Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Жизнь в музее и голубцы по-уральски

17:03
4049

Красивая, успешная, самодостаточная – это все о ней, Ольге ЕФИМОВОЙ. Она – состоявшийся человек, сумевший в полной мере реализоваться как в карьере, так и как женщина-мать. Про нее можно с уверенностью сказать, что О. Ефимова живет по законам внутренней гармонии. А в наши времена, когда размыты и нивелированы духовные ценности, это уж совсем большая редкость.

О себе говорит:

- Жизнь моя проходит в музее.

И это не пустые слова. Это - ее жизненное кредо, ее сбывшаяся мечта.

- Мне всегда хотелось работать в таком месте, которое не было бы обычным, типовым. Мне всегда надо было почувствовать исключительность такого учреждения, а здесь сама атмосфера подталкивает все время узнавать что-то новое. И мне это все было очень интересно.

Именно таким местом и стал для О. Ефимовой, уроженки Петропавловска и выпускницы нашего пединститута, краеведческий музей.

Видимо, где-то там, в небесной канцелярии, с самого начала очень подробно расписали ее судьбу. Так молоденькая преподавательница со знанием английского попала в музей, получила должность научного сотрудника отдела музейных фондов и отработала ровно 10 лет. Эти годы помогли ей в совершенстве освоить музейное дело. Впрочем, иных критериев в своей работе Ольга Владиславовна и не признает.

Хитрое музейное дело и по сию пору для большинства его служителей - планета со многими неизвестными, которую каждый осваивает вручную. У нас в стране пока еще не готовят специалистов такого профиля. Есть искусствоведы, мастера-прикладники, историки культуры, художники, скульпторы. Они-то, в основном, и пополняют музейные кадры.

Несмотря на такие сложности, привлекательность и притягательность музейного дела оказались столь велики, что новая сотрудница прикипела к ней всей душой:

- Музейная работа мне всегда нравилась.

Так бы работала она тут и дальше, если бы не возникшие обстоятельства - роковые 1990-е годы. Они поставили Ольгу, как и большинство наших сограждан, перед выбором: музей или благополучие близких.

К тому времени в семье подрастали уже трое детишек – сын и девочки- двойняшки. А главной кормилицей и добытчицей в доме оставалась она. На музей в такой ситуации надежд не оставалось - как известно, самыми малообеспеченными у нас в стане бюджетников выпала доля быть музейным работникам.

Расклад был один: следовало заняться чем-то, приносящим материальное благополучие. Это была коммерция. Она многим не позволила тогда пропасть. Но Ольга Владиславовна не осталась бы верна себе, если бы даже в ту пору не использовала возможности к самосовершенствованию. Она освоила попутно еще одну профессию - менеджера туристического бизнеса.

Через какое-то время О. Ефимова, которая не порывала связей с родным коллективом, узнала, что в музее освободилось директорское кресло. Вакансия выставлялась на конкурс. И она, как человек, достаточно поднаторевший в музейном деле, успешно прошла в своей жизни еще один тур испытаний…

Вот уже 7 лет уверенной рукой ведет она этот корабль, умело обходя кочки и колдобины, которые не так уж и редки на их пути. Ей удалось не только закрепить достигнутое, но и сделать шаг вперед по пути прогресса в своем деле, ненавязчиво внедряя в свою, по мнению некоторых, рутинную работу всякие интересные новинки. Ведь, помимо научной деятельности, которой обязан заниматься музей любого ранга, он работает, прежде всего, для людей, которые сюда приходят ознакомиться с овеществленной историей нашего уникального края. В нашем краеведческом музее – это ценности и находки природы Камчатки, ее древнейшей истории, древней культуры коренных народов нашего края, история Камчатки, начиная с 17-го века, а также интересные разделы по традиционной аутентичной культуре коряков, эвенов, алеутов.

Усилия по изучению этих тематических разделов научными сотрудниками музея, которыми так дорожит их директор О. Ефимова, не проходят втуне. Для этого достаточно заглянуть в книгу отзывов посетителей. В ней - сплошь и рядом море восторженных отзывов о посещении музея. Словом «спасибо» насыщена буквально каждая запись. А гости музея - это люди со всех концов нашей страны, от Москвы до самых до окраин. Есть тут и записи на английском - иностранцам тоже небезразлична материальная культура древней Камчатки.

Экскурсии, лекции, выставки – все это внешняя сторона медали, именуемой музеем. Основная же работа вершится вдали от посторонних глаз, в тиши кабинетов. Мало кто знает, что музей - это очень затратное дело. И не только в материальном смысле. Порой бывает легче собрать экспонаты, чем их сохранить. Тем не менее для музея любого ранга - от маленького, провинциального, до всемирно известного - делом чести является поиск и пополнение фондов новыми экспонатами. Это всегда, как правило, связано с определенными сложностями. Ибо хорошо известно, что наша культура бедна как церковная мышь, так что разжиться на новую покупку сродни совершению подвига. Потому О. Ефимова считает большой удачей сделанные за последний год приобретения. Музей приобрел скульптуру Виктории Крупиной из Паланы «Колыбельная Майи» и уникальные авторские поделки национальной художницы Татьяны Голиковой.

Сегодня краеведческий музей является обладателем солидных фондов, которым для большей сохранности требуется не только особое отношение, но и специальное оборудование. Уникальные коллекции следует сохранять в первозданном виде. С особой теплотой в голосе директор говорит о собранной по крупицам и бережно хранимой этнографической коллекции - жемчужине всего собрания.

- Мы гордимся ею. Там есть единственные в своем роде, совершенно уникальные экспонаты. Например, такой. Знатокам северной культуры известен обычай аборигенов сжигать умерших вместе с их поминальными кухлянками. Так что найти такую для коллекции казалось невероятным. Но нам повезло, нам удалось такую кухлянку приобрести. Это - большая удача.

О. Ефимова о своем музее готова говорить до бесконечности. Да это и естественно для человека, который свою работу определяет как дело всей жизни. В ее словах это – не напыщенные фразы на публику, а искреннее желание посвятить собеседника в свою религию - музейную, краеведческую.

Отдаваясь со всей страстностью любимой работе, моя героиня ни на минуту не упускала из поля зрения своих детей. Это сейчас они уже взрослые и самостоятельные люди. А сколько сил и материнской мудрости пошло на то, чтобы они стали теми, кем они сегодня являются, чтобы, как и их мама, состоялись по жизни. Старший, сын Глеб, программист. Работает он совсем в другом месте, но на помощь музею при необходимости всегда приходит без запинки. Двойняшки только-только с красными дипломами закончили наш университет им. В.Беринга. Валерия получила диплом юриста, Наталья – лингвиста, со знанием английского и китайского языков, уже собирается на длительную стажировку в Китай. Эти их дипломы, можно сказать, и оценка материнского труда самой Ольги Владиславовны.

Ее дети выбрали свою жизненную стезю, хотя часть их детства прошла именно в музее. С малых лет они могли наблюдать, как и чем занимаются его сотрудники. Матери, как любому увлеченному специалисту, хотелось бы иметь наследника своего дела. Но она уважает выбор своих детей, и потому не настаивает.

Вообще-то, по моему разумению, главным движком характера самой О. Ефимовой является любовь. Хотя она вряд ли сама об этом догадывается, потому что говорит, что больше всего ценит в людях профессионализм высокой пробы: «Я - человек ответственный». Она любит и обожает свое дело и свой музей. Она в нем растворилась. При этом сумела не упустить и свою большую семью, где в любви и уважении выросли три прекрасных наследника.

Этой женщине, кажется, подвластно все. Работа, дети, дом, где она всякий раз выкладывается по полной. Однако О. Ефимова выкраивает время и для личного пространства. В короткие часы затишья любит почитать хорошую новинку, не пропускает премьеры в театре, частенько бывает на концертах:

- С удовольствием всегда слушаю классику. Но больше люблю джаз, особенно - саксофон.

Друзья О. Ефимовой никогда не упустят возможности побывать в гостях в ее доме. Знают, что она - прекрасная хозяюшка и отменная повариха. Готовить обожает.

- Мои друзья знают, что для них на стол будут выставлены мои фирменные голубцы и пахлава.

Голубцы - это особая гордость хозяйки дома. Рецепт их идет от уральской бабушки Ольги Владиславовны. Когда-то в детстве ее на несколько лет отправили пожить на Урал. Там она и наблюдала: когда по соседству намечалось какое-то торжество, приглашали бабушку с ее голубцами. Теперь этими секретами владеет ее внучка.

- А вот, как готовить пахлаву, меня научила одна моя приятельница. И теперь я ее пеку так, как мне было показано. Получается очень вкусно. Вообще-то, если вы хотите хорошо питаться, не ленитесь готовить дома сами. Хорошее питание и есть залог здоровья.

Конечно, усилиями директора и его сотрудников краевой краеведческий музей и выглядит сегодня для своей категории вполне достойно, тем не менее еще надо многое сделать. И об этом хорошо осведомлены представители властей всех уровней. Чтобы музей выглядел по-современному, требуются, прежде всего, специальное здание и специальное оборудование.

- Я мечтаю о большом, настоящем, оснащенном по современным меркам здании. Где было бы комфортно и музейщикам, и нашим гостям, и нашим коллекциям. Чтобы музей занимал свою особую территорию в черте города, создавая свой особый мир. Чтобы люди, приходя сюда и общаясь напрямую с памятниками культуры, чувствовали себя счастливыми.

В этом видит и ощущает смысл своего существования в музее его директор Ольга Ефимова. С наступающим юбилеем вас, Ольга Владиславовна, с пожеланием исполнения самого заветного желания!

 

Валентина АЛЕКСЕЕВА

Фото Виктора ГУМЕНЮКА и из семейного альбома ЕФИМОВЫХ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

0
Елена 7 лет назад #
На наш взгляд в статье столько неправды, что и эта статья, и её героиня, г-жа Ефимова, сами являют собой пример «размытости и нивелировки духовных ценностей». Судите сами:
1. 10 лет работы в музее — это на бумаге, выбросьте из них время пребывания в отпусках по уходу за 2-мя детьми да время откровенного безделья, когда музей был в ремонте, а сама героиня в «интересном положении», да прибавьте сюда чуть было не погубленную ею, брошенную на съедение моли, коллекцию этнографии, о которой она говорит сегодня «с особой теплотой» и хранителем которой она являлась до очередного декрета — и станет ясно то, как и когда г-жа Ефимова осваивала музейное дело до «совершенства».
2. Когда г-жа Ефимова говорила правду о своем уходе из музея: сейчас, объясняя это «роковыми 1990-ми» или в 2000г., в другой статье, «Музейные смутьяны», обвиняя в своём уходе ужасную атмосферу в «родном коллективе»? Связей же ей 10 лет не с кем было поддерживать, т.к. единомышленники её (в том числе и по статье 2000 г.) уже не работали в музее, а оставшиеся её не очень любили – от смотрителей до сотрудников.
3. Г-жа Ефимова не просто узнала, что «освободилось директорское кресло» в музее, а несколько месяцев делала, совместно с Витер И.В., «лидером общественного мнения», всё, чтобы это кресло освободить: поддержала своим участием грязную статью 2000 г., ставшую началом публичной травли директора и главного хранителя музея, участвовала (кстати, будучи принята на работу начальником управления культуры Ребровым А.Д. незаконно, за что тот получил публичный выговор от губернатора М. Машковцева) в комиссии по реорганизации музея, в результате чего музей лишился 5-ти своих филиалов, а сам перестал называться краеведческим, став «объединенным» (что он объединяет? один музей в Мильково?). Есть люди, которые очень хорошо запомнили именно эту жандармскую деятельность г-жи Ефимовой и г-жи Витер, которая не обошлась без жертв в прямом смысле этого слова. Кстати, не в этом ли слове «кресло» и заключена вся правда: нужно было именно кресло, должность, и всё, что с этим связано. А что касается конкурса, то никаким «испытанием» он для О.Е. не был, ибо его условия были написаны под неё — одно обязательное владение английским языком и наличие диплома менеджера чего стоят! И проводился этот конкурс в отсутствие имеющихся претендентов на директорский пост, которые в это время были в отпуске на материке, и никаких больших знаний в предстоящем деле О.Е., по свидетельству некоторых членов комиссии, которые только из-за боязни подвергнуться гонениям голосовали за неё, не выказала. Сдается, что не в музейном деле, а в чём- то другом «поднаторела» г-жа Ефимова, говоря языком автора статьи.
4. Говоря о своем почитании «профессионализма высокой пробы», г-жа Ефимова сама постоянно демонстрирует отсутствие этого профессионализма: то рассказывает старые сказки о том, что профессионалов-музейщиков нигде в стране не готовят, забыв, что на дворе 21 век, а не 60-е-80-е гг. века 20, то называет «поминальной» кухлянкой кухлянку погребальную. А о том, насколько О.Е. профессиональна как менеджер (то бишь управленец, руководитель) говорят сами за себя цифры и факты: за 7 лет её директорства из музея уволилось столько сотрудников, сколько не насчитаешь, пожалуй, и за 22 года работы там прежнего директора, да слова на сайте музея в разделе « Гостевая книга»:
«Пускать пыль в глаза людям, вместо реальной оценки своих поступков и деятельности, оскорблять достоинство человека — таков стиль руководства Ефимовой…
Ольга Владиславовна, пожалуйста, увольтесь. Все, что можно было развалить, Вы развалили и с людьми работать Вы совершенно не умеете, более некомпетентного руководителя надо еще поискать!»
Зато всё прикрыто красивыми словами: «религия», «дело жизни», «свой музей». Разве что, как говорят люди, музей действительно стал для неё и её детей «своим», в смысле кормушки. Из-за чего она, как говорят люди, и была уволена оттуда.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.