Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Будущее Петропавловска: водители автобусов в белых перчатках

18:14
3899

Проблема «неровности» дорог Петропавловска постепенно решается. В 2011 году на ремонт дорожной сети города потратят более 1,5 млрд рублей. Это почти столько же, сколько освоено за 4 года вместе взятых. Качество работ – вполне на уровне. Но вот в чем вопрос: для кого это делается?

 

Дорога – под кайфом

Значительную долю в автомобильном потоке Петропавловска занимает общественный транспорт. Его услугами пользуются более 60 процентов населения. Общественный транспорт – лицо города. Прямо скажем, с этой стороны лицо у Петропавловска выглядит неприглядно.

По расчетам местного управления Госавтодорнадзора, краевому центру для обслуживания своих маршрутов требуется порядка 220 автобусов. На деле сегодня в городе работают 550 автобусов. Большая часть перевозчиков относится к категории, которой трудно дать определение одним словом. Их называют «дикой арендой», «нелегалами», «гастарбайтерами». Каждая из этих формулировок могла бы подойти. Вот несколько наглядных фактов.

В феврале 2011 года был задержан водитель, который, находясь в состоянии наркотического опьянения, осуществлял коммерческую перевозку пассажиров по маршруту «КП» - 10 км - Елизово. Неизвестно, чем бы закончилась эта поездка, если бы водителя не остановили сотрудники ГИБДД.

Спустя несколько месяцев наркополицейские задержали четверых жителей Узбекистана, которые приехали к нам работать водителями пассажирских автобусов. При медицинском осмотре было установлено, что все они регулярно потребляли марихуану. В итоге, иностранцы отправились в приемник-распределитель. Коммерсанту, который пригласил их на Камчатку, предписано более тщательно подбирать работников. Однако это не гарантирует того, что за рулем не окажутся другие иностранцы с «вредными привычками».

Вот что сказал в недавнем интервью нашей газете руководитель следственного отдела по Петропавловску следственного управления СК РФ по краю Алексей Пузырев: «Водители общественного транспорта, которые в последнее время были привлечены к ответственности по ст. 238 УК («оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»), все как один - жители Узбекистана. Работодатель пригласил их сюда, дал мизерную зарплату и заключил с ними договор об оказании услуг, по которому переложил на них всю ответственность за техническое состояние транспортных средств... В итоге, пассажирские перевозки осуществлялись на автобусах с неисправными тормозами и рулевым управлением».

Заходя в автобус, мы сразу понимаем, с кем имеем дело.

Летом этого года городской отдел контроля в сфере благоустройства проверил ИП, которые занимаются пассажирскими перевозками. Практически во всех автобусах установлены факты наличия мусора, грязи, нецензурных надписей. Нерадивым предпринимателям пригрозили лишением лицензии. Но это мало что изменило.

Возвращаюсь к вопросу, с которого начал разговор: для кого ремонтируют дороги Петропавловска? Выходит, в первую очередь - для таких вот «раскайфованных» водителей и коммерсантов, для которых не существует ни законов, ни правил, ни тем более общего графика движения. Куда же мы с ними приедем?

 

Автопарк – последний из могикан

Этот транспортный беспредел давно бы захлестнул Петропавловск, если бы ему не противостояла группа компаний, созданных на базе автопарка. В свое время автопарку пришлось тяжело. Но коллективу удалось его сохранить. Сначала он стал холдингом трех муниципальных предприятий. В мае 2011 года они акционировались.

Автобусный парк Петропавловска – сегодня единственная в крае организация в сфере наземных пассажирских перевозок, которая награждена почетным дипломом Министерства транспорта России.

У него своя база, сертификат на техническое обслуживание транспорта, диспетчерская. Все рабочие места аттестованы. Основу коллектива составляют работники старого автобусного парка, наши земляки. Это люди с большим опытом, которые еще хранят культуру вождения и уважение к пассажирам. Перед рейсом они проходят медицинское освидетельствование (меддеятельность лицензирована). Садясь к ним в автобус, можно быть спокойным за свою безопасность.

Кроме того, предприятие несет социальную нагрузку. Оно обеспечивает доходом 300 камчатских семей. По налогам и зарплате долгов нет. Налоговые отчисления составляют 2 млн рублей каждый месяц. Полный социальный пакет. Кто из ИП и ООО, пришедших в эту отрасль, может сказать о себе такое?

Но, увы, надежное качество работы и социальная значимость не гарантируют стабильного будущего. На Камчатке угробили уже не одно крупное предприятие, за которым стояли сотни судеб, ради сиюминутных, порой корыстных интересов. Автопарк испытал это на собственной шкуре. И теперь, когда у него появился новый шанс, он опять ходит по краю.

Не хотят понять отдельные чиновники, что нельзя ставить в один ряд такую серьезную организацию с фирмой, у которой нет даже постоянного места стоянки для своих автобусов (бросают машины там, где ночь застанет). Да, такая фирма может предложить муниципальным властям меньшую цену на свои услуги. Но не надо спешить делать в ее пользу выбор. Для начала стоит задуматься, за счет чего такая дешевизна. Объяснение простое: экономия на ремонте машин, зарплата «в конверте» и никакой социальной ответственности. А кто работает в подобных компашках, уже сказано выше. Сегодня, окончив автошколу и получив права нужной категории, человек вправе сразу сесть за руль городского автобуса. Как получали права и опыт водители, прибывшие к нам с Кавказа и Средней Азии, судить не берусь. Но их квалификация вызывает вопросы. К слову, заявленная потребность транспортных компаний в «гастарбайтерах» на 2012 год составляет еще 140 квотируемых рабочих единиц.

Я не националист и не ксенофоб. Но мне бы хотелось, чтобы деньги, заплаченные мной за проезд (как минимум, 8,3 тысячи в год), оставались в моей стране, а не уходили в страну, которая ничего для меня не сделала. Еще мне не нравится, когда гости ведут себя как хозяева. А именно это я все чаще наблюдаю на наших дорогах.

 

Следующая остановка «Светлое будущее»

Те автобусные фирмочки, которые занимаются демпингом, ждут только одного: когда рухнет автобусный парк Петропавловска. Когда это произойдет, дешево они уже не возьмут. Тогда мы узнаем их истинную цену. Но хочется им сказать: не дождетесь!

 

Как бы ни было трудно нашему автопарку, а он живет и даже развивается. Его автобусы теперь оснащены навигационной системой ГЛОНАСС. Эти расходы влетели в копеечку, но надо идти в ногу со временем и новым техническим регламентом. Теперь с диспетчерской предприятия можно следить за соблюдением графика движения по городским и пригородным маршрутам, пробегом, расходом топлива. В перспективе это позволит создать систему учета перевозок льготных категорий пассажиров, внедрить электронный проездной билет и т. д.

А сегодня задача №1 для предприятия – обновить подвижной состав, который состоит из 60 корейских автобусов «Дэу», купленных еще в 1990-х. Эти машины показали, что гораздо лучше российских аналогов подходят для наших дорог, в то же время значительно дешевле. Они надежны, но не вечны. Пробег на каждый автобус составил уже по 1 млн км! Им нужна замена. Самое правильное - искать ее в Южной Корее.

Делать это надо срочно, так как с января 2012 года корейский автопром полностью переходит на выпуск автобусов стандарта евро-4. Этот экологический стандарт требует особого топлива. Переходить на него чересчур дорого и технически сложно. Так что надо успеть приобрести автобусы более привычного стандарта евро-3 до конца 2011-го.

У автопарка нет своих средств на такую покупку. Пока он был муниципальным предприятием, взять кредит в банке ему было трудно, а городские власти не спешили помогать деньгами. Пришлось акционироваться. Теперь схема получения кредита упростилась.

«Мы изучили предложения банков, - говорит гендиректор ОАО «Автобусный парк» Михаил Решетняк. - Наиболее выгодные условия предложил «Солид-Банк». Кредит рассчитан на 7 лет. В качестве залога выступает весь наш имущественный комплекс. Для предприятия это тяжелая ноша. Но технику необходимо обновлять, иначе не будет развития. Подчеркну, что речь идет о покупке именно новых автобусов, а не использованных».

Для заключения кредитного соглашения в ОАО «Автобусный парк» подготовлен бизнес-план на 7 лет, в котором учтена сегодняшняя стоимость проезда, без дальнейшего его роста. Значит, на пассажиров не ляжет дополнительное бремя оплаты.

Всего планировалось купить до 50 машин. Но не вовремя подорожал доллар. Пришлось остановиться на 40 единицах. Первая партия из 20 автобусов скоро прибудет в Петропавловск. Когда они появятся на дорогах, станет еще более очевидной необходимость выгнать из города весь железный хлам, который именуется у нас «общественным транспортом».

Новые автобусы требуют более качественного обслуживания. Так что автопарк еще и обновит свою техническую базу. М. Решетняк мечтает в будущем одеть своих водителей в красивую форму и белые перчатки, как в лучших городах. А почему бы и нет? Может, с обновления автопарка как раз и начнется кардинальное переустройство городской среды Петропавловска.

 

Николай ГОРЕЛОВ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.