителя были в большом дефиците. И к ним относились соответствующим образом. С жильем не затягивали. И все у Зои тогда складывалось лучше не придумаешь!

Но в жизни ее семьи всегда незримо и неназойливо присутствовала Камчатка. Был такой момент, когда уже немолодые родители решили было податься в родные места и обосноваться на материке. Но бескрайняя океанская волна, величественные заснеженные вершины гор, ширь бездонная и вольный простор оказались притягательнее признанных удобств где-то в центре России. И, подумав, в семье решили окончательно и бесповоротно вопрос в пользу Камчатки.

Здесь поначалу Зоя Степановна решила поработать с детьми, устроилась в санаторную школу-интернат. А позднее ей пришла мысль, что ее место - в доме, где по тем или иным причинам доживают свой век одинокие старики. С этого места она, добросовестно проработав несколько лет, и ушла в свой бессрочный отпуск - на пенсию. За короткую военную кампанию у лейтенанта медицинской службы Зои Пучко есть орден Отечественной войны 2-й степени и медаль «За победу над Японией».

И вот теперь, когда и пенсия такая, что сама уже может подкинуть деньжат своим любимым внукам на какую-то неотложную покупку, не дает покоя ветерану тот самый жилищный вопрос. Власти убеждены, что все президентские указания ими выполнены как положено. Однако о каком комфортном жилье может идти речь, если в крошечной 1-комнатной квартирке проживают трое взрослых и очень разных людей, хотя и кровных родственников в возрасте от 30 до 85 лет - две женщины, мать и дочь, и молодой мужчина. Помимо обычной тесноты, это вызывает еще и накал никому не нужных страстей. В отношении таких ветеранов как Зоя Степановна, наверное, следует думать не о том, что соблюли все правила. А о том, чтобы доживали наши старики свой век, не думая каждую минуту, что кому-то мешают.

Старшее поколение наших соотечественников всегда отличала стойкая жизненная позиция. Закалка у них такая. Это помогло им не просто выжить в самые тяжкие для страны года, но и с достоинством выйти из многих жизненных перипетий, коих каждому досталось сверх меры. Среди них свое достойное место занимает и Зоя Пучко, лейтенант медицинской службы, ветеран Великой Отечественной войны, наша с вами землячка. Вместе с коллегами по профессии она отмечает на этой неделе свой профессиональный праздник – День медицинского работника. Примите, уважаемая Зоя Степановна, наши искренние поздравления!

 

Валентина АЛЕКСЕЕВА

Фото из семейного альбома Зои ПУЧКО

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.