Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Алексей ПУЗЫРЁВ: «Ужесточение наказаний не всегда приносит пользу»

15:43
4587

На вопросы нашей газеты отвечает руководитель следственного отдела по г. Петропавловску-Камчатскому следственного управления СК РФ по краю Алексей ПУЗЫРЕВ.

 

- Алексей Николаевич, расследование каких преступлений является для вас приоритетным?

- В первую очередь, конечно, тяжких и особо тяжких. Среди других приоритетов - расследования преступлений против конституционных прав граждан, против несовершеннолетних, а также дел о коррупции, предоставлении товаров и услуг ненадлежащего качества. А вообще, наши следователи должны уметь расследовать все виды преступлений.

 

- Вы упомянули коррупцию. А какая самая крупная сумма взятки проходила по делам вашего отдела?

- Мы, в основном, занимаемся бытовой коррупцией: врачи, учителя, автоинспекторы. Так что в наших делах не фигурируют астрономические суммы. Но какой бы ни была сумма, виновный должен нести наказание.

Бытовое взяточничество – не такое простое явление как может показаться. Оно носит латентный характер. Его трудно выявить. В то же время именно с мелких взяток начинается большая коррупция. Именно на этой стадии у граждан формируется убеждение о том, что все берут, что решать проблемы можно только таким способом.

 

- Есть ли в Петропавловске криминальные районы?

- Называть какие-либо районы криминальными неправильно. Есть определенные места, где повышен риск. Преступления чаще всего совершаются там, где нет освещения, малолюдно. Жители города должны быть осторожны в таких местах, учить своих детей избегать их. Мы обратили внимание городских властей на проблему уличного освещения. Очень важно также наличие в Петропавловске пеших патрулей полиции. Присутствие рядом человека в форме – достаточно эффективный метод сдерживания преступности.

 

- Можно ли сказать, что в последнее время резко выросло число преступлений в отношении несовершеннолетних?

- Я бы так не сказал. Просто ряд случаев имел большой общественный резонанс. В частности, наш отдел возбуждал уголовные дела по факту безвестного отсутствия двух несовершеннолетних девочек - Кристины Орловой и Наташи Моисеевой. Сейчас их расследованием занимаются наши коллеги из аппарата следственного управления по краю. За последние месяцы нам поступило много заявлений о том, что в отношении других детей совершались преступные действия. Мы потратили много сил и времени на их проверку. Но большинство этих заявлений оказались результатом детских фантазий.

Сейчас лето. А этот период всегда вызывал тревогу. У детей каникулы. Они больше времени проводят на улице. Меньше контроля со стороны взрослых. Здесь многое зависит от родителей, от воспитания.

 

- А как вы контролируете своего ребенка?

- Моя дочь знает как надо себя вести, чтобы избежать опасности. Если уходит, то регулярно по телефону сообщает где находится. Мы с женой знаем, когда и где у нее занятия, кто преподаватели. Это простые правила, которые должны быть известны всем родителям.

 

- С другой стороны, дети сами все чаще совершают преступления. Недавно суд вынес приговор в отношении трех подростков, которые обвинялись в убийстве бездомных. На ваш взгляд, заслуживают ли они более сурового наказания, чем предусмотрено в Уголовном кодексе?

- Это спорный вопрос. Ужесточение наказаний не всегда приносит пользу. Например, в свое время в Уголовном кодексе РСФСР была введена смертная казнь за изнасилование несовершеннолетних. В результате, насильники стали чаще убивать своих жертв, чтобы не оставлять свидетелей.

Хотя эти подростки совершили очень жестокие преступления, нельзя забывать, что они все-таки дети. Можно много говорить о недоработках семьи и школы. Но в данном случае тревожит другое. Убийства происходили посреди бела дня, рядом с жилыми домами. Были свидетели, которые прошли мимо. Если бы не их равнодушие, трагедии можно было избежать.

 

- Как вы считаете, какая судьба ждет этих ребят после отбытия наказания? Кем они вырастут?

- Будем надеяться, что это послужит хорошим уроком и для них, и для их сверстников. Я знаю, что, по крайней мере, два человека, которые были знакомы с осужденными, в итоге взялись за ум.

 

- Разделяете ли вы мнение о том, что криминогенная ситуация в городе ухудшилась в связи с прибытием большого количества трудовых мигрантов?

- Естественно, чем больше населения, тем выше преступность. Но есть и субъективные причины. Возьмем такое громкое преступление, как убийство таксиста, совершенное тремя приезжими из Бурятии. Один из них уже ранее судим, был приговорен к длительному сроку заключения. В местах лишения свободы получил удостоверение сварщика. Через год после освобождения, в возрасте 23 лет, приехал сюда на строительные работы. Я бы не решился назвать его специалистом. Но подрядным организациям, которые осваивают бюджетные средства, таких работников набирать выгодно. Зачем нанимать местного жителя, который знает прожиточный минимум, будет требовать социальный пакет, когда на материке есть дешевая рабочая сила?

Когда мы расследовали это убийство, стали анализировать ситуацию. Общая картина сложилась печальная.

 

- В Петропавловске готовятся строить вахтовый поселок для приезжих строителей. Как вы относитесь к этой идее?

- Я ее поддерживаю. Мне непонятна позиция тех, кто выступает против. Это ведь будет не гетто и не концлагерь. Сегодня работодатель часто не обеспечивает трудовым мигрантам элементарных условий проживания, а порой бросает на произвол судьбы. Например, человек не выходит на работу. Никого не интересует почему. На третий день не вышел, его увольняют, дают расчет. Денег на обратную дорогу не хватает. Он остается здесь – без жилья, без средств существования. Чем он будет заниматься?

Вахтовый поселок – это нормальные условия жизни, это порядок и учет. Он подразумевает выделение определенного состава сотрудников полиции, которые будут контролировать ситуацию.

Но это всех проблем не решит. Ведь трудовые мигранты работают не только в строительстве, но и в других сферах. Например, водители общественного транспорта, которые в последнее время были привлечены к ответственности по ст. 238 УК («оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»), все как один жители Узбекистана. Работодатель пригласил их сюда, дал мизерную зарплату и заключил с ними договор об оказании услуг, по которому переложил на них всю ответственность за техническое состояние транспортных средств. Никто бы из местных на такие условия не согласился. Но для многих приезжих 10-15 тысяч рублей – большие деньги. В итоге, пассажирские перевозки осуществлялись на автобусах с неисправными тормозами и рулевым управлением. А наказание за это понесли простые водители. Возникает вопрос к городской власти: собирается ли она наводить порядок в сфере общественного транспорта?

 

- С прошлого года в компетенцию следственного комитета переданы дела о налоговых преступлениях. Готовы ли вы к этой работе?

- Руководство комитета нас предупредило о такой перспективе. Так что мы готовились заранее: знакомились с практикой подобных дел. Большую помощь оказали нам наши коллеги из прокуратуры, следственных подразделений МВД. Наши сотрудники прошли соответствующее обучение. Под этой эгидой был расширен штат в следственном управлении.

Сегодня у нас уже есть своя практика. Возбуждено три дела. Одно передали в следственное управление на транспорте. Два дела направлены прокурору для утверждения обвинительного заключения. В качестве обвиняемых выступают директор ГУП «Камчатсккоммунэнерго» и директор ОАО СРЗ «Фреза» (ст. 199.2 УК РФ, «сокрытие денежных средств, за счет которых должно производиться взыскание налога»). Одно из дел уже в суде.

 

- А виновен ли директор, который оказался перед выбором: или платить зарплату, или платить налоги?

- Виновен или нет, решает суд. Наша задача – выяснить все обстоятельства, собрать доказательную базу. Руководители, которым предъявлено такое обвинение, обычно ссылаются на крайнюю необходимость. Но ситуации бывают разные. Например, одно из упомянутых предприятий, имея долги по налогам и зарплате, оказывало спонсорскую помощь. А почему оно не направило эти деньги на собственные нужды?

 

- Ранее следственный комитет существовал при генеральной прокуратуре. В 2010 году вы стали отдельной структурой. Складывается впечатление, что между комитетом и прокуратурой создают противостояние.

- Никакого противостояния между нами быть не может, ведь мы работаем на один результат. И комитет, и прокуратура заинтересованы в том, чтобы дело было расследовано, передано в суд, а виновный понес наказание. Между нами бывают споры по конкретным делам. Но это рабочие моменты. Кроме того, большинство сотрудников следственного комитета – выходцы из прокуратуры. Нам с нашими коллегами делить нечего.

 

Александр КЛИМОВ

 

Для справки.

Алексей ПУЗЫРЕВ родился в Елизове. Его отец работал кочегаром, мать - учителем. Так что блата не было. Здесь закончил школу. Поскольку родители были пожилые, работать начал рано. Получить высшее образование мог только заочно. В то время такую возможность давал ДВГУ. Там Алексей Николаевич изучал юриспруденцию. После срочной службы работал в пожарной охране, где на старших курсах проходил криминалистику. Стало интересно. Преподаватель Вячеслав Васильев, который когда-то работал прокурором-криминалистом, посоветовал идти в следствие. Алексей Пузырев так и поступил. Прошел путь от следователя Елизовской прокуратуры до заместителя прокурора Усть-Камчатска.

В следственном комитете начинал криминалистом. А сейчас возглавляет самое большое подразделение в структуре следственного управления СК РФ по Камчатскому краю - следственный отдел по г.Петропавловску-Камчатскому. В его подчинении 22 человека, 12 из которых – следователи.

 

За 1-е полугодие 2011 года городской отдел возбудил 99 уголовных дел (для сравнения: за весь прошлый год возбуждено 74 дела). По 80 делам следствие окончено.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.