Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

За четыре моря!

16:47
6051

Есть на свете люди, которым не сидится дома. Они постоянно ищут, где бы перезимовать лето, как говорят в народе. Вот, например, наш земляк Александр Биченко все время рвется к горным вершинам мира, а другой не менее известный земляк, Александр Печень, каждую весну уходит с «Берингией» на север, а в начале этого года решил посетить Антарктиду, для разнообразия надо понимать… Из этого же неугомонного племени - журналист Вера СТУПНИКОВА. На днях она вернулась из экзотического по нынешним временам путешествия в Страну большого медведя: на борту камчатского сторожевика «Нева» корреспондент «Радио-СВ» прошла по Северному морскому пути.

Волна накрыла меня совершенно неожиданно: я видела, как она набирает силу, наблюдала в объектив камеры, как растут ее пенные гребни, искренне полагая, что она захлестнет нос нашего ледокола, а до меня не достанет ни за что на свете – шторм небольшой, всего 5 баллов, и до палубы второго мостика еще ни одна волна не долетела. Но именно эта и долетела! Я получила о-о-очень красивое видео и холодный соленый душ!

- С крещением вас, Вера Анатольевна, в море Лаптевых! – офицеры на мостике смеялись от души! – Немедленно идите переодеваться!

Наш маленький ледокол ведет себя как неваляшка: похоже, он просто съезжает с очередной волны, даже не пытаясь разрезать ее носом!

От этого качка только усиливается. Мореходы говорят, что на ледоколах этого проекта – 97П – морская болезнь настигает даже аквариумных рыбок.

Однако ж по иронии судьбы мне удалось убедиться, что это не так. Во время похода нам пришлось доставлять с заставы п.Лаврентия на о. Ратманова именно аквариумных рыбок. Начальник погранотделения с подчиненными возвращался из отпуска на свой далекий остров и по погоде застрял в п. Лаврентия. С материка он вез круглый стеклянный аквариум с рыбками. Когда «Нева» встала на якорь на рейде поселка, у сухопутных пограничников появилась надежда попасть на свою заставу. Командование Северо-Восточного погрануправления согласовало заход нашего сторожевика на о. Ратманова, и рыбки на моторной лодке прибыли на борт ПСКР. Сутки спустя стеклянный шар с ними аккуратно спустили обратно в моторку. Счастливый начальник отряда убыл в туман, обнимая свой драгоценный груз, а утром наш боцман попросил у меня на память его портрет. «Зачем? Вы же его совсем не знаете?» - удивилась я. «Но рыбок-то его я доставлял на Ратманова!» - напомнил моряк лирическую операцию по высадке чукотских пограничников.

- Как вам шторм? – интересуюсь у старшины сигнальной команды Владимира Азовскова. - Не укачивает?

- Да разве это шторм?! – отвечает новоиспеченный моряк.

Это его первый дальний поход, Азовсков прибыл на Камчатку из степей Оренбуржья, чтобы служить по контракту на ПСКР «Нева». До этого на кораблях не ходил, он из сухопутных. Однако ж мечта позвала его на край света, поставила на третий мостик нашего ледокола и за любовь к морю наградила дождями, ветром и туманами. Степной моряк с благодарностью принял и то, и другое, и третье.

- Доброе утро, моряки-пограничники! Сегодня, 2 августа 2011 года, пограничный сторожевой корабль 1-го ранга «Нева» впервые в новейшей истории Северо-Восточного погрануправления береговой охраны ФСБ России прошел проливом Дмитрия Лаптева, который соединяет Восточно-Сибирское море с морем Лаптевых. Сейчас корабль следует в заданный квадрат пролива Буор Хая моря Лаптевых, чтобы принять участие в комплексных учениях «Арктика-2011».

Это сообщение, прозвучавшее в час подъема по громкой связи, - главный повод смеяться, подтрунивать друг над другом и рассказывать морские байки. Оно означает, что экипаж сторожевика поставленную задачу выполнил, и величайшее напряжение, в котором моряки-пограничники находились в течение последней недели, наконец отпустило: позади многолетние льды 73-й широты, опасное одиночество за полярным кругом (ни одного корабля на сотни миль в округе) и мелководный, мутный, непредсказуемый пролив Дмитрия Лаптева, вбирающий в себя ил многочисленных речек якутского побережья….

В общем, было не до шуток.

Дело в том, что камчатские корабли береговой охраны с каждым годом решают все более сложные задачи. 4 года назад наши сторожевики контролировали восточный сектор Арктики только до о. Врангеля, в прошлом году камчатский ПСКР «Волга» в это же время прошел в море Лаптевых проливом Санникова - лето было теплым, и ледяные торосы практически не преграждали ему путь, а в этом году…

- В море Лаптевых из Восточно-Сибирского моря есть три пути, - рассказал мне командир ПСКР «Нева» капитан 1-го ранга Кирилл Платонов. - Пролив Санникова сейчас забит льдами, причем ледоколы там не ходят, еще путь - вокруг островов через северные широты, но сегодня ледовая разведка сообщила, что там, выше 73-го градуса северной широты, сплошные льды плотностью 9-10 баллов, они нашей «Неве» не по силам, и третий - абсолютно чистый ото льда пролив Дмитрия Лаптева. Там максимальная глубина 12 м, а у нас осадка 6,5 м. Есть риск сесть на мель…

В общем, из двух оставшихся опасностей одну надо было выбрать. Время позволяло аккуратно «вести разведку боем», и Платонов направил «Неву» к северным широтам, рассчитывая преодолеть ледовые преграды в кильватере более мощного ледокола. Нам предстояло как можно дальше продвинуться на север и лечь в дрейф в ожидании ледовой проводки. Редкие айсберги, одиноко дрейфующие в Восточно-Сибирском море, дарили надежду на легкий поход.

Однако с каждым градусом айсбергов становилось все больше, а прогалин между ними – все меньше. «Нева» уже не лавировала между льдинами, а всем корпусом наезжала на них, разламывая и расталкивая в стороны. И все чаще скатывалась с ледовой преграды, которая от удара нашего корабля (водоизмещением 3,5 тысячи тонн!) даже не шевелилась.

28 июля, вечером, догнали белого медведя. Вернее, пересекли его путь. Он неспешно уходил от нас на запад, по пути с головой окунаясь в лазурные лужи полукруглых проталин. Кто-то на мостике произнес: «Верный признак, что дальше лед очень мощный».

Сплошные многолетние льды, о которых предупреждали летчики авиации ФСБ России и этот медведь, преградили нам путь сутки спустя. Корабль уткнулся в них носом, 30 миль «не доехав» до 73-го градуса северной широты.

Ослепительно белое ледовое поле медленно дрейфовало, ласково смыкая холодные объятья вокруг незваного гостя. На экране локатора красные точки целей (льдин) слились в сплошной алый круг…

Пришлось отступить и вернуться в более миролюбивые широты, где толщина льда в это время года не превышает 1,5-2 м. Откровенно говоря, и это для ледокола проекта 97П многовато, однако «Нева» справлялась. О трудностях корабль сообщал экипажу напряженным дрожанием корпуса и шуршанием льдин о днище…

В полночь легли в дрейф.

Моряки радостно слушали арктическую тишину. В сумерках полярной ночи казалось, что навязчиво царапающий днище и душу звук больше не повторится. Однако из ледовых торосов «Нева» выбиралась еще 2 суток. Чтобы затем… снова войти во льды. Путь к проливу Дмитрия Лаптева преградил Айонский ледовый массив, шириною в 20 миль… И снова шуршание льдин о днище, страдание в глазах главного механика Дробяскина, словно лед колет не кованый нос «Невы», а Дмитрий Александрович лично раздвигает его перед кораблем… Признаться, и я ощутила дрожь железного корпуса, и я в какой-то момент подумала: «Ой, из огня да в полымя»… И тут началась чистая вода!

2 суток в сплошном тумане, сквозь который едва проглядывали очертания о.Большой Ляховский, крадучись пробиралась «Нева» узким фарватером пролива Дмитрия Лаптева. Узкость как в воротах Авачинской бухты, только протяженность ее почти 400 миль…

 

(Продолжение следует)

 

На фото:

  • Шторм в бухте Буор-Хая моря Лаптевых
  • Подготовка к стрельбам
  • Командир ПСКР "Нева" капитан 1-го ранга Кирилл ПЛАТОНОВ
  • Сегодня на ужин будут пельмени! По пятницам, в 16:00, весь экипаж принимается за лепку
  • Начальник погранотделения на с.Ратманова Илья ЛУТОШКИН с рыбками

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.