Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

За четыре моря

16:00
4548

Окончание. Начало в номере за 31 августа

«Ты там умрешь со скуки. Месяц в море! Целыми днями в иллюминаторе одна и та же картина - вода и небо! Ты сошла с ума. Отпуск надо проводить по-другому», - уговаривали меня коллеги. Но отказаться от похода в Арктику я не смогла, и теперь, вернувшись, понимаю, что получила от пограничников Камчатки поистине царский подарок! На борту пограничного сторожевого корабля 1-го ранга «Нева» мне довелось побывать в Беринговом, Чукотском, Восточно-Сибирском морях и в море Лаптевых! Всего, добираясь до Тикси, сторожевик прошел 3.300 миль.

Вот, ребята, я вернулась! Я не умерла со скуки, потому что у меня не было на нее ни минуты! Радовали своим появлением белые медведи, белокрылые дельфины, котики и киты. Веселили чайки и бакланы. И, конечно, потрясали воображение арктические льды.

И, самое главное, сказочные пейзажи можно было наблюдать сутки напролет…

Спать по ночам в Арктике невозможно! Солнце плавно катится по морю, каждую ночь одевая небо то в невесомый пурпур органзы, то в темно-красный бархат, то в золотистый шелк… Закат немедленно превращается в рассвет, и новая заря манит любоваться причудливой игрой светила с облаками. В 3 часа пополуночи по камчатскому времени моряки все еще дежурят с фотоаппаратами на палубе или вертолетной площадке, пытаясь запечатлеть краски арктического утра.

И только к 4-м самые неугомонные, включая меня, разбредаются по каютам. Большинство создают себе искусственную ночь: на иллюминатор прикручивается железная шторка, и в каюте наступает кромешная тьма. Я тоже попробовала избавиться от полярного дня таким способом, но вместе со светом за шторкой исчезли звуки и свежий воздух. В «консервной банке» спать не смогла…

Впрочем, на «Неве» во время похода подъем… в 11 утра. Так что выспаться успевают и те, кто сменился с вахты в 4, и те, кто потратил ночь на арктические красоты, и даже те, кто сдал вахту в 8 утра, получают несколько часов отдыха. Этот невероятный, на первый взгляд, морской режим командир ПСКР «Нева» позаимствовал у рыбаков. Понятно, что спать до 11 утра никто никого не заставляет. Командир уже в 8 на ногах, равно как и все офицеры экипажа: за исключением того, кто только что сдал вахту. До завтрака, а он в 11.30, все стратегически важные вопросы решены, всем, кому полагается «на орехи», роздано, план на день составлен…

Завтрак – в 11.30 и в 12.00 (для тех, кто сменился с вахты). Через 4 часа - обед, еще через 4 - ужин.

Понятия «вечерний чай» (это примерно в 10 часов вечера), как на остальных кораблях соединения, на «Неве» нет. Правда, по ночам тропа к холодильнику не зарастает, но это «пасутся рабы желудка», как говорит начальник снабжения этого сторожевика Виктор Масленников. Он, кстати, чаще всего готовит для офицеров и мичманов сам - настолько нравится ему колдовать над плитой. Готовит вкусно, умудряясь из армейской говядины делать блюда под общим названием «пальчики оближешь».

- Я к Арктике готовиться за полгода начал! - назидательно поднимает он вверх указательный палец. – А потому в рефке у меня все продукты есть. И капуста!

Арктика – это серьезно! Тут в магазин не сбегаешь, если чего-то забыл!

Капуста спасает не только от цинги, ведь от скорбута в 21-м веке можно пить витамины, она спасает от несварения желудка, а самое главное, от тоски по овощам: салат из белокочанной - то самое блюдо, без которого дальний морской поход становится невыносимым. Видимо, поэтому еще при погрузке все баталеры отряда сторожевиков интересовались у Виктора Павловича: «А капусту тебе дали?».

Мелочи, из которых складывается служба вдали от дома… Особенно там, где твой корабль действительно один…

В Беринговом проливе на экране локатора обнаружилось российское научное судно «Профессор Хромов». Оно шло в паре кабельтовых от линии Шеварнадзе по Американской стороне. На вопрос, много ли встретилось в Арктике российских кораблей, капитан по рации ответил, что нет ничьих, что мы первые. И так – который год. Полсуток мы сопровождали «Профессора», наблюдая в бинокль, как американские ученые берут пробы воды. У островов Диомида «Профессор» повернул к американским берегам, а «Нева» снова легла на курс nord-west. Далее, вплоть до моря Лаптевых, мы пароходов не встречали.

Несколько десятков морских пограничников все время заняты - пока треть экипажа несет вахту, остальным в огромном хозяйстве корабля всегда найдется дело: вот боцманская команда занимается лодкой - сейчас будут спускать на воду, дабы навыки не потерять; на следующий день эта же команда готовит катер - офицеры будут учиться вождению… Причем количество звезд на погонах роли не играет – командир сказал обучить всех!

Вот артиллеристы готовят орудия к стрельбам, завтра в 14 часов надо льдами Восточно-Сибирского моря прозвучит: «Горизонт осмотрен, целей не обнаружено, стрельбы разрешаю!».

Стрельбы мне хотелось снять на видео. Какова же была моя растерянность, когда замкомандира корабля по воспитательной работе капитан 2-го ранга Денис Семенов очень доброжелательно, но настойчиво указал мне место на посту наведения: пятачок 2 метра на метр, где собрались все комендоры, несколько наблюдателей и он сам. Я еле протискиваюсь со своей камерой и штативом.

- Огонь!

От неожиданно громкого звука выстрелов АК-630 я приседаю, но руки заняты, уши заткнуть нечем, и, судорожно вцепившись в камеру, я испуганно снимаю стрельбы.

- Огонь! – кричит командир БЧ-2, затем он кричит что-то еще, но разобрать его слова я лично не могу, поскольку уже близка к истерике: хочется уткнуться в плечо стоящего рядом офицера, а сделать так я не могу - офицер практически не знакомый, еще подумает не то, да и гордость не позволяет показать, что мне элементарно страшно, что я хочу сбежать от этого всепроникающего грохота…

Возможность удрать появляется, когда обрадованный командир БЧ-2 орет во всю глотку: «Е-е-есть!». Это значит, комендор Осипов попал в цель. Сейчас по этой же цели отстреляются другие комендоры, но я уже этого не увижу, поскольку прихожу в себя в каюте, прочищая уши и кляня эту скорострельную пушку. Да-а-а, почти 5.000 выстрелов в минуту в теории – это жуть на практике. Теперь, увидев как учебная цель разлетается в клочья, начинаю понимать, почему браконьерам лучше не доводить пограничников до применения оружия.

Особенно хороша на корабле суббота. В этот день всегда - большая приборка, а после нее - массовая помывка. К ужину «Нева» вместе со всем экипажем сияет чистотой. За неделю наша древняя дым-труба снова покроет ледокол слоем сажи, и в следующую субботу моряки снова будут драить палубу с мылом… И корабль опять покажется во всей красе, словно бы и не 33 года ему, а вот он, только что со стапелей…

Впрочем, возраст корабля определяется не по состоянию железа. «Кусок железа всегда можно заменить», - уверен главный механик капитан 2-го ранга Дмитрий Дробяскин. (Уж ему ли не знать! Он на «Неве» уже 12 лет!) Тем более, можно заменить все механизмы… Стареет электропроводка, ее изоляция, когда ее состояние угрожает безопасности корабля, его списывают «на иголки».

- Не проще ли заменить проводку? – спрашиваю.

«Мех» проводит рукой над головой:

- Заменить вот это?

И я словно впервые вижу нескончаемые пучки проводов, сплошной рекой текущие по потолку и переборкам.

Я сожалею, что отпуск мой оказался короче чем боевой поход «Невы». Я вернулась из Тикси самолетом, камчатский сторожевик взял курс на восток - через пролив Дмитрия Лаптева (да, теперь «Нева» преодолела его дважды), через четыре моря, с заходом в Уэлен и на остров Врангеля, корабль неспешно (со скоростью 9 узлов) отправился в родную гавань.

Сегодня одна из главных задач пограничников на Северном морском пути – демонстрировать флаг. Дабы супостаты видели: россияне за своими территориями присматривают. Россия заново начала осваивать Северный морской путь! Правда, для этого нам нужны мощные ледоколы, российские, а не канадские ледовые карты, согласованность действий всех участников освоения Арктики и новые навигационные знаки по берегам арктических морей, а также мощные средства связи. Пока из вышеперечисленного у нас нет ничего, кроме нескольких ледоколов Росатомфлота. Но появилась надежда - правительство одобрило постройку двух новых ледоколов по новому проекту ЛК-60 в следующем году.

В этом году Северным морским путем отправили груз лосося камчатские рыбаки. Два ТР – «Коммунары Николаева» и «Капитан Пряха» - доставили в Санкт-Петербург более 9,5 тысячи тонн лосося. На борту третьего судна (ТР «Берега Надежды», вышедшего по Севморпути в конце августа) – еще более 8 тысяч тонн красной рыбы. Первые ласточки, вслед за которыми пойдут другие…

Шведская яхта «ANNA»: через границу – как домой

Целый ряд проблем, которые пришлось решать камчатским и чукотским пограничникам, доставила шведская туристическая яхта «ANNA». Яхта, изначально не подготовленная ни в юридическом, ни в техническом плане для плавания в российских северных широтах, в нарушение российского законодательства совершала круиз в восточной части арктического сектора Российской Федерации.

Как стало известно, в июле текущего года яхта «ANNA» (флаг Швеции, порт приписки Варбек, экипаж - гражданин Швеции и гражданка Польши) вышла из порта Инувик (Канада). При этом пограничное и таможенное оформление на въезд в Россию ни яхта, ни члены ее экипажа не проходили. 15 августа яхта «ANNA» прибыла в порт Певек для пополнения запасов. Сотрудниками пограничного управления ФСБ России по Чукотскому АО за нарушение режима государственной границы РФ в отношении членов экипажа яхты было возбуждено дело об административном правонарушении. 16 августа по решению суда г. Певека члены экипажа яхты «ANNA» признаны виновными в совершении административного правонарушения и привлечены к административной ответственности в виде административного штрафа, в общей сумме 4 тысячи рублей, с административным выдворением за пределы РФ. 18 августа яхта «ANNA» покинула порт Певек и территориальное море России в сопровождении пограничного сторожевого корабля «Нева» Северо-Восточного ПУ БО ФСБ России.

Однако на этом встречи незадачливых туристов с пограничниками не закончились. Спустя 10 дней пограничный сторожевой корабль «Нева» вновь обнаружил яхту в территориальном море России. Со слов капитана, яхта зашла в территориальное море РФ в связи с форс-мажорными обстоятельствами - неблагоприятные погодные условия, поломка. При этом администрация ближайшего российского порта капитаном яхты не уведомлялась. Таким образом, яхта «ANNA» вновь была задержана за нарушение режима государственной границы. В этот раз морякам-пограничникам пришлось оказывать помощь экипажу яхты в связи с ее поломкой. Для выяснения всех обстоятельств нарушения пограничного законодательства РФ яхта «ANNA» задержана и отконвоирована пограничным сторожевым кораблем в ближайший российский порт Провидения. 1 сентября, по прибытии в порт, яхта передана установленным порядком для дальнейшего разбирательства должностным лицам пограничного управления ФСБ России по Чукотскому АО.

Пресс-служба СВПУ БО ФСБ России

Р.S. Два года назад «Нева» задержала при аналогичных обстоятельствах в п.Певек норвежскую яхту с двумя членами экипажа. У иностранных мореплавателей была и аналогичные правонарушения. Членов экипажа норвежской яхты тогда также оштрафовали и выдворили за пределы Государственной границы РФ.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.