Андрей ИВАНОВ: «Третий – не лишний»

Второй год подряд с 1 сентября все больше школьников России, в том числе и Камчатского края, узнают о дополнительном уроке физкультуры в своем расписании. По инициативе главы государства Дмитрия Медведева все учащиеся общеобразовательных школ страны теперь будут посещать спортивный зал не 2 раза в неделю, как это было раньше, а 3. Среди родителей это событие вызвало дискуссию, а вот специалисты утверждают однозначно – современных детей надо спасать от вредных привычек, излишней любви к компьютерным играм и сидячего образа жизни. Подробнее о том, почему нашим детям так необходимы эти дополнительные 40 минут, поможет ли им подобное нововведение полюбить физическую культуру, а также о значении физкультуры и спорта в жизни молодого поколения мы беседуем с заместителем министра спорта и туризма края Андреем ИВАНОВЫМ.

— Вопрос, нужен ли детям дополнительный урок физкультуры,  можно приравнять к вопросу: «А нужно ли вообще прививать им любовь к физической культуре и спорту?». Конечно, нужно! Поэтому третий урок – совершенно не лишний.  Я абсолютно убежден, что пробелов в образовании и воспитании ребенка быть не должно, а неотъемлемая часть воспитания — это культура, в том числе и физическая, — говорит Андрей Иванов. – Еще со времен Спарты и первых Олимпийских игр человечество понимало, что без физической культуры не будет у людей здоровья, а у государства — ни высокого статуса, ни военной мощи. И с развитием науки и общества значение физической культуры не уменьшается.

Другое дело, что постепенно меняются условия и образ жизни людей, а это сказывается на физическом развитии новых поколений. Людям уже не нужно самостоятельно добывать себе пищу, бегая по лесам, охотясь на зверя. Сейчас с этим гораздо проще, но организму по-прежнему нужно движение для нормального развития. Родители жалуются на слабое здоровье детей, которых сами же растят в тепличных условиях. И при этом не понимают, что зачастую собственноручно замыкают этот порочный круг: чем меньше дети двигаются, а больше сидят дома перед телевизором и за компьютером, тем меньше у них шансов похвастаться крепким здоровьем. Я вам больше скажу: сейчас многие школьники не могут выполнить те нормативы, которые были нормой еще 10 лет назад. И процент таких детей растет. Выход из этой ситуации – с малолетства, не дожидаясь пока ребенок пойдет в школу, родители должны отдавать его в спорт. А уж о том, что регулярные занятия физической культурой и спортом не оставляют места в жизни и головах детей на всякие глупости типа алкоголя, курения и наркотиков, даже и говорить нечего.

 

Итак, в том, что физическая культура детям просто необходима, нет никаких сомнений. Но стоит ли вводить эти дополнительные занятия именно в школьное расписание? Может быть, логичнее развиваться физически в спортивных секциях? 

— Различные спортивные секции, в идеале, должны посещать все ребята без исключения.   Но иногда родители идут на поводу у детей, которые жалуются на нагрузки и не хотят идти на тренировки. Тогда «заботливые» мамы и папы думают: «У ребенка и так 6 уроков в школе, куда ему еще? Пусть отдохнет». На том часто и заканчивается для детей знакомство со спортом. В этом случае дополнительный урок физкультуры в школе может помочь. Тем более если в этот час учитель не просто заставляет детей бегать и прыгать, а именно заинтересовывает в занятиях физической культурой. Тогда ребенок, возможно, сам захочет заниматься каким-то видом спорта. Но здесь, опять же, необходима поддержка родителей, они должны всячески поощрять своего ребенка к дополнительным занятиям, и начинать это делать нужно как можно раньше.

Некоторыми видами спорта можно заниматься уже с 5-6 лет. Тогда будет и здоровье, и ребенок будет привыкать к шуму спортивного зала, к соревновательному аспекту, а здесь уже закаляется и характер. Тогда можно будет не бояться, что улица окажет на ребенка свое влияние – он сможет устоять перед соблазнами, не будет идти на поводу у чужого мнения и сомнительных авторитетов, как это часто бывает у молодежи. Перед ним будут совсем другие, правильные цели.

 

А может быть, многие дети не хотят ходить на тренировки просто потому, что данный вид спорта им не подходит? Ведь выбирая спорт для ребенка, необходимо учитывать его способности и пристрастия?

— Да, существует целая наука, когда по биохимическим анализам ребенка определяются способности его к тому или иному виду спорта. Но это касается спорта высших достижений, такие исследования делают организации, создающие олимпийский резерв страны. Что касается физической культуры, то абсолютно любой вид спорта, будь то единоборства или легкая атлетика, показаны для  каждого ребенка. Конечно, в каком объеме –  это решать родителям. Если вы ставите задачу вырастить из ребенка профессионального лыжника – здесь уже совсем другие нагрузки, исходя из задач и планов. А способен ли ребенок, талантлив ли он – уже покажет время.

Конечно, необходимо попробовать различные виды спорта, прежде чем найти тот, который понравится, которому захочется отдать, как говорится, лучшие годы своей жизни. И для того чтобы помочь родителям и детям в этом выборе, 24 сентября министерство спорта и туризма Камчатского края проводит акцию «Камчатка в движении» — это день открытых  дверей детско-юношеских спортивных школ края, а также всех общественных организаций, спортивных федераций. Родители и дети в этот день смогут посмотреть показательные выступления и мастер-классы всех видов спорта, какие есть на Камчатке, задать вопросы тренерам, поговорить с директорами школ. Может быть, и сам ребенок увидит что-то, заинтересуется и решит, что именно этим он и хочет заниматься. 

 

Да, спортсменов в нашем крае есть кому растить – у нас много выдающихся тренеров. А вот с учителями физкультуры в школах давно проблема, как и по всей стране. Не секрет, что хорошие специалисты не идут работать в школы, а ведь от этих людей и зависит будущая любовь детей к спорту.    

— Безусловно, вы правы. Конечно, желательно, чтобы, как в наше время, учителя физкультуры были мужчинами, мастерами на все руки. Как говорится, «лужу, паяю, ЭВМ починяю» — он и мастер спорта по лыжам, и покажет, как перекидным способом преодолеть планку, как взять высоту. Конечно, мы на тех мужчин равнялись, а сейчас этого уже нет…Что касается квалификации – на Камчатке много первоклассных учителей физкультуры, но вот с обновлением кадров есть трудности: молодой человек закончил институт физкультуры, и как его заинтересовать, чтобы он пришел на работу в школу? Существуют, конечно, специальные программы, государственная поддержка, особенно это касается сельских школ. Но по-прежнему единичные случаи, когда специалист остается работать в школе. В связи с этим особенно приятно, что один из спортсменов нашей федерации киокусинкай каратэ Роман Князев недавно закончил институт физкультуры им. Лесгафта в Санкт-Петербурге и пришел работать учителем физкультуры в школу №27. Я был приятно удивлен и рад. Но сейчас это, повторюсь, единичные случаи, и по улучшению такой ситуации нужна работа на всех уровнях власти. 

 

А какими вы видите идеальные уроки физкультуры? Некоторые специалисты утверждают, что в школе не нужна зачетная система – талантливых ребят нет смысла хвалить за то, что им и так дается легко. А тех, у кого к физкультуре способности не велики, нельзя ругать – это особенность их организма. 

— Я – сторонник системы норм ГТО. И не я один — сейчас по стране идет эксперимент возрождения этой системы. Нормы ГТО («Готов к труду и обороне!») существовали с 1931 по 1991 годы, то есть 60 лет. Нельзя сказать, что эта система соревновательная, но здесь ребенок выполнял определенные нормативы. Когда из школы выпускался я, почти все в нашем классе имели по три 1-х спортивных разряда, полученные только благодаря занятиям физической культурой в школе. У меня были разряды по лыжным гонкам, спортивному ориентированию и туризму. А некоторые ребята выходили из стен школы кандидатами и даже мастерами спорта. Конечно, чтобы выполнить кандидатский или мастерский норматив, нужны уже дополнительные занятия. А что касается школьного образования — игровые элементы должны быть, но должна быть и система. Если ребенок в школе не подтягивается 10 раз – это немного не правильно. Но если есть ограничения по состоянию здоровья, то и здесь ничего страшного нет – ребенок может заниматься по индивидуальной программе. Главное, чтобы перед ним не закрывались двери спортивного зала. Есть примеры, когда с людей снимали инвалидность, потому что они систематически занимались бегом или единоборствами.   

 

Это же касается и ребят из неблагополучных семей? У каждого тренера в каждой федерации наверняка есть дети, у которых трудная ситуация в семье или даже проблемы с законом. Я знаю, что некоторые тренеры буквально вытаскивают своих учеников из подвалов и комнат милиции. Это уже отдельная работа…

— Да, и эта работа ведется постоянно. Тренеры здесь выступают еще и как наставники, воспитатели. Я руковожу Камчатской федерацией киокусинкай каратэ с 1991 года, а до этого работал тренером, и могу сказать, что через секции единоборств прошло множество таких детей. Сейчас среди них есть и работники прокуратуры, и силовых структур, и органов исполнительной власти. Эти ребята состоялись как полноценные члены общества. Просто к ним на определенном этапе отнеслись немного внимательнее. И теперь они приходят к своим наставникам и благодарят. У кого-то из них не было отцов, у кого-то — конфликты в семье. А на тренировках они получали внимание и заботу, положительные примеры тренера и товарищей, учились адаптироваться в обществе, воспитывали характер. Могу сказать за себя  – я состоялся как личность только под влиянием спорта. Мать меня растила одна, и сказаться на моей судьбе могло все что угодно – и улица, и дурные компании. Но я постоянно занимался в спортивных секциях, общался со сверстниками, и мне совершенно некогда было заниматься глупостями. И то, что мы с вами сейчас сидим и разговариваем, это только благодаря спорту. 

 

Беседовала Ольга ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ

2290

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Переместите вправо
Загрузка...
Материалы, опубликованные на сайте, не рекомендуются к просмотру лицам в возрасте до 16 лет без присутствия взрослых