Художник и директор

Малыш с удовольствием послушал «Муху-Цокотуху», которую они вместе с Людмилой Анатольевной прочитали 4 раза подряд, а потом нетерпеливо потянулся:

— Баб, пошли рисовать.

— Больше всего ему в этой сказке почему-то нравится паук, — говорит бабушка. — И рисует он его таким большим и ярким.

Мишенька, которому только-только исполнилось 2,5 годика, еще не знает, что может стать продолжателем семейной традиции художников Деревянко. Когда он немного подрастет, то дед, Пантелей Кириллович, непременно ему расскажет, что он и сам примерно в этом же возрасте впервые потянулся к цветному карандашу и краскам.

Он приветствует такое раннее проявление интереса к искусству живописи, потому как на собственном педагогическом примере убедился, что чем раньше позволить ребенку окунуться в мир прекрасного, тем больше возможностей из такого ростка сформировать гармоничную личность для общества. Вот поэтому в детскую художественную школу (ДХШ), которую вот уже 33 года бессменно возглавляет Пантелей Деревянко, детишек принимают с 5 лет. И учат их тут смотреть добрым пристальным взглядом на этот красочный, яркий, многоцветный и переменчивый мир вплоть до выпускного класса средней школы.

В то время как хабаровский художник Анатолий Лапин, по приглашению камчатских властей, занимался созданием первой у нас детской художественной школы (кстати, она нынче, как и ее директор, тоже именинница, ей исполняется 45 лет), П. Деревянко был «юношей, обдумывающим житье», стоял на пороге большой жизни. И не известно, как бы сложилась судьба мальчонки, который родился в первый послевоенный, самый голодный и холодный год в винницком краю, если бы не государственная поддержка. То была программа по переселению. Из обескровленных, разоренных войной городов, сел и деревень людям предлагалось на весьма привлекательных условиях попытать счастья на пустующих дальневосточных землях, которых не коснулись разорительные фронтовые бои. Семья Деревянко, не задумываясь, стронулась с места и уже скоро свила родовое гнездо на Дальнем Востоке.

Послевоенные невзгоды не могли не отразиться на здоровье мальчика.

— Когда мне исполнилось 7 лет, я очень хотел учиться в школе. Но был я такой маленький, что мне не хватало росточка, чтобы нести портфель, он у меня волочился по земле. Поэтому портфель за меня в школу носила мама. А учительница тогда сказала: пусть учится, если сможет. Если нет, в запасе у него еще годик или два.

Он смог. Больше того:

— Как-то на уроке рисования мы рисовали зайца. И учительница сказала тогда, что мой заяц лучше всех, показала его всему классу. Я до сих пор помню эту свою первую учительницу, очень благодарен ей за доброту и понимание. И с тех пор я стал главным школьным художником, оформлял стенгазеты, стенды, рисовал плакаты и праздничные поздравления.

Конечно, пример этой учительницы повлиял и на выбор самого П. Деревянко. И он ничуть не жалеет, что сумел совместить талант художника и педагога.

Вольность и красота, дикая, к тому времени пока еще не тронутая цивилизацией дальневосточная природа, возымели свое влияние. Они пробудили у мальчика тягу не просто к красоте, которая его окружала. Нет, он хотел, чтобы это его ощущение прекрасного почувствовали и другие люди — через все его многоликое и самобытное творчество.

К тому времени мальчик подрос и окреп чисто физически, стал тем статным и красивым П. Деревянко, к которому с уважением относятся его нынешние земляки.

— Примерно с 4-го класса меня заприметил наш учитель рисования Сергиенко. Это была весьма неординарная, всесторонне образованная личность. Он был не только художником, но и музыкантом, педагогом. Потихоньку перетянул меня заниматься в свою студию — очень хотел, чтобы я выбрал себе именно этот путь. Я постоянно с ним бывал на этюдах, он учил меня всем тонкостям и премудростям ремесла художника.

Нет поэтому ничего удивительного в том, что, уже имея диплом знаменитого биробиджанского училища, из гнезда которого выпорхнули многие известные камчатские коллеги П. Деревянко, он поступает в пединститут в Хабаровске, на художественно-графический факультет. Здесь же он повстречал и свою любовь. С красавицей и умницей Людмилой Анатольевной они неразлучны уже более 40 лет. Вырастили сына и дочь, которые стали продолжателями художественных традиций этой семьи. А теперь вот и внуки подоспели, проявляют явный живой интерес к профессии дедушки и бабушки.

Но главное в их прочном союзе, скрепленном любовью, есть и их общее дело, которому они отдают все свое время и пыл души. Это их художественная школа, где детей учат прекрасному.

Приехать на Камчатку Пантелея Кирилловича соблазнили друзья. И он никогда не пожалел о своем выборе. Сначала молодой специалист поступил в эту самую школу рядовым учителем. А вскоре занял по праву и директорский пост. До него тут рулили известные на Камчатке живописцы В. Тришкин и В. Шохин. Но они без сожаления расстались с директорской должностью — их стихией всегда было вольное творчество. А быть директором очень сложно: помимо обучения, надо еще постоянно разгребать кучи чиновничьих указующих бумаг. Надо при этом быть и крепким хозяйственником, чтобы закупать для школьных занятий кисти, краски, холсты, бумагу: художественный промысел — занятие весьма затратное. Ну, и еще много другого, что требуется от хорошего руководителя. А П. Деревянко — хороший директор. В нем соединился редкий сплав творческого ума и делового человека.

Людмила и Пантелей Деревянко не просто супружеская чета и родители своих детей и внуков. Они — единомышленники в деле, которому посвятили свою жизнь. Для них крайне важно умение воспитывать гармонично развитого человека, полезного члена общества и патриота. И Пантелей Кириллович, и Людмила Анатольевна всегда радуются успехам своих воспитанников, готовы говорить об этом до бесконечности. Это их гордость, их надежда на будущее.

В детской художественной школе ребятишек учат рисованию, живописи, лепке, в том числе поделкам из керамики. С ними изучают историю искусства, в которой особое место занимает декоративно-прикладное искусство, графика, дизайн. В недавно открытом филиале школы, на ул. Океанской (в здании бывшего детдома), учат резьбе по дереву. Их ведет в классическом формате знаток своего дела Г. Клемин.

Вообще, уровень мастерства учителей этой школы можно обозначить одним понятием: они — команда. И сами П.и Л. Деревянко, и их дочь Елена, которая пошла по стопам родителей и работает в этой же школе, и их коллеги, к которым они относятся с глубоким уважением. Это В. Белых, Ж. Трегуб, В. Шарафутдинов, Е. Субботина, Ю. Бочкарева, В. Белоглазов, И. Капитунова, Г. Клемин, о котором уже сказано было выше. Это — люди, безмерно преданные своему делу, любящие детей, к которым относятся с уважением, как к равным. Они ставят перед собой задачу эстетического воспитания детей, развития их творческих способностей, подготовку к поступлению в творческие колледжи и профильные вузы. И делают это весьма успешно. Помимо краевого колледжа искусств, многие из их воспитанников учатся в самых престижных вузах Москвы и Санкт-Петербурга.

Питомцы школы вот уже в течение многих лет — бессменные и очень успешные участники множества художественных выставок различного уровня — от местных до международных. Лучшие работы наших юных художников были не раз отмечены вниманием профессионалов на всероссийских выставках «Пушкиниана», «Мое Отечество», «Берегите природу», «Северные детские фантазии». Школа стала лауреатом всероссийского смотра-конкурса «Где рождается искусство». К 2000-летию Рождества Христова школа успешно выступила на международном конкурсе в Испании. И как награда — рисунки наших детей-победителей были изданы массовым тиражом в виде рождественских открыток, которые разошлись по всему миру. Работы учащихся школы также выставлялись в Индии, Германии, Испании, Канаде, Японии, в США — на Аляске и в Калифорнии.

Буквально этим летом отлично показала себя на международном конкурсе еще одна ученица П. и Л. Деревянко – 15-летняя Наташа Сердюкова. Она заняла там 3-е призовое место. 11 юных художников — выходцы этой школы талантов — в разные годы были удостоены премий Министерства культуры России, 2 имеют президентские гранты. Ежегодно учащиеся ДХШ награждаются также губернаторскими премиями. В активе школы есть еще одна награда — премия им. народного артиста СССР В. Андрианова. И много этих наград еще было за те 45 лет, что в краевой столице есть такая школа, и за все те 33 года, что ею умно и с любовью к подрастающему поколению руководит П. Деревянко.

— Мы детей готовим так, чтобы при желании они могли бы посвятить себя искусству. Из опыта мы знаем, что родители не всегда могут определить, насколько талантливы их дети. Нам это удается сделать чаще.

И еще очень важный воспитательный момент — в той атмосфере, которой окружены все нынешние 420 учеников детской художественной школы:

— Мы воспитываем их на реалистической школе национального художественного академизма. Это — основа основ обучения. Но и обязательно знакомим их с искусством авангардистов разных веяний. Они должны знать Репина, Кустодиева, Левитана, Коровина, Врубеля, Серова, Борисова-Мусатова. А также зарубежных мастеров — от Рафаэля и Леонардо да Винчи до Пикассо и Сальвадора Дали. И не забывать наших камчатских — В. Тришкина, В. Шохина, Ф. Тебиева, А. Винокурова, С. Казаряна, Ф. Дьякова, П. Степанова. Они — предшественники ребят, которые со временем и сами станут знаменитостями.

Ради этого и трудятся с полной отдачей педагоги школы. Сейчас, в летнюю пору, здесь тишина — все разбрелись на каникулы и в отпусках. А сам Пантелей Кириллович, хоть и числится на отдыхе, весь в хлопотах, связанных с оформлением всяческих бумаг по закону об автономном учреждении. Это требует много сил и времени. Но он и с этим справится, как сумел в свое время отстоять независимость своей школы от чиновных поползновений, когда те захотели было разместить в этом здании, по пр.К. Маркса, объединенную школу искусств.

Вот так, в постоянных творческих контактах с юной аудиторией и канцелярских заботах, и проходит плотно сжатая во времени жизнь П. Деревянко. И незаметно как-то на плечи опустились 65 прожитых лет.

Его работа — это и отдых одновременно. Иного он себе и не представляет.

— Я отдыхаю, когда отправляюсь с ребятам на пленэр. Мы выезжаем тогда за пределы Петропавловска — куда-нибудь в Эссо, Вилючинск. Особо я люблю Эссо.

Там он может позволить себе расслабиться и заняться еще одним любимым делом. Пантелей Кириллович с собою берет холст, кисти, масляные краски — и тогда миру является пейзаж, натюрморт, портрет, при взгляде на которые на душе становится тепло и ясно. Потому что в свои творения вложил душу и мастерство человек, преданный этому искусству, который искренен в своих отношениях с окружающим миром. Пантелей Кириллович большой мастер и в своих графических работах. Какое-то время увлекался керамикой. Лучшие работы мастера регулярно выставляются на выставках различного уровня, в том числе — за рубежом.

У Пантелея Деревянко, заслуженного работника культуры, многолетний труд отмечен еще и правительственными наградами. Но его главная награда — это его школа, которая при нем обрела новое дыхание. Это, прежде всего, его многочисленные ученики, продолжатели его дела. Они сегодня разбрелись по всему свету. Но не забывают родную школу и своего учителя, который научил их видеть окружающий мир в красочном многообразии, любви к прекрасному. Это и есть лучший подарок имениннику к юбилею, который он сделал сам себе.

 

Валентина АЛЕКСЕЕВА

4461

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых