Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Мы пришли сегодня в порт

18:25
2857

Центр Петропавловска обретает новый современный вид. Особенно это заметно в районе Камчатского морского порта. Наш корреспондент выяснял, какое будущее ждет эту часть города и порт.

 

К новым вершинам

Признаться, я долго питал предубеждение против офис-центра, который вырос на ул.Красинцев. Но пока он строился, мое мнение менялось.

У любого проекта есть минусы и плюсы. Вопрос в том, что перевесит. Уверен, в нашем случае плюсов окажется больше. Новостройка даст второе дыхание городскому центру, который остался почти не у дел. Под ее влиянием начнет к лучшему меняться окружающая городская среда. Она уже меняется.

Вспомните, что на этом месте еще недавно стояли пивные ларьки и развалина-проходная. Здесь собирались «сливки общества», от которых хотелось держаться подальше. Потомки нас бы не поняли, если бы им осталась такая историческая память.

1 августа исполнилось 3 года как началось строительство. Торжественное открытие – уже скоро, через месяц-полтора.

Но у меня (а значит, и у наших читателей) появилась возможность побывать внутри чуть раньше.

Итак, офис-центр имеет 14 этажей, не считая 2 подземных. Это первое металлокаркасное здание такой высоты в Петропавловске.

Технология позволяет делать планировку помещений по желанию их арендатора или покупателя. И я немного завидую тем, кто будет здесь работать. Помимо всех удобств, они получат прекрасный вид на город и Авачинскую губу (стены полностью сделаны из прочного стекла).

В здании – 4 лифта. На последнем этаже предусмотрена круговая смотровая площадка. Скоро у всех будет возможность любоваться отсюда нашим городом. С этой высоты (около 50 м) видно, что Петропавловск обретает новый современный вид. Правда, пока это происходит медленно. В центре все еще зияют грязными пятнами сгоревшие и заброшенные дома на ул. Красинцев, на ул.Партизанской.

Территория Камчатского морского порта меняется быстрее. Отремонтирован 2-этажный склад. Идет ремонт в здании бывшей столовой. Скоро она снова откроет двери: здесь будет кафе. Рядом с офис-центром появится 3-ярусный паркинг, примерно на 100 машин. Можно сказать, что именно порт задает темп развития в этой части города. И только одно портит здесь всю картину – угольные караваны, которые идут с м.Сигнального. Но в порту знают как поправить дело.

 

Очистим город от угольных куч!

Еще в конце 1980-х предлагалось перенести переработку инертных грузов из центра города в район Авачи. Но в 1991 году проект приказал долго жить. Не настало ли время к нему вернуться?

В Аваче общая площадь бетонных площадок для хранения насыпных грузов – 20 тысяч кв.м. Количество максимального единовременного хранения – 42.800 тонн. Причальный фронт – 280 м. Это больше чем на территории порта в центре Петропавловска. Портальные краны в Аваче способны выгрузить 273 тысячи тонн (это практически весь уголь, который поступает на Камчатку) за 7 месяцев. То есть с 15 апреля по 15 октября - период уверенной навигации.

Мы завозим уголь не ради угля, а для того чтобы обеспечить камчатцам нормальную жизнь. И если сами эти поставки создают людям проблемы в виде транспортных заторов, грязи и угольной пыли, их надо решать. Самый оптимальный вариант – перенести угольные склады на окраину города.

Для этого, в первую очередь, необходимо привести в порядок дорогу в Аваче. Нельзя сказать, что она совсем не годится. Даже в декабре по ней поднимаются 40-футовые контейнеры. Но все-таки ее необходимо обустроить, прежде чем пустить по ней угольные караваны.

В 2011 году на восстановление дорог в краевой столице из местного и федерального бюджетов выделено более 1,5 млрд рублей. На обустройство дороги в Аваче потребуется лишь небольшая часть этой суммы. Зато расходы окупятся многократно. Они позволят убрать из города массу большегрузного транспорта, который разрушает дорожное полотно. Это сэкономит нам деньги на ремонт дорог в будущем. С обочин главной магистрали Петропавловска исчезнут угольные кучи. А водителям «КамАЗов» будет проще и быстрее добираться до границ краевого центра.

Правда, в Аваче остается еще одна проблема, которую можно решить только сообща.

 

«Тихон Семушкин» - фактор страха

Более года назад в Аваче, у причала №11, встал теплоход «Тихон Семушкин». Свои права на него заявили две фирмы. Пока между ними шла тяжба, «Тихон Семушкин» стал бесхозным.

Об этом наша газета написала в мае 2011 года. После к нам пришло письмо гендиректора ООО «Флот-4». Он сообщал, что суд признал его компанию собственником, и «Флот-4» готов вступить во владение судном при соблюдении ряда условий. Но вот прошло 3 месяца, а ничего не изменилось.

Теплоход водоизмещением более 8 тысяч тонн все еще стоит без экипажа и охраны. Год назад на совещании у капитана порта эта ситуация была признана чрезвычайной. Но единственное, что было сделано, заведение с «Тихона Семушкина» на причал всех швартовых, которые того и гляди лопнут от износа (периодически рвутся).

Прогнозировать его дальнейшую судьбу легко. Во-первых, судно может затонуть (а поднять его будет почти нереально). Во-вторых, оно может оторваться от причала и пойти по акватории, сметая все на своем пути. В-третьих, на борту может загореться ГСМ – случайно или по злому умыслу (ведь на судне часто бывают посторонние). А системы пожаротушения не сработают, так как теплоход обесточен. Во всех трех случаях топливо с теплохода попадет в морскую среду и нанесет ей непоправимый вред (недалеко находится устье р. Авачи, куда на нерест заходит лосось).

Нам очень повезло, что ничего подобного пока не случилось. Но если владельца «Тихона Семушкина» не обяжут срочно обеспечить его безопасную стоянку, ЧП не миновать. Это станет катастрофой не только для порта, а для всего краевого центра.

 

Транспортный тупик

Таких проблем не возникло бы, если бы Камчатский морской порт стал полноправным хозяином причальных сооружений. Но во время приватизации государство оставило их себе, а потом фактически забросило. Причалы долго не ремонтировались, зато их физический износ возрастал. Как результат, в феврале 2011 года были запрещены погрузо-разгрузочные работы на самых востребованных причалах, №1 и №2, в центре города.

Существует федеральная программа, по которой в реконструкцию 1,5 тысячи погонных метров причальной линии на Камчатке до 2014 года должно быть вложено около 900 млн рублей. Но ведь в нашей стране не все программы выполняются полностью и в срок.

Камчатский морской порт сейчас использует только причалы в Аваче. Они новее тех, что в центре города (были введены в строй в 1980-х). Если перенести сюда угольные склады и убрать «Тихона Семушкина», то созданная здесь инфраструктура работала бы со 100-процентной отдачей.

Но боюсь, что события пойдут по другому сценарию. Состоит он в следующем. «Тихон Семушкин», затонув, окончательно парализует работу причала №11 и соседних причалов либо разнесет их при шторме. А затем последует запрет на эксплуатацию остальных причалов, в силу их технического состояния. Тогда вся нагрузка ляжет на торговый порт. Справится ли он с ней, сказать трудно.

А Камчатский морской порт все равно будет существовать, только в другом качестве. В его собственности останутся склады, сооружения и т. д. Земельные участки будут принадлежать ему на праве собственности. Здесь можно организовать автостоянку, магазины, автосервис. С таким богатством, да еще в центре города, не пропадешь.

Камчатский морской порт уже готовится к этому варианту, о чем свидетельствуют строительство офис-центра, паркинга, передача склада в аренду торговой компании. Не сомневаюсь, что предприятие ждет удача на новом пути. Но будет жаль, если его деятельность как порта прекратится.

 

Александр КЛИМОВ

 

Для справки

Камчатский морской порт может обрабатывать в месяц 10 тысяч тонн грузов. Однако его возможности практически не используются. За 2010 год грузооборот порта составил порядка 5 тысяч тонн (тара, промвооружение, оборудование, запчасти, топливо и так далее). После того как в феврале 2011 года были запрещены погрузо-разгрузочные работы на причалах №1 и №2, этот показатель стал еще меньше.

 

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.