Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Ищите жёлтые ценники!

18:41
3513

С октября в некоторых магазинах и торговых центрах Петропавловска и Елизова появились желтые ценники с надписью «социальная цена». Снижение цен – это результат комплекса мер, принятого правительством Камчатского края для стабилизации ситуации на продовольственном рынке. Сегодня на вопросы «КК» о том, как удается стимулировать снижение цен, отвечает министр экономразвития и торговли Камчатского края Марина СУББОТА. 


- Марина Анатольевна, что заставило правительство края задуматься о такой программе?

- Мы все видим, что происходит на рынке: инфляция есть, цены растут. Оставаться в стороне власть не может. С одной стороны, покупательская способность отдельных категорий граждан выросла. Но мы не можем забывать о социально незащищенных слоях. Необходимо реагировать, искать выходы. По поручению губернатора правительством Камчатского края был разработан комплекс мер по снижению цен на социально-значимые продукты. Мы действовали в двух направлениях. Первое – это торговые сети. Ведь особенности камчатского рынка таковы, что, в основном, камчатцы питаются привозной продукцией. Мы обратились к крупным продавцам края с просьбой снизить торговую наценку. Предложили им перечень продуктов (масло, крупа, мука и др. продукты первой необходимости), чтобы они из этого списка выбрали для себя, и по каждой группе снизили наценку на 1-2 вида.  Спасибо нашим торговым компаниям, которые откликнулись на эти предложения. Первыми это сделали наши крупные торговые сети – «Шамса», «Агротек-маркет», «Кампиво-маркет».  В итоге, оптовая надбавка на эти виды товаров была снижена с 12 до 8 процентов, а розничная – с 30 до 15 процентов. Мы продумали, как сделать, чтобы покупатель легко ориентировался и быстро находил в ассортименте товары по сниженным ценам: на такой продукции имеется желтый ценник.

Второе направление – это местные производители. Их доля на рынке тоже заметно подросла. Если брать основные продукты питания, то здесь картина такова: мясом Камчатка обеспечивает себя чуть больше, чем на 11 процентов, молоком – на 30 процентов, яйцом – на 80-90 процентов, картофелем и некоторыми другими овощами открытого грунта – на 100 процентов. Ну и хлеб, конечно, 100-процентно наш, камчатский. Помимо этого, у нас есть и перерабатывающая промышленность: рыбная продукция, колбасы, полуфабрикаты… Со многими производителями также удалось договориться о снижении цен.

 

- Сколько предприятий уже участвует в этой программе?

- На сегодняшний день подписано 21 соглашение. Но список открыт, и мы надеемся, что найдутся еще желающие поддержать программу. По данным нашего мониторинга, в последние недели цены были снижены на 15 товаров. Нужно отметить, что по овощам  (в частности, по картофелю) местами удешевление было даже на 1/3. Это объясняется еще и сезонным, после уборки урожая, падением цен, но производитель заявил, что эту планку будет держать и дальше.

 

- Как краевая власть стимулирует местных производителей на снижение цен?

- Если говорить о производителях хлеба, то им мы предложили такой вариант. Не секрет, что в себестоимости хлеба большая часть затрат – это доставка муки. В рамках программы по поддержке пищевых и перерабатывающих предприятий правительством было предложено субсидирование 95 процентов транспортных расходов. Надо отметить, что раньше данная мера действовала для предприятий, которые расположены в районах Крайнего Севера. Сегодня мы дали эту компенсацию производителям края, которые держат основную долю рынка. Мы ориентировались именно на крупных производителей, потому что они обеспечивают хлебом не только Петропавловск, но и районы, несут значительную социальную нагрузку, дают рабочие места. На эту действенную меру поддержки наши хлебопеки откликнулись сразу – снизили цены на продукцию. А вторым этапом они снизили торговую наценку в своих торговых сетях до 10 процентов. В целом, булка хлеба подешевела на 12-19 процентов. Вы понимаете, что речь идет не обо всем ассортименте хлебобулочных изделий. Было определено несколько сортов – это  ржано-пшеничные хлеба, в частности, «Дарницкий» – по статистике самый популярный у нас сорт хлеба.

Теперь что касается других видов стимулирования. На следующий год для наших производителей мы запланировали снижение энерготарифа на 50 процентов.  Для сельхозпроизводителя эта мера поддержки действует уже не один год, а вот для предприятий пищевой и рыбной промышленности она была отменена. Но сегодня правительством края принято решение о ее возобновлении.  В проект бюджета Камчатского края заложены средства, и с 1 января 2012 года сниженный на 50 процентов энерготариф получат перерабатывающие предприятия пищевой и рыбной промышленности.  Что касается рыбоперерабатывающих предприятий, то льготный тариф на электричество будет распространяться только на ту продукцию, которая реализуется в крае. У нас есть данные по рыбной продукции, которая идет на местный рынок, согласно этим цифрам мы и будем устанавливать объем лимитов для каждого переработчика.  На снижение вполовину энерготарифа для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности на следующий год краевой бюджет выделит около 50 млн рублей, и еще порядка 60 млн – для сельхозпредприятий. 

Помимо этого, разработана программа, которая предусматривает реализацию мер по техническому перевооружению предприятий: если раньше в этом участвовали только сельхозпредприятия, то теперь прибавится и перерабатывающая   промышленность. Плюс предусмотрено субсидирование процентной ставки по кредитам для производителей. Я думаю, что все эти меры вкупе позволят сдержать цены и дадут толчок для развития нашим пищевым предприятиям.

 

- Цены значительно снижаются и тогда, когда производитель имеет прямой контакт с покупателем, без посредничества торговых сетей. Ярмарка – как раз тот случай.

- Действительно, это – прекрасный выход. В прошлом году в крае нам удалось провести 23 ярмарки. Очень хотелось, чтобы у нас была постоянно действующая ярмарка в Петропавловске. Мы ведем переговоры с мэрией, надеюсь, придем к соглашению. Ведь есть такой опыт у наших соседей, в Хабаровске, где ярмарки проходят каждую неделю. Д и наш Елизовский район – тоже отличный пример для подражания. Когда ярмарка работает постоянно, например, в выходные дни, то покупатель привыкает и очень активно использует эту возможность. 

 

Беседовала Яна ЩЕГОЛИХИНА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.