Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Бедоносцы

16:30
2475

Ночью, 21 сентября, жители Петропавловска спокойно спали, а утром занялись обычными делами. И только немногим было известно, что эта дата стала для нас вторым днем рождения.

Когда мне сказали, что рыбацкий сейнер врезался в атомную подводную лодку в акватории Петропавловска, не поверил. Однако этот печальный факт подтвердился. К концу недели его уже признавали и Тихоокеанский флот, и Государственный морской спасательно-координационный центр.

Из разрозненной информации, полученной из разных источников официально и неофициально, складывается примерно такая картина. Судно, которое столкнулось с лодкой, носит название «Донец» (ООО «Рыболовное»). Этот сейнер работает в режиме прибрежного лова: ночью выходит на промысел, вечером возвращается с уловом в город. 21 сентября, около 2 часов ночи, «Донец» отходил от причала №10, расположенного в бухте Моховой. В это время в бухте стоял атомный подводный крейсер (АПКР) «Святой Георгий Победоносец» на размагничивании (определение и уменьшение физических полей корабля). От него до берега было меньше мили.

Выполняя расхождение на встречных курсах с другим судном - «Кормчий», «Донец» взял направление в сторону подлодки. Как с сейнера ее не увидели, не совсем понятно. Она находилась в надводном положении, на ней горели навигационные огни, которые обозначали ее габариты (так говорят военные, хотя по другой версии - огней не было). Увидев приближавшееся судно, вахтенный забил тревогу. С АПКР стали пускать сигнальные ракеты, выходить с «Донцом» на радиосвязь. Когда судно попыталось убрать ход и уйти от столкновения, было уже поздно. Сейнер пробил подлодке главную балластовую цистерну, навалившись на ее левый борт (военные сообщают, что пострадала только резиновая обшивка легкого корпуса).

Согласно официальному сообщению ТОФ, дальнейшие события развивались так. После столкновения сейнер обошел АПКР и взял курс на выход из бухты. Командование группировки Войск и Сил на северо-востоке России приказало закрыть движение судов и рейд в Моховой. Капитану сейнера дали команду стать на якорь. В 2.40 он ее выполнил. На сейнер высадилась досмотровая группа военных моряков. Она установила, что на корпусе сейнера имелись следы резиновой обшивки АПКР. «Поведение членов экипажа, в частности капитана, было неадекватным. Подписать двусторонний акт об инциденте капитан судна К. Гайдамович категорически отказался», - заявляет ТОФ.

Днем, в среду, горожане еще могли наблюдать ракетоносец, стоявший недалеко от берега. Затем его увели в Вилючинск, на ремонт.

«Донец» ночь и день продержали на рейде. В четверг наш корреспондент обнаружил его у одного из причалов СРВ. Каких-либо повреждений в его корпусе не заметно. При взгляде на это судно понимаешь, что при менее благоприятном развитии событий оно могло бы нанести подлодке серьезный ущерб. Ведь «Донец» только с виду ржавая посудина. А так - вполне еще крепкий пароход. Согласно российскому морскому регистру, он построен в 1976 году, в СССР. Водоизмещение - 321 т, габаритная длина – 33,97 м, габаритная ширина – 7,09 м, высота борта – 3,65 м, осадка – 2,9 м.

Сначала журналистов здесь встретили не ласково. Потом все-таки удалось поговорить с членами экипажа. Но о содержании этого разговора пока умолчу в силу ряда причин.

В любом случае, не будем торопиться валить всю вину на рыбаков. Может, они и виноваты. А может, наоборот, им надо памятник поставить. Хотя бы за то, что выявили еще одно слабое место в нашей обороне.

К военным - гораздо больше вопросов. Не секрет, что их служба наблюдения за флотом регулирует здесь все судоходство. Кроме того, когда подлодки встают на рейд, предусмотрен целый комплекс мер безопасности. И на тебе!

Нам каждый день приходится сталкиваться с массой разных ограничений: в аэропортах, административных зданиях и т. д. Например, прежде чем пустить в Арбитражный суд, вас просканируют с ног до головы. И еще на каждом этаже спросят, кто вы и к кому. Зато к стратегическому ракетоносцу, оказывается, можно подплыть совершенно спокойно.

Нас пытаются успокоить. Мол, ничего страшного не произошло. Просто «навигационный инцидент». Но тут же возникает множество «если». А если бы за штурвалом сейнера стоял какой-нибудь камикадзе, который шел бы на таран? А если бы у него трюм был забит взрывчаткой?

По иронии судьбы, на Дальнем Востоке недавно прошли учения Тихоокеанского флота. Отрабатывалось противодействие различным угрозам, включая международный терроризм. Но жизнь в очередной раз показала, что против человеческого фактора защиты не придумано.

 

Александр КЛИМОВ

фото автора

 

К-433 «Святой Георгий Победоносец» - стратегическая атомная подводная лодка проекта 667БДР «Кальмар». Заложена в Северодвинске 24 августа 1978 года. Спуск на воду состоялся 20 июня 1980 года.

В августе-октябре 1983 года К-433 с первым экипажем на борту совершил трансарктический подледный переход. При форсировании Чукотского моря дважды столкнулся с крупными льдинами, повредив легкий корпус в районе рубки и ракетной палубы.

3 ноября 1983 года зачислен в 25-ю дивизию 2-й флотилии ПЛ Тихоокеанского флота, с базированием в бухте Крашенинникова.

В начале 1990-х готовился к утилизации, но решение было отменено. С февраля 1993 года по июль 2003 года корабль прошел ремонт на ДВЗ «Звезда». С 15 сентября 1998 года носит почетное наименование «Святой Георгий Победоносец».

В сентябре 2003 года осуществил скрытный подводный переход из Приморья на Камчатку. В походе участвовал епископ Петропавловский и Камчатский Игнатий.

С ноября 2003 года находится в строю, в составе 25-й дивизии ПЛ 16-й эскадры ПЛ ТОФ. С 12 июля 2005 года - под попечительством Русской православной церкви.

25 сентября 2008 года ракетоносец посетил Президент Дмитрий Медведев.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.