Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Наталья ЖДАНОВА: «Потребитель должен быть агрессивен!»

19:19
5147

Не так давно управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю, как и все территориальные управления ведомства, получило тревожное письмо, подписанное главой Роспотребнадзора Геннадием Онищенко. В нем говорится, что в последнее время вызывает серьезную озабоченность ситуация, связанная с качеством и безопасностью продуктов питания, произведенных в Китайской Народной Республике. В частности, по данным международных экспертов, более 35 процентов выращенного в Китае риса превышает гигиенический норматив по содержанию кадмия и свинца. Гречневая крупа и арахис также не отвечают требованиям по содержанию тяжелых металлов. Это обусловлено повышенным загрязнением почвы в районах произрастания данных зерновых культур. В Китае кадмием и мышьяком загрязнено около 40 процентов пахотных земель. Государственными органами КНР по контролю за качеством продуктов питания выявлено, что из общегодового объема риса 28 процентов превысили норму по содержанию свинца и 10 процентов - по содержанию кадмия.

В мае поступала информация о том, что в китайских спортивных (энергетических) и безалкогольных напитках обнаружен диэтилгексилфтолат, обладающий канцерогенным действием.

Периодически выявляется превышение содержания антибиотиков в рыбе и мясе, произведенных в Китае. Меламин с пугающим постоянством обнаруживается в сухом молоке. По мнению специалистов, работающих в молочной промышленности, в КНР необходимо закрыть около 30 процентов всех молочных заводов, которые производят продукцию, не соответствующую требованиям качества и безопасности.

Вызывают обеспокоенность факты выявления в мясной продукции от целого ряда китайских производителей препаратов трактопомина и клеботерола, регулирующих соотношение жировой и мышечной ткани при выращивании сельскохозяйственных культур.

Картина вырисовывается абсолютно безрадостная. Неужели столько отравы попадает на стол жителей Камчатки, ведь китайская продукция идет сюда бесконечным потоком? Об этом – наш разговор с руководителем управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю Натальей ЖДАНОВОЙ.

 

- Наталья Ивановна, в письме Онищенко – только констатация фактов или есть конкретные предложения?

- Акцент сделан на то, что мы, как пограничная с Китаем территория, при проведении надзора должны обращать внимание именно на эту продукцию. Наше ведомство работает во взаимодействии с Россельхознадзором. К ним были сделаны необходимые  запросы. Получили ответ, что, в частности, мясо в Камчатский край из Китая не завозится вообще. А лаборатория Россельхознадзора имеет необходимое оборудование для исследования проб мясной продукции. Лаборатория Центра гигиены и эпидемиологии, с которой у нашего управления заключен договор, также может проводить такие исследования. Кроме того, у большинства крупных предприятий имеются свои производственные лаборатории по исследованию как сырья, так и конечного продукта.

 

- На каких этапах продукция при пересечении государственной границы проходит контроль?

- Этап основного контроля осуществляется на таможне, где действует санитарно-карантинный пост. После вступления России в Единый таможенный союз полномочия по проверке документов, подтверждающих качество и безопасность, с недавнего времени от Роспотребнадзора переданы таможне. Если у таможни возникают сомнения, информация передается в Роспотребнадзор.

 

- Проверяются только документы, а не само качество продукции?

- Только документы. Причем эта система сейчас, на мой взгляд, очень лояльная для предпринимателей. Раньше на этапе пересечения границы на всю продукцию оформлялось санэпидзаключение о соответствии или несоответствии ее санитарным правилам. Сейчас действует два перечня продукции. Качество продукции первого перечня подтверждается путем выдачи сертификата соответствия или путем подачи декларации, которую подписывает сам предприниматель-поставщик. То есть само предприятие, которое завозит продукцию, пишет, что продукция безопасна. Второй перечень продуктов требует оформления свидетельства о госрегистрации.

 

- В каких случаях продукты попадают в лабораторию Центра гигиены и эпидемиологии?

- По жалобам граждан и при ввозе продукции, если она подлежит государственной регистрации. Ей подлежит небольшой перечень продукции, куда входит, например, детское питание, продукты для питания беременных, минеральные воды, все обогащенные пищевыми, витаминными, генетически-модифицированными добавками продукты, косметическая продукция, средства гигиены полости рта и ряд других. Их мы исследуем по всем нормированным показателям, и если все в порядке, выдаем свидетельство о государственной регистрации. Это свидетельство – пожизненное. На этого производителя, на это наименование.

При этом через таможню Камчатского края проходит не так много продуктов, в том числе китайского производства. В основном, это таможни в Благовещенске, Владивостоке, Москве, Санкт-Петербурге. Так что, можно сказать, что мы заложники их качества работы. Думаю, они работают не хуже нас, система везде одна. Все, что приходит к нам, как правило, уже со всеми документами - и сертификатами соответствия, и свидетельствами о госрегистрации.

 

- Еще находясь за границей, в том же Китае, закупщик может проверить качество товара?

- Более того, есть возможность завезти в Россию лабораторные образцы, исследовать в любой аккредитованной организации, а затем ввезти партию. Но не факт, что вся остальная партия и все последующие партии будут  соответствовать этому образцу.

Второй фактор: мы работаем только по утвержденным методикам, и ищем те вещества, которые изначально могут быть в образце продукции. Даже если кто-то ответственный и инициативный что-то не то найдет в продукции, для суда это не будет иметь никакого значения (а предприниматели в случае каждого спора обращаются в суд, поэтому и мы стараемся усилить нашу юридическую службу). Полномочий разложить каждый продукт на таблицу Менделеева у нас нет.

 

- Насколько часто наше управление обнаруживает небезопасную и некачественную продукцию при проведении проверок, о которых, как известно, предприниматели должны быть заранее предупреждены?

- Очень редко. Ведь если есть сомнительный продукт, логично предположить, что он будет убран с прилавков.

 

- А пробы круп в нашей лаборатории подтверждают ту картину, которую обрисовал в своем письме Онищенко?

- Пока не было таких фактов. Обнаруживались превышения по нитритам натрия в овощах. Это азотсодержащие удобрения. Но, кстати, не факт, что нет такого превышения в овощах, выращенных на наших дачах. Что касается пестицидов, их превышения мы не находили. Но опять-таки, в мире применяются тысячи пестицидов, а исследуем мы общепринятые наименования.

 

- Соответствует ли требованиям качества и безопасности импортное мясо, завозимое на Камчатку?

- Качество и безопасность этой продукции при проведении проверок, как правило, подтверждается. Процент «нестандарта» среди всей импортной продукции мизерный.  

 

- Как обстоят дела с качеством непродовольственных товаров?

- Картина, в целом, благополучная. Но сейчас идет проверка по жалобе потребителей, купивших детскую игрушку на рынке «Диксон». Приобретя ее, родители почувствовали, что игрушка имеет крайне неприятный запах. Но возникает вопрос: зачем ее было покупать? Как постоянно повторяет Онищенко, потребитель сегодня должен быть агрессивным, должен смотреть, нюхать, спрашивать документы, прочитывать всю маркировку. От советского благодушия, что якобы все уже проверено, безопасно, давно пора отойти. Хотя и я такой же потребитель, как все остальные. И точно так же, поленившись надеть в магазине очки, надев их дома и увидев, что сроки годности нарушены, выбрасываю купленное.

С другой стороны, ситуация не так уж безнадежна. Часто родители говорят, что дети лишены витаминов, потому что едят китайские фрукты. Ничего подобного. Недавние целенаправленные исследования показали, что и витаминный, и минеральный состав китайских, американских, российских яблок не отличается. Если оно свежее, выращено в Китае, это яблоко все равно будет более насыщенно витаминами, чем российское, пролежавшее несколько месяцев.

Когда появились генетически-модифицированные источники, наша федеральная служба оснастила все лаборатории оборудованием для их обнаружения. Мы постоянно ведем выборочный контроль и не находим ГМИ на тех продуктах, где они не заявлены.

 

- Насколько, на ваш взгляд, вредны такие продукты?

- На современном уровне развития науки доказана безвредность для организма тех генетически-модифицированных продуктов, которые допущены к ввозу на территорию России. У нас существует целая система подтверждения безопасности. Ну, а отдаленные последствия употребления ГМИ мы узнаем через много десятков лет. Как бы то ни было, предполагаю, что и Россия вскоре может последовать примеру ряда стран, где уже выращиваются сельхозкультуры с ГМИ. Чем лучше обрабатывать сельхозкультуры пестицидами? Это вредит и людям, которые работают на полях, в итоге - самим потребителям. И научился ли кто-нибудь выращивать не генетически модифицированную продукцию без пестицидов? Ни одна проблема не бывает однозначной. Поэтому наша задача, как государственного органа, – жесткий контроль за соблюдением норм закона. Например, если продукт содержит ГМИ, эта информация должна быть заявлена на упаковке. Человек должен иметь выбор, купить ГМИ или так называемый экологически чистый продукт. Хотя, если углубиться в тему, я не знаю, что это такое – экологически чистый продукт. Без чего он выращен?

 

- Как же остаться здоровым?

- Прежде всего, отдавать предпочтение всему, что выросло здесь, на Камчатке. А камчатская земля чего только ни дает! Снег еще не сошел, на рябине появляются листочки. Из них получается изумительный час, с ароматом миндаля. Чай из почек березы очень вкусен, стимулирует иммунитет. Потом шишечки на ельнике – зимой отличное средство от кашля. А черемша, папоротник, грибы, ягоды! Все овощи прекрасно растут на дачах. А вот чипсы и энергетические напитки детям покупать совсем ни к чему.

 

- Достаточно ли в управлении Роспотребнадзора по Камчатскому краю специалистов?

- К сожалению, кадровая проблема существует. В частности, специалистов медико-профилактического направления огромный дефицит, нет притока молодых кадров. Даже на бюджетные места в мединституты Санкт-Петербурга, Владивостока и Хабаровска нашлось недостаточно кандидатов.  Практически нет специалистов на севере. Надеюсь, что наши ряды пополнятся профессиональными кадрами, ведь от работы Роспотребнадзора зависит, в итоге, качество жизни каждого из нас. Кто из выпускников хотел бы в дальнейшем работать у нас, обращайтесь в управление для решения вопроса о поступлении на бюджетные места.

 

Беседовала Мария Шупеник

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.