Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

В головах у них «опилки»

17:29
4534

ЗАО «Акрос» обвиняют в том, что его судно незаконно добыло более 40 тонн краба-стригуна опилио. Краб был изъят и помещен на склад. А теперь его не могут найти. Может, этой незаконной продукции не существовало вовсе?

 

Как в старом анекдоте

20 июня 2010 года в Охотском море задержали транспортник «Гера» с нелегальной крабопродукцией. Капитан СТР «Талдан» Виктор Великанов – один из тех, кого обвинили в незаконной добыче этого краба. Великанов и владелец «Талдана» ЗАО «АКРОС» все обвинения отвергают.

Не беру на себя роль судьи. Предлагаю просто взглянуть на факты. А они таковы. Дознаватель Северо-Восточного погрануправления (СВПУ), который расследовал административное дело в отношении «АКРОСа», сам попал под следствие (ст. 303 УК РФ - «фальсификация доказательств»). Фигурантом другого уголовного дела стал ответственный хранитель продукции, изъятой с «Геры», ООО «Галатея-Хабаровск» (ч. 4 ст. 158 УК РФ - «кража, совершенная в особо крупном размере»).

Не все просто и с инспектором СВПУ, который изымал крабовую продукцию с «Геры» и сдавал ее на хранение в «Галатею-Хабаровск». Теперь он утверждает, что участия в этих действиях не принимал, хотя его подпись стоит и в протоколе изъятия, и в акте приема-передачи.

В общем, дело «АКРОСа» все больше напоминает старый анекдот: то ли он украл, то ли у него украли. Вот только обвиняемым не до смеха. Ведь наказание им грозит не шуточное. Судно уже конфисковали. Штраф компании назначен. И это еще цветочки.

«АКРОС» и Великанов пытаются использовать все возможности, предусмотренные законом, чтобы защитить себя. Но право на защиту, хоть и гарантировано Конституцией всем, дается не каждому.

 

Долгая дорога к крабам

В августе 2011 года было окончено предварительное расследование по уголовному делу в отношении Великанова. На этой стадии участники процесса (в том числе «АКРОС», как гражданский ответчик) могут знакомиться с материалами дела, включая вещественные доказательства. В нашем случае вещдоком выступает продукция, изъятая на «Гере»: 80 коробок с крабом-стригуном Бэрда и 5.209 коробок со стригуном опилио (рыбаки зовут его «опилками»), общим весом более 40 тонн. Именно это количество в таком видовом составе вменяется «АКРОСу» и Великанову.

Они вправе увидеть предмет преступления. В феврале 2011-го им позволили осмотреть 6 ящиков (из 5 с лишним тысяч). Однако опилио там не оказалось. А ведь следствие делает акцент именно на этом виде краба. Не удивительно, что обвиняемые хотят его увидеть. И вот - вторая попытка. Хотя далась она не сразу. Вот как это было.

17 августа «АКРОС» получил уведомление следователя следственного управления УМВД по краю Ларисы Коцай о том, что можно знакомиться с продукцией. Предстояло перетаскать не один десяток ящиков. Компания здраво рассудила, что для этой работы нужны мужчины, моряки и производственники. Таких представителей она и отправила на склад, где хранится краб. Но Л. Коцай дала им от ворот поворот. По ее мнению, на склад от «АКРОСа» могли пройти только 3 сотрудницы юридического отдела, допущенные к делу, а привлечение «посторонних» якобы затягивало процесс. С этим трудно согласиться.

Во-первых, гражданский ответчик может назначить своим представителем кого угодно. Закон это право не ограничивает.

Во-вторых, очевидно, что 6 мужчин выполнят осмотр продукции быстрее, чем 3 женщины, которые и втроем один ящик еле поднимут. Кто же затягивает процесс?

Кроме того, Л. Коцай заявила «АКРОСу», что тот может осмотреть только тару, но не продукцию. Еще она возражала против того, чтобы гражданский ответчик привлекал к осмотру своего эксперта-биолога. Предприятию пришлось в суде оспаривать все эти «хотелки» Л. Коцай. Суд встал на его сторону. Но был потерян месяц. Наконец, 20 сентября «АКРОС» снова отправил на склад своих представителей (в том составе, который определил сам). И что же они там увидели?

 

Чудеса на складе «Галатеи»

В группу представителей «АКРОСа» был включен и автор этих строк. Мне всегда хотелось попасть на склад, арендуемый ООО «Галатея-Хабаровск». Говорят, здесь происходят разные чудеса с исчезновением ценной продукции, которую сдают сюда на хранение в рамках административных и уголовных дел. Правда, я предполагал, что наш путь лежит на ул. Чавычную, где «Галатея-Хабаровск» обосновалась первоначально (на вотчине «лучшего предпринимателя 2005 года» Андрея Пазенко).

Но мы поехали в другую сторону. Оказывается, сейчас «Галатея-Хабаровск» арендует камеру на ул. Приморской, в Аваче, на складе ОАО «Камчатрыбпром», крабовая продукция находится уже там.

И вот мы - на месте. Л. Коцай и ее коллеги нас уже ждали. Лариса Владимировна провела инструктаж: ящики (так уж и быть) открывать можно, но трогать продукцию запрещено. Возможно, следователя беспокоил товарный вид краба. Но зачем его беречь, он же все равно пойдет на уничтожение?

Представители «АКРОСа» пытались возражать. Осмотреть продукцию, не прикоснувшись к ней, проблематично. Но Л. Коцай стояла на своем. По ее словам, видовой состав продукции ей вообще не интересен, главное, чтобы в коробках был краб, а не земля. Следователь все как-то на землю упирала. Видимо, и до нее дошли слухи о том, что продукция на складах ООО «Галатея-Хабаровск» превращается в землю или просто испаряется. Кстати, руководитель «Галатеи-Хабаровск» В. Конев стоял рядом. Он поразил нас своей закалкой. Пока мы кутались в теплые куртки, он фланировал по складу в летней безрукавке. Наверное, Вячеслав Викторович так много времени провел в морозильниках посреди икры и крабов, что холода уже не замечает.

Л. Коцай предложила осматривать продукцию в камере при минусовой температуре, где даже паста в ручке замерзнет. Но В. Конев к ее явному неудовольствию сказал, что может дать автопогрузчик и вывозить коробки с крабом на улицу. Работа закипела. Но кипела недолго. Через 1,5 часа погрузчик сломался. На следующий день нам позволили работать всего 20 минут. Зато третий день отработали максимально.

Хотя следователь запретила трогать продукцию, отличить один вид краба от другого несложно и так: по укладке, цвету и иным специфическим признакам. Для кандидата биологических наук, который приехал с нами, это не составило труда. Да и представители «АКРОСа», отработавшие в море не один десяток лет, вскрывавшие ящики с крабом, объяснили, что отличить «опилки» от Бэрда так же легко, как круг «Краковской» колбасы от батона «Молочной».

Так вот, за 3 дня было вскрыто и осмотрено 279 ящиков. При этом ящики для вскрытия отбирались с каждого поддона методом случайной выборки. Ни в одном из них краба опилио не оказалось. Там нашелся только краб Бэрда. Осматривать всю остальную продукцию уже не имело смысла. Все было понятно. Напомню, что по данным следствия с «Геры» изъяли краба Бэрда только 80 коробок, а опилио – 5.209.

Если бы в коробках действительно нашли землю или воздух, это бы можно было списать на фокусы «Галатеи-Хабаровск». Но подмена видового состава - нечто иное. Это похоже на подлог и фальсификацию доказательств уголовного дела. И еще на то, что ранее выполненные по делу неоднократные экспертизы по определению видового состава – ложны. Если так, те, кто совершил все это, должны нести ответственность. Уголовную, разумеется.

Итак, худшие предположения подтвердились. Но что это дает?

 

Виновные назначены

Лично у меня только одно объяснение всех перечисленных выше действий и решений Л. Коцай. Видимо, следователю очень не хотелось, чтобы ответчик получил возможность опознать продукцию. Ведь очевидно, что тех 40 тонн «опилок», которые вменяются «АКРОСу» как незаконно добытые, просто не существует.

А если нет предмета преступления - нет состава преступления.

Но это уже ничего не меняет. Суд и прокуратура в упор не видят несоответствий. Оно и понятно: если виновный назначен, он должен понести наказание. Так что Л. Коцай совершенно не стоило волноваться.

 

Кирилл МАРЕНИН

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.