Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Говорим «Айкишун», подразумеваем «Тихон Сёмушкин»

21:04
3195

2 недели назад у входа в Авачинскую губу село на мель судно «Айкишун». Теперь нам предстоит за свой счет бороться с последствиями этого ЧП.

Но, возможно, это еще цветочки. На Камчатке есть судно, которое может наделать гораздо больше бед.

Транспортное судно «Айкишун», под флагом Камбоджи, должно было доставить в Петропавловск почти 5,5 тысячи тонн стройматериалов. 2 сентября у входа в Авачинскую губу, в районе м. Маячного, оно село на мель. Экспертам еще предстоит выяснить почему это произошло. По их мнению, в районе ЧП невооруженным глазом видно где располагается мель. Там стоит навигационный буй. Капитан мог завести туда судно только специально или в силу непрофессионализма. Кроме того, известно, что «Айкишун» следовал в порт, не дождавшись лоцмана.

Как сообщил врио начальника главного управления МЧС по Камчатскому краю Геннадий Шагин, языковой барьер мешает объясниться с экипажем, который состоит из китайцев. На контакт они идут неохотно, даже при наличии переводчика. Капитан уклоняется от ответов на некоторые вопросы.

Сразу после ЧП капитан «Айкишуна» принял решение о полной эвакуации экипажа. По его просьбе камчатские спасатели доставили моряков в Петропавловск, где они были размещены в гостинице. Капитан также не пожелал оставаться на борту. Сейчас там круглосуточно находятся только российские специалисты, которые занимаются устранением последствий аварии. Причем работают они пока только на энтузиазме.

По словам министра специальных программ Камчатского края Сергея Хабарова, сейчас главная задача – не допустить утечки нефтепродуктов с судна, на борту которого находится около 210 тонн мазута, 36 тонн дизельного топлива и 4 тонны машинного масла. Возле «Айкишуна» уже наблюдались два нефтяных пятна. Но они были локализованы.

«Под контролем значительная акватория Авачинской бухты, вплоть до о. Старичкова, являющегося памятником природы. Новых разливов топлива нет. В случае необходимости на входе в бухту будут выставлены боновые заграждения», - сказал начальник отдела надзора на море департамента Росприроднадзора в Дальневосточном федеральном округе Сергей Негруль.

На прошлой неделе в корпусе «Айкишуна» удалось заварить пробоины, началась откачка воды из машинного отделения и льяльных вод.

Однако подошедший циклон внес коррективы в план спасения судна. 8 сентября в трюмы пришлось закачать забортную воду, чтобы повысить устойчивость «Айкишуна» и не допустить его повреждения во время шторма.

Чтобы избежать худшего, с «Айкишуна» планируется вывезти все топливо. Сейчас на судне идет ремонт основного электрооборудования, с помощью которого будет запущен паровой котел для разогрева мазута и его последующей откачки.

Следующим этапом станет снятие судна с мели и буксировка в другое место, так как оно мешает судоходству.

Сейчас район ЧП закрыт для мореплавания. Другим гражданским судам, которые не участвуют в аварийных работах, рядом с «Айкишуном» находиться запрещено. Ситуацию контролирует специально созданный оперативный штаб. В готовность приведены силы и средства МЧС, военных и пограничников.

По документам судно принадлежит китайской компании «Tong Yuan Shipping», которая не спешит взять на себя расходы по ликвидации последствий аварии. Возможно, что предъявить ущерб окажется некому.

Подобные ЧП с судами (тем более таких габаритов) всегда создают массу проблем и требуют больших расходов. В этой связи стоит еще раз обратить внимание на теплоход «Тихон Семушкин». Напомним, что более года назад он был поставлен в Аваче, у причала №11. Свои права на него заявили две фирмы. Пока между ними шла тяжба, «Тихон Семушкин» стал бесхозным.

Судно водоизмещением более 8 тысяч тонн все еще стоит без экипажа и охраны. Год назад на совещании у капитана порта эта ситуация была признана чрезвычайной. Но единственное, что было сделано, заведение с «Тихона Семушкина» на причал всех швартовых, которые того и гляди лопнут от износа (периодически рвутся).

Если владельца «Тихона Семушкина» не обяжут срочно обеспечить его безопасную стоянку (а владелец определен решением суда - ООО «Флот-4»), то у дальнейших событий могут быть три сценария.

Первый: судно затонет у причала (а поднять его будет почти нереально). Второй: оно оторвется от причала и пойдет гулять по акватории, сметая все на своем пути. Третий: на борту загорится ГСМ – случайно или по злому умыслу (ведь на судне часто бывают посторонние). А системы пожаротушения не сработают, так как теплоход обесточен. Во всех трех случаях топливо с теплохода попадет в морскую среду и нанесет ей непоправимый вред (недалеко находится устье р. Авачи, куда на нерест заходит лосось).

С наступлением сезона штормов риск повышается. Так что «Айкишун», возможно, - еще цветочки.

 

Александр КЛИМОВ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.