Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Торговые центры: не подъехать, не объехать

15:53
3772

Не так давно власти вспомнили о проблеме парковок в Петропавловске: призвали автолюбителей не ставить машины на газонах, более того – начались нещадные выставления штрафов за сию провинность. Не известно, сколько еще продлится эта кампания, но вопрос, куда все-таки парковать автомобили, еще надолго останется без ответа.

Любому автомобилисту столицы Камчатского края прекрасно известно, как трудно найти свободные 5-7 кв.м и воткнуть туда машину. Это касается всего городского пространства, включая жилые кварталы, места отдыха, а в особенности - всевозможные торговые центры. Среди последних есть и такие, где машину оставить негде даже теоретически. Живой пример – торговый центр возле «Булочной», на «КП», клиентам которого парковкой служит проезжая часть со стороны ул. Ключевской.

 

Моська лает, караван движется

Торговые центры в Петропавловске продолжают плодиться подобно грибам после дождя. Построен ТЦ на ул.Молчанова, завершен еще один ТЦ на 8 км, возле «Парни». Наличия стоянок для автотранспорта возле них пока не прослеживается. Не меньшие вопросы вызывает возможность в будущем припарковаться возле строящихся торговых центров возле ЦУМа и в микрорайоне «БАМ».

Скоро в городе появится и совсем удивительный ТЦ – за уже действующим ТЦ «Кристалл». Необыкновенность его состоит в том, что возводится он практически во дворах жилых домов. Делать там парковку однозначно негде. Машины клиентам придется загонять в эти же дворы. А вероятность того, что автотранспорт укатает все зеленые зоны, включая и парк Победы, близка к 100 процентам.

Тот факт, что здание торговых центров, которыми, как предполагается, будут пользоваться сотни людей ежедневно, останутся без должного количества парковочных мест, а то и вообще без паркинга, - показатель степени уважения к городу и горожанам со стороны застройщика и тех, кто выдавал ему разрешение на строительство.

Таинство выдачи разрешений на застройки и выделения земли до недавнего времени творилось в департаменте градостроительства и земельных отношений администрации Петропавловска. В прошлом году землеотводами под капитальные застройки, в т.ч. под ТЦ, стало заниматься краевое министерство земельных отношений. У муниципалитета эти «хлебные» функции были большей частью изъяты. Причины того краевые власти объясняли не слишком подробно. Но давали понять, что чиновники мэрии были не слишком щепетильны в соблюдении законов при выделении земли. При этом землеотводы под упомянутые торговые центры были произведены еще тем самым департаментом градостроительства и земельных отношений.

По словам его руководителя Александра Черняка, любой торговый центр строится с учетом парковочных мест, по нормативу. «Есть старые нормативы – 1970-х, 1980-х, частично 1990-х годов, которые никто не отменял», - сообщил нам Черняк, давая понять, что закон соблюден, а дальше хоть трава не расти. Однако каковы даже эти нормативы, сам Александр Николаевич вспомнить не смог, а посоветовал обратиться к соответствующим специалистам своего департамента. Впрочем сообщил, что на ближайшие несколько дней все они заняты, беспокоить их не стоит.

Черняк также сообщил, что сегодня со стороны ул. Ключевской строится автостоянка для клиентов ТЦ на «КП», возле «Булочной». Но уже сейчас видно, что ее размеры явно не будут соответствовать тем, что предполагались в первоначальном проекте, одобренном на городских общественных слушаниях. «А платной или бесплатной будет эта стоянка – вообще не вопрос компетенции городских властей», - сказал Черняк.

 

Бойкот платным стоянкам

Вообще-то, городу стоило задуматься на тему платности парковок. Есть наглядный пример - рынок «У фонтана», плод труда проектировщиков ГУП «Камчатгражданпроект». Парковка здесь была предусмотрена. И она есть, но по воле директора рынка стала платной. Даже в пиковые часы нагрузки она стоит пустая. При этом близлежащая дорога по обеим сторонам полностью забита автотранспортом, двигаться по ней крайне опасно и пешеходам, и машинам, регулярно возникают аварийные ситуации. «На месте города я бы сказала: убери со стоянки шлагбаум, иначе не увидишь земли, которую ты брал на условиях организации парковки», - говорит директор ГУП «Камчатгражданпроект» Нина Ковзель.

Действительно, приезжая в «Шамсу» клиенты не испытывают неудобств в поисках места для машины. «Галант» сделал нормальный подъезд к зданию, который можно использовать как разворотную площадку. Почему же этого не делают остальные? Ответ прост: не хотят, экономят. А где городская власть, в полномочиях которой путем нехитрого нормотворчества создать для застройщиков тех же торговых заведений вполне логичные обременения в виде условия иметь место для парковки? Ведь федеральные нормы давно отстали от жизни, в том числе нигде не написано, что стоянка должна быть бесплатной.

Кстати, как сообщили в городской ГИБДД, Госавтоинспекция выходила в прокуратуру в заявлением, в котором просила обязать администрацию рынка «У фонтана» сделать стоянку бесплатной, доступной для всех, этого же ГИБДД добивалась и в мэрии. Но все, кто мог так или иначе повлиять на ситуацию, сочли эту просьбу попыткой «закошмарить бизнес» и создать г-ну Векличу «административный барьер».

Вопрос, куда городу столько торговых центров, отнюдь не риторический. Невооруженным глазом видно, что число этих объектов зашкаливает за мыслимые пределы, а реальной конкуренции при этом не наблюдается – товары, цены, уровень комфортности везде одинаково унылы. Да, площадь торговых центров, исходя из количества населения, нигде не нормируется. Но зачем строить очередной торговый центр там, где уже есть два «Галанта», а, например, не на «Горизонте»? Для этого должна работать архитектурная служба, которая контролировала бы и эти вопросы, и внешний вид фасадов, и наличие парковок, и прочее. Но вот что удивительно: Петропавловск наверняка является единственным региональным центром России, где уже не один год отсутствует главный архитектор.

В недавнем прошлом решение о нюансах и вообще целесообразности того или иного строительства согласовывалось с городским градостроительным советом, в который входили строители, архитекторы, проектировщики и непременно – представители Госавтоинспекции. Именно этот коллегиальный орган принимал решения, вплоть до наложения вето на решение о застройке. Но муниципалитету при главе города Скворцове такие обсуждения перестали быть нужны, а городские слушания о застройках превратились в пускание пыли в глаза общественности. Это позволяет ст. 16 Градостроительного кодекса, которая устанавливает, что орган местного самоуправления решение о выделении земли под строительство принимает самостоятельно, полагая, что проектировщики и строители – грамотные, а работники мэрии – честные. И разрешения на строительство в Петропавловске давались узким кругом лиц такому же узкому кругу лиц, против которых нет реально действующей системы сдержек и противовесов. Та же ГИБДД не может чего-либо требовать и тем более принимать меры постфактум, когда проект согласован, разрешение на строительство получено.

 

За опытом в Москву… ездить не надо

Но, быть может, не все так безнадежно? Живой пример – как решается проблема парковок и стоянок в Москве. Согласно безнадежно устаревшим, но использующимся и поныне «Санитарным нормам и правилам» 1989 года (это последняя редакция СНиП) норма расчета стоянок автомобилей в жилой зоне – 25 машино-мест на 1.000 жителей и 5-7 машин на 100 кв. м торговой площади возле соответствующих заведений. Понятно, эти нормативы принимались, когда считалось, что жители страны будут ездить на собаках. Но сегодня в Петропавловске стоит на учете в ГИБДД порядка 90 тысяч автомобилей, принадлежащих как юридическим лицам, так и гражданам.

Что можно предпринять в этой ситуации? Отчасти приближение транспортного коллапса в городе мог бы остановить ответственный подход застройщиков, в том числе - жилых домов. Однако приходится наблюдать странную картину: та же фирма «Владкам» (имеющая прямое отношение к уродливому строению на «КП») в микрорайоне «Северо-Восток» упорно производит застройку максимально высокой плотности, при этом, разумеется, имея все необходимые согласования и разрешения. Парковок там не только не предусмотрено, но даже стихийно припарковать транспорт очень сложно.

Между тем в постановлении правительства Москвы еще от 4 октября 2005 года, №769-ПП, содержится норма о том, что обеспеченность машино-местами должна составлять не менее 1, 1,7 и 2 машино-места на квартиру, в зависимости от принадлежности дома к одной из трех категорий комфортности. Таким образом, муниципальные дома должны быть обеспечены, минимум, 1 машино-местом на квартиру, а дома коммерческие, в зависимости от степени комфортности, - от 1,7 до 2 машино-мест на квартиру.

Почему раз и навсегда в Петропавловске не решить проблему аналогичными методами – простого нормотворчества?

Руководитель ГИБДД по Камчатскому краю Валерий Никитенко уверен: «Дабы город не встал, нужно расширять дороги, делать надземные пешеходные переходы (только нормальные, а не как на «КП», чтобы и мамы с колясками, и люди с ограниченными возможностями могли ими с легкостью пользоваться). Однако, судя по тенденциям, проектов строительства торговых центров в городе все-таки больше». «В других регионах, если ты строишь тот же магазин, полностью отвечаешь за этот участок, обустраивая и пешеходные переходы, и парковки. Мы говорили администрации: выставляйте на аукционы землю под строительство только на таких условиях. Но говорили в пустоту».

 

Мария ВЛАДИМИРОВА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.