Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Призыв на рыбный флот

15:56
4264

Росрыболовство предлагает включить работу на рыбопромысловом флоте в перечень направлений альтернативной гражданской службы. Поможет ли это привлечь больше молодежи в рыбацкую профессию?

Как сообщают центральные СМИ, упомянутую инициативу озвучил руководитель Федерального агентства по рыболовству (ФАР) Андрей Крайний, сопровождавший Президента России Дмитрия Медведева во время поездки во Владивосток.

«Я думаю, такой мерой мы добьемся того, что часть ребят останется на наших судах работать, - сказал А. Крайний. - А то получается странно: медбратом в больнице можно - это считается альтернативой воинской службе, а служить на судах рыбопромыслового флота нельзя».

Президент поддержал инициативу и обещал дать соответствующее поручение Министерству здравоохранения и социального развития, а также Минобороны.

Проблема, о которой идет речь, действительно требует незамедлительных решений. По некоторым оценкам, нехватка специалистов на рыбном флоте составляет более 30 процентов. Сегодня средний возраст командного состава на флоте подходит к 50 годам. Кто же завтра возглавит судовые службы, будет управлять судами и производством?

Дефицита в учебных заведениях, которые готовят специалистов для рыбного хозяйства, нет. Желающих учиться пока тоже хватает. Но: поступает 30 человек, заканчивает 15, в море идут 2. Остальные не хотят. Если бы все они учились на платной основе, это была бы только их проблема. Но многие учатся за счет бюджета. Такие «учебки» отраслевые. То есть бюджетники учатся в них за счет рыбной отрасли, ее налогов. Но она ничего не получает взамен.

Почему же молодых не прельщает «звезда рыбака»? Кто-то, например, винит журналистов: мол, пишут, что рыбаки - воры, отсюда - падение престижа профессии. Возможно, в этом есть доля истины. Но главная причина все-таки в другом - условиях труда. В советское время «морские» и «сухопутные» зарплаты различались ощутимо. Ради этой разницы многие соглашались на опасную и каторжную работу в море. Сегодня на берегу можно заработать не меньше. Поэтому большинство выбирает берег.

И речь не только о молодых, которые могли бы стать хорошими флотскими кадрами. Уже готовые спецы, которых надо выращивать 10 лет и больше, уходят с флота. Если раньше таксисты шли в море, теперь моряки идут в таксисты.

А ведь некоторые фирмы не просто платят мало, а задерживают выплату или не платят вообще - банально «кидают». За 10 лет работы в газете пришлось выслушать огромное количество жалоб от тех, кто работал в море, или их родных. Один вкалывал как каторжник в рейсе, а получил жалкие гроши вместо обещанной зарплаты. Другой все лето отпахал на красной путине, заработал только гастрит. У семьи в море без вести пропал отец и муж, единственный кормилец. Как пропал, не известно: никто по-настоящему разбираться не захотел. Все что получили от фирмы - обязательная страховка и ни грамма сочувствия. Таких историй на Камчатке вам расскажут массу.

Безусловно, инициатива ФАР включить работу на рыбопромысловых судах в перечень направлений альтернативной гражданской службы имеет здравое зерно. Но возникают вопросы: не является ли это всего лишь временным решением? Захочет ли молодой человек вкалывать на рыбном флоте и дальше, отслужив на нем положенный срок в качестве альтернативы военной службе?

Очевидно, что здесь многое зависит от самих руководителей рыбных предприятий, которые жалуются на нехватку молодых кадров. Будут достойные условия работы и зарплата, будет и приток молодежи. Не спорю, что отрасль переживает трудное время: дорогое топливо, нехватка квот. Но если отдельные «рыбные генералы» получают в месяц по 1 млн рублей, имеют за границей дома и яхты, значит, средств на первоочередные нужды тоже должно хватать.

 

Николай ГОРЕЛОВ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.