Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Владимир ГАЛИЦЫН: «Главное – не тратить время на взаимные упрёки»

18:02
2755

В №31 наша газета затронула проблему пересечения госграницы судами, которые занимаются приемкой рыбы. Сегодня возвращаемся к этой теме.

Напомним, что постановление правительства РФ от 5.09.2007 года №560 предусматривает неоднократное пересечение госграницы рыбопромысловыми судами без захода в пункт пропуска (в нашем крае таким пунктом является Петропавловск). Однако в документе используется понятие «промысел», которое имеет очень узкое значение (только добычу водных биоресурсов). В то же время приемные суда добычу не ведут. Выходит, им каждые несколько суток надо бегать в Петропавловск на оформление перехода госграницы?

Накануне красной путины этот вопрос вроде бы удалось решить в пользу рыбаков, избавить их от лишней волокиты. Однако недавно капитан судна-приемщика «Данко» был оштрафован на 900 тысяч рублей за пересечение госграницы в упрощенном порядке для сброса отходов (в скобках замечу, что «Данко» принимал не только лосось, но и белорыбицу).

Эта история заставила с тревогой смотреть в будущее других капитанов. Не ждут ли их штрафные санкции по окончании путины?

Наша газета обратилась за пояснениями к министру рыбного хозяйства края Владимиру ГАЛИЦЫНУ.

 

- Владимир Михайлович, вправе ли суда, которые занимаются приемкой лосося у побережья Камчатки, пересекать госграницу по производственной необходимости в уведомительном порядке?

- Вправе. Об этом говорит протокол совещания, которое мы провели совместно с представителями Северо-Восточного пограничного управления береговой охраны ФСБ, Северо-Восточного теруправления Росрыболовства и регионального отраслевого объединения работодателей «Союз рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки». В соответствии с ним суда, осуществляющие приемку тихоокеанских лососей, могут выходить за пределы территориального моря для сброса производственных отходов в уведомительном порядке, если имеют разрешение на неоднократное пересечение госграницы. Те суда, у которых такого разрешения нет, обязаны не менее чем за сутки до предполагаемого пересечения госграницы запросить у пограничных властей разрешение на эти действия и предоставить соответствующую заявку.

Эти условия выполняются всеми сторонами. Никаких заявлений или жалоб от рыбопромышленников на действия пограничников не получаем.

 

- А если судно попутно с лососем принимает белорыбицу, на него упрощенный порядок уже не распространяется?

- Повторюсь, что речь идет о флоте, который занимается приемкой и переработкой только лосося и только в период лососевой путины этого года. Нам было важно решить проблему, прежде всего, именно таких судов. Если бы этого не удалось сделать оперативно, то суда (в первую очередь, из других регионов) не смогли бы подойти к берегам Камчатки принимать лосось. А это более половины из 86 приемщиков, работавших на путине у восточного побережья. В такой ситуации нашим рыбакам было бы очень тяжело справиться с переработкой улова, который в этом году высок как никогда. По данным Северо-Восточного теруправления Росрыболовства, на 15 августа в Карагинской подзоне добыто уже 180.714 тонн, из них 174 тысячи тонн горбуши. Общий вылов по Камчатке составляет 233.686 тонн.

Мы благодарны руководству Северо-Восточного погрануправления за то, что они понимают наши проблемы и идут навстречу. Вообще, в последнее время стало гораздо легче решать такие вопросы в пользу рыбаков. Это позволяет надеяться, что в ближайшей перспективе мы добьемся упрощенного порядка пересечения госграницы для всех судов, которые занимаются приемкой не только лосося, но и других видов рыб.

 

- Значит, сейчас суда, которые принимают не лосось, должны идти, например, из Карагинской подзоны в Петропавловск на оформление, если им нужно выйти в экономзону для сброса отходов?

- К сожалению, это так. Хотя есть и другие варианты, но и они не особо спасают ситуацию. Например, некоторые компании ставят на свои суда специальное оборудование - измельчители. Они позволяют перерабатывать отходы производства, которые скапливаются на борту, до определенной фракции. В таком виде отходы сдаются на приемные сооружения.

В то же время мы добиваемся открытия пунктов пропуска на базе портопунктов. Наиболее реально сделать это в Октябрьском и Тиличиках. Если суда смогут проходить там оформление без захода в Петропавловск, флоту станет намного проще работать.

 

- Достаточно ли заменить в постановлении №560 понятие «промысел» на «рыболовство», которое означает не только добычу, но также приемку, переработку и т. д.?

- Такое изменение необходимо в первую очередь. Оно позволит нормально работать всем судам, осуществляющим вылов, приемку, обработку, перегрузку, транспортировку, хранение и выгрузку уловов водных биоресурсов. Кроме того, мы добиваемся смягчения санкций, которые предусмотрены в этом документе. Например, если судно нарушило режим госграницы, то, помимо штрафов, его владелец на год лишается возможности получить разрешение на ее неоднократное пересечение и на другие свои суда. На мой взгляд, это чрезмерное (двойное) наказание, без которого можно обойтись. То есть если компания оплатила все штрафы, можно было бы не лишать ее права на получение разрешения.

Наши инициативы я вынесу на обсуждение на сентябрьском заседании Дальневосточного научно-промыслового совета. Рассчитываю на поддержку всех его участников. С такой консолидированной позицией можно будет выходить на руководство ФСБ, от которого зависит решение этих вопросов. Хотя надо учесть, что внесение изменений в такие документы как постановление правительства - процедура длительная. По практике она может занять от 3 до 6 месяцев.

 

- Как юрист и государственный служащий, можете сказать, какой ущерб наносится государству, если судно выходит в экономзону для сброса отходов в уведомительном порядке?

- Никакого. Наоборот, государство избавляют от ущерба, если сбрасывают отходы там где полагается, за пределами терморя, в соответствии с законодательством в сфере охраны окружающей среды.

Но существуют и другие законы. В частности те, которые регламентируют режим госграницы. Их тоже необходимо соблюдать. Я хорошо понимаю наших рыбаков, которые хотят, чтобы законный промысел стал более мобильным, имел меньше ограничений. Этого можно и необходимо добиваться. Главное – не тратить время на взаимные упреки и обвинения. Должен быть конструктивный разговор.

 

Кирилл МАРЕНИН

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.