Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

На вес золота

18:42
4447

Александра Орлова можно без лишних межеваний назвать «золотом» камчатской геологии. И не только потому, что открыл на полуострове богатейшие месторождения этого драгметалла, и не потому, что у него на этой неделе юбилей (и в круглые даты принято приводить приятные аллегории), но еще и потому, что в голове его клад: уйма знаний и опыта – того, что сейчас в геологии на вес золота. 

 

Александр ОРЛОВ – известный камчатский геолог, прошедший трудовой путь от техника-геолога до заместителя директора «Камчатгеологии». Ветеран труда, ветеран геологической службы Камчатки, награжден почетной грамотой администрации Камчатской области, знаком «300 лет горно-геологической службе России». В настоящее время – президент НП «Горнопромышленная ассоциация Камчатки», главный редактор журнала «Горный вестник Камчатки». 

- Мне  не по себе от того, что за нами не идет молодежь, на смену не спешат новые кадры, - делится Александр Алексеевич. – Доводилось мне  в 1990-е работать и преподавателем геологических дисциплин в наших вузах. Пара горящих глаз – на весь курс. Большинство же – сидят и не знают, зачем выбрали эту специальность. Какая там романтика!

Вот у его поколения романтика была в крови. Именно она привела его в геологию. Александр Орлов родился на Алтае, на следующий год после Победы. Отца его после возвращения с фронта Родина послала организовывать заготовки леса в Восточную Сибирь. Детство  Саши прошло в глуши, среди непролазной тайги. Неподалеку от их поселка базировался лагерь. Заключенные валили лес,  но по 3 раза в неделю им показывали фильмы. Это было чуть ли не единственное культурное развлечение в тех местах. Конечно, и окрестную ребятню пускали в кинозал.

- А еще там была библиотека, о существовании которой я узнал, правда, после того как лагерь расформировали, - вспоминает Александр Алексеевич. – Потом там был пожар, и мы с пацанами бегали, тушили. Как участника тушения пожара, меня наградили книгами из спасенной библиотеки, среди них были «Мушкетеры 20 лет спустя» и «Граф Монтекристо». Читать я любил страшно! О чем читал, о том и мечтал. К окончанию 7-летки я понял одно: профессия моя должна быть максимально романтическая.  Сначала хотел на Сахалин ехать в мореходку поступать, но потом передумал - направил свои стопы в геологию!  

В 1965 году Орлов окончил Осинниковский горный техникум.

- После войны стране геологи были необходимы. Уже спустя годы я вычитал в альбоме, посвященном юбилею родного учебного заведения, что в 1947 году правительство приказало открыть в тех местах два профильных техникума. В 1947-м их и открыли, и уже провели первый набор. Хорошие были времена - тогда приказы правительства не обсуждались.

Конечно, не обсуждались. Ведь в противном случае можно было отправиться в сибирскую тайгу – смотреть кино 3 раза в неделю.    

Молодой техник-геолог и думать не хотел о том, чтобы остаться работать где-нибудь в соседней шахте. Романтика требовала подвигов и новых открытий! А где это все можно было найти? Конечно, в Заполярье!

- Свой трудовой путь я начал в Норильске. Впечатлений от того периода – масса, - рассказывает Орлов. - И природа великолепная. Полярная ночь, полярный день! В центре Норильска было озеро, оплетенное вокруг трубами, из них с ТЭЦ сбрасывали туда горячую воду. Так мы с ребятами ездили на это озеро с ночевкой. Купаться в Заполярье. Невидаль какая! А просто близко к берегу из-за сбросов вода была теплая, чуть заплывешь дальше – ледяная. Вот это была экзотика!

Масса впечатлений от Заполярья у Александра Алексеевича осталась и от профессиональной деятельности. Тогда Норильск отмечал свой 30-летний юбилей, и с Талнахского месторождения пошла первая руда! Уже более 40 лет минуло, а Норильский никель все еще гремит. Орлов счастлив, что ему довелось поработать на этом мощном месторождении. Он признается, что, наверное, так бы и продолжал там трудиться. Если бы не армия. Если бы не Камчатка…

Служить Александра Орлова призвали на наш полуостров, в космические войска. Тогда освоение космоса только начиналось, и все, что было с ним связано, было овеяно романтикой и строжайшей секретностью. Окружающие должны были думать, что ребята служат в артиллерийских войсках. А у молодых бойцов дух захватывало от причастности к великому делу!

Дух захватило у Орлова и от Камчатки. Конечно, он, как большинство «пришельцев», думал, что останется здесь на годок-другой. Но разве смогла бы отпустить такого романтика самая романтичная земля? После дембеля,  в 1968 году, Александр Алексеевич поступил на работу в Камчатское территориальное геологическое управление, работал практически на всей территории Камчатки на геолого-съемочных, поисковых, геологоразведочных работах. Прошел все ступени – от техника-геолога до заместителя генерального директора ПГО «Камчатгеология».

- Побывал я во многих местах Камчатки. Первый сезон провел на озере Паланском. Голубичник кругом – лист бордовый, а ягода синяя, спелая… Аж сапоги мокрые были, когда по нему пройдешься! Красивейшие места! Представляете, нерка на нерест шла –  так вся река красная от нее была. Такого оголтелого промышленного браконьерства не было раньше. В Торжке, где у меня теща живет, они понятия тогда не имели, что такое красная икра. А сегодня у нас реки стерильные, чистые, рыбу редко увидишь. Зато в Торжке икры навалом, - улыбается с грустью влюбленный в Камчатку геолог.    

Есть на полуострове места, которые особенно дороги Орлову. Самое главное из них – Родниковое золоторудное месторождение. Александр Алексеевич является его первооткрывателем.

- Родниковое месторождение мы с четырьмя моими коллегами  открыли в 1977 году, - вспоминает важную веху Орлов.  Я тогда был начальником Верхне-Паратунского отряда.  Мы в процессе исследования сначала Родниковому  мало уделяли внимания, этот участок проходил по границе нашей территории. Там до нас стояла партия, но ничего не нашла. Им просто не повезло, в тех местах лежал мощный снежник. А мы этим участком всерьез занялись, когда снежник стал таять. Жил проходило там много, но мы были не уверены, что они глубокие. А когда копнули… А там! Жилы оказались мощными. Мы нашли золото! К сожалению, до этого времени из нашей дружной команды дожил один я, друзья мои уже покинули этот мир. Жаль, что не видят сейчас плодов своего открытия!

В 1990-х, когда отрасль переживала труднейшие времена, Александр Орлов сам внес свою фамилию в список «на сокращение». В 1995-м его пригласили на работу в администрацию Камчатской области, на должность заместителя начальника управления Топливно-энергетического комплекса, минерально-сырьевых ресурсов и связи, где продолжал работать до апреля 2008-го в должности заместителя начальника управления природных ресурсов и охраны окружающей среды. Ему довелось работать и при Бирюкове, и при Машковцеве.  При Кузьмицком, несмотря на предложение продолжить работу, решил уйти на пенсию.

- Только не получилось у меня уйти отдыхать, только год я честно отсиделся на пенсии, стал виноград разводить. Я нашел такой сорт хороший – «Загадка Шарова», уже по 3-4 ведра собираю, внуков угощаю! А потом опять позвала родная геология, - признается Александр Алексеевич. 

Сегодня Орлов – президент Горнопромышленной ассоциации Камчатки. Он смеется: «Разве поверил бы тогда, в 1960-х, когда начинал свой путь в геологии, что когда-то стану президентом?!».

- Тружусь на славу родной отрасли, пропагандирую ее,  лоббирую интересы. Я настаиваю на том, что без горной промышленности Камчатке придется нелегко! Мы хотим развивать туризм? Отлично! Но разве можно его двигать без дорог, без инфраструктуры. А путь этот проложить может именно наша отрасль. Кто ездил на Мутновку до тех пор как геологи не проложили туда дорогу? Безусловно, уже второй раз за последние несколько лет мы переживаем трудные времена. Но запасы недр камчатских велики, и не осваивать их – не по-хозяйски! Прогнозные ресурсы полуострова по золоту – 1.200 тонн! Отрасль, можно сказать, находится еще на старте! Я верю, что геологии на Камчатке предстоит долгая жизнь!    

 

Яна ЩЕГОЛИХИНА

 

 

Редакция газеты «Камчатский край» поздравляет Александра ОРЛОВА с юбилеем!

Mente et malleo, мыслью и молотом,

К недрам земли вам дано дойти.

В кварце, пронизанном блещущим золотом,

Вод ювенильных видны вам пути.

Mente et malleo, мыслью и молотом,

Стены извечные станем дробить,

Жизнь с ее пламенем, светом и холодом

В ликах бесчисленных будем любить!

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.