Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Приставам России 146 лет

17:00
3650

Немного истории

Подумать только – почти 1,5 века назад в России появились судебные приставы! Хотя, строго говоря, было немного не так: классический пристав, которого мы знаем сегодня, начал работу гораздо позже. А 1 ноября 1865 года по новому стилю император Александр Второй заложил основы деятельности службы, утвердив положение о введении судебных уставов. Этот документ определял сферу и порядок деятельности судов, а также процесс возврата долгов после судебного решения. Тогда судебные приставы относились к судам, поначалу работали только в крупных городах Российской империи. В глубинке исполнительные функции возлагались на полицейских.

На Камчатке первый судебный пристав появился уже после революции – в 1919 году приступил к обязанностям Антоний Кияшко, бывший священник Командорского уезда. В СССР служба исполнителей крепла, но кардинальных изменений не претерпевала. Точки над «i» расставили 1990-е годы  – с приходом демократии многократно возросло количество обращений в суды различных уровней, в той же прогрессии увеличились и объемы исполнительных производств. Остро встал вопрос о выведении судебных приставов из состава судов и формирования самостоятельной службы. Что и произошло в 1997 году с принятием федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Служба судебных приставов Камчатки была сформирована в январе 1998 года.

День судебного пристава отмечается только 3-й раз – он стал официальным 2 года назад согласно указу Президента Российской Федерации  от 8 сентября 2009 года №1019.

 

Камчатские приставы сегодня

Краевое управление насчитывает почти 700 человек. Но это не только отделы судебных приставов-исполнителей, в которые непосредственно общаются взыскатели и должники. Есть еще отделы, без которых в принципе невозможно качественное исполнение судебных решений. Например, всегда на страже судебные приставы по розыску имущества должников. Казалось бы, какая связь между судебными приставами и розыском, который принято относить к сфере деятельности органов внутренних дел. Но нет, должники – публика скрытная, свое имущество зачастую прячет, и надежно. Здесь и начинается работа «розыскников», которые устанавливают местонахождение должников и их имущества не только на территории Камчатского края, но и в других субъектах Российской Федерации. Именно в части розыска происходит наиболее тесное сотрудничество с другими структурами. Так, благодаря базам данных УВД, налоговой, таможни и, конечно, Интернет-ресурсам, розыск имущества проводится оперативно. Это позволяет судебным приставам исполнять решения судов качественно и в срок.

Должники, уклоняющиеся от исполнения судебного решения, рискуют не только своим имуществом, но подчас даже свободой.  Согласно ст.157 и 315 УК РФ злостное неисполнение решения суда либо уклонение от уплаты алиментов может караться штрафом, исправительными работали или судимостью. Надо заметить, что уголовный срок следует крайне редко, но в любом случае неисполнение решения суда чревато серьезными последствиями. В обществе бытует мнение, что уголовное дело вправе возбуждать только органы прокуратуры и УВД. В данном случае это неверно. Такое решение принимает дознаватель службы судебных приставов, он проводит расследование, а уже потом передает материалы в суд. Но отметим: прежде чем идти на крайние меры, судебные приставы несколько раз предупреждают должников о грозящей им ответственности.

Помимо розыска и дознания, есть еще отдел исполнительного производства, реализации, противодействия коррупции (без него в наше время никуда), контрольно-ревизионный отдел и многие другие. Такая структура позволяет оптимизировать работу службы судебных приставов, сделать ее прозрачной, легко контролировать движение денежных масс.

Отдельной строкой в УФССП России по Камчатскому краю прописаны судебные приставы по ОУПДС, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов. Они всегда во всеоружии (кстати, арсенал весьма разнообразен - от газовых баллонов до автоматов), но применять силу им приходится крайне редко, хотя проносить в суды запрещенные предметы (холодное или огнестрельное оружие, колюще-режущие предметы) люди пытаются часто, каждый месяц на Камчатке регистрируются десятки таких случаев. Все эти попытки пресекают судебные приставы по ОУПДС.

 

Судебный пристав-исполнитель – это звучит гордо!

Розыск, дознание, ОУПДС – это отделы узкой направленности, или специфические если хотите. А судебный пристав, как его принято воспринимать в обществе, именуется гордо: судебный пристав-исполнитель, то есть именно он непосредственно исполняет решения суда. Не могу сказать, что это человек номенклатурный, но документации ему хватает: отдельно взятое исполнительное производство (а таких у каждого пристава тысяча) – это пухлая папка документов, в нее занесены все данные. По этим документам легко отследить ход исполнительного производства и его исполнение.  Эти материалы, кстати, вправе просматривать, копировать должники и взыскатели.

Но если бы работа судебного пристава-исполнителя начиналась и заканчивалась в кабинете, то с ней справился бы любой выпускник вуза с юридическим дипломом. А как же тогда пресловутый талант и чутье, о котором часто говорят приставы со стажем? На самом  деле судебный пристав-исполнитель на месте не сидит, он выезжает на встречи со взыскателями, посещает организации, которые помогают проверить имущественное положение должника (а это Пенсионный фонд, налоговая, служба занятости и др.). А чего стоят «походы» по адресам должников! Мягко выражаясь, дело это нервное – подчас должники в выражениях не стесняются, на контакт не идут. В раздраженных нотках разговора иногда проскакивают и угрозы, случаются и попытки нападения на приставов-исполнителей. (Но все они пресекаются сотрудниками группы быстрого реагирования.) К такому отношению приставы не то чтобы привыкли, но научились игнорировать. Неуравновешенные натуры в приставах не задерживаются.

 

Мифы о судебных приставах

Есть тема, которая судебных приставов-исполнителей все же задевает. Это стереотипы в обществе, которые к реалиям не имеют никакого отношения. Мы попытаемся их развенчать.

«У судебных приставов непомерно высокие доходы». Ну, соотношение доход/потребности – понятие растяжимое, сегодня зарплата судебного пристава-исполнителя,  в   среднем, составляет 25-30 тысяч рублей. С учетом, что государственным служащим, к которым относятся судебные приставы, запрещено подрабатывать, доходы корректнее назвать скромными. Даже исполнительский сбор, который приставы взыскивают за свою работу (он составляет 7 процентов от общей суммы взыскания), целиком перечисляется не в зарплатный фонд, а в федеральный бюджет.

«Судебные приставы значительно экономят, покупая за бесценок арестованное имущество». Ну, тут судебные приставы нервно посмеиваются. Ведь реализацией имущества занимается самостоятельная служба – Росимущество, которая и проводит аукционы. Наоборот, в отличие от любого другого человека пристав не вправе покупать арестованное имущество – законодательством это рассматривается как проявление коррупции, наказание следует жесткое.

«Созданы все условия, чтобы судебные приставы брали взятки». Глупо будет утверждать, что ряды приставов кристально чисты, ведь случаи коррупции случались и в этой структуре. Но система контроля построена таким образом, чтобы искоренить такие эпизоды. Например, в Камчатском управлении работает отдел по противодействию коррупции, контрольно-ревизионный отдел (его проверки всегда неожиданны), отдел организационно-контрольной работы. В общем, работа приставов-исполнителей изучается всесторонне и очень детально.

«Судебные приставы – это современный рэкет, обирающий население». На судебных приставов распространяется этика поведения гражданских служащих. Если пристав ведет себя некорректно, значит, нарушает закон. Работа приставов по взысканию средств – это не причина, а результат. Результат судебного решения, справедливость которого не принято оспаривать в обществе. К тому же у исполнительного производства всегда есть оборотная сторона – взыскатели, так что приставы не забирают, а возвращают.

 

Итоги работы

Одним из главных показателей качества работы судебных приставов является перечисление в федеральный бюджет исполнительского сбора. Эта сумма за  9 месяцев 2011 года превысила 65 млн рублей (что на 22 млн рублей больше по сравнению с тем же периодом 2010 года). В целом, за 9 месяцев 2011 года камчатские приставы перечислили в бюджеты различных уровней более 1 млрд рублей (это налоги, штрафы, исполнительский сбор и др.).

Судебные приставы Камчатки ведут активную работу по возвращению средств населению края. Так, в нынешнем году взыскание по зарплате составило почти 52 млн рублей (это на 16 млн больше прошлогодних показателей).

В своей работе судебные приставы сделали акцент на более плотном взаимодействии с населением – круглосуточно звонки от граждан принимаются по телефону доверия (26-62-48). Люди обращаются по различным вопросам – начиная от взыскания алиментов (в работе судебных исполнителей это самая сложная тема) и заканчивая жалобами на поведение приставов. Все обращения берут на контроль заместители руководителя управления ФССП России по Камчатскому краю, принимаются соответствующие меры.

Кроме того, с целью профилактики неправомерных действий со стороны судебных приставов любой желающий может прийти на прием к руководителю управления, его заместителям, начальникам отделов. Для удобства граждан прием ведется также в вечернее время и в выходные (график приема размещен на сайте управления:  www.r41.fssprus.ru).

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.