Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

«Генерал»

19:15
16394

Валерий Воробьев создал и более 20 лет возглавлял предприятие, ставшее важной частью экономики Камчатки.

Об истории «АКРОСа» много рассказано и написано. А вот о его генеральном директоре известно не так много.  Наша газета решила восполнить этот пробел.

 

В начале пути

Валерий Воробьев родился в Уссурийске. Его отец - военный, служил на советско-китайской границе. Район был неспокойным. Отца часто переводили с одного участка на другой, поэтому семье пришлось немало поколесить по Приморскому краю.

Быт был суровый. Атмосфера напряженная. Но когда растешь в таких условиях, принимаешь их проще чем взрослые. Дети войны не боялись, они верили: случись что, наши обязательно победят.  

Окончив среднюю школу, Валерий Воробьев решил поступить во Владивостокский политехнический институт. Но не прошел по конкурсу. Зато удача улыбнулась ему при поступлении в Дальрыбвтуз. Воробьеву тогда исполнилось 16 лет.

Первую практику проходил матросом на дизель-электроходе «Каменогорск». Явившись на судно, Воробьев получил спецовку и «шкрябку», чтобы сдирать ржавчину. Трудовой путь начал с чистки и покраски судового корпуса.

Это был 1964-й. В ноябре Валерий отметил 18-летие. А в декабре «Каменогорск» вышел в море. Штормило уже основательно. Молодой курсант с первых дней испытал все тяготы рыбацкой профессии.

Встав на рейде Петропавловска, экипаж принимал продукцию с консервного завода. Сойти на берег в тот раз так и не удалось. На город смотрели с борта судна. Воробьев вспоминает: столько снега раньше никогда не видел. Тогда он еще не знал, что его судьба окажется надолго связанной с Камчаткой.

 

Курс – на Камчатку

В студенческие годы Валерий должен был сам себя содержать. Поэтому брал на себя лишнюю работу во время практик, в свободное от учебы время подрабатывал грузчиком. Нелегко приходилось, но мореходку не бросил. Получив в 1969-м квалификацию инженера-механика со званием штурмана дальнего плавания, был направлен в Камчатский рыбакколхозсоюз. С того же года начал работать в колхозе «Ударник» Карагинского района.

Вскоре по заданию предприятия отправился в составе команды принимать СРТМ «Верхолаз» с судоверфи им. Кирова. Перегнали его из Хабаровска в Петропавловск. На нем же пошел в Берингово море добывать сельдь, палтус, угольную рыбу. Рейс длился полгода. Работа нравилась. Но пришлось временно перевестись на берег начальником сетепошивочного цеха: супруга ждала ребенка, надо было находиться рядом. Потом Валерий снова ушел в море.

В 1971 году Камчатрыбакколхозсоюз направил его в колхоз им. В. И. Ленина, где он прошел путь от тралмастера до заместителя начальника отдела добычи.

Валерий Борисович не забыл тех, с кем работал в те годы, у кого учился, перенимал опыт. С особой благодарностью вспоминает капитана СРТМ «Камчатский пионер» Владимира Лохмана, в экипаже которого ходил на промысел сельди. С такими людьми можно было и в огонь, и в воду.

Вторая половина 1970-х стала для Воробьева еще одним важным этапом жизни.

 

Партия сказала: «Надо!»

Областной комитет КПСС заметил молодого обещающего специалиста. В 1976-м Валерию Борисовичу предложили должность инструктора отдела рыбной промышленности в обкоме. Предложение весьма престижное по тем временам. Впрочем, Воробьев принял его не только из карьерных соображений. Для него это была возможность увидеть рыбную отрасль в масштабе не одного предприятия, а всей области.

Работа оказалась далеко не кабинетной. Партийные органы тогда серьезно занимались хозяйственным строительством. Воробьев много ездил по побережью: колхозам, рыбозаводам и комбинатам. Приходилось выходить в море, наблюдать работу экспедиций. Обо всех проблемах рыбаков, которые видел, сообщал руководству. Вместе искали решение, подключали к этому Дальрыбу, Министерство рыбного хозяйства.

Отдел рыбной промышленности обкома тогда возглавлял Юрий Иньков (его преемником стал Геннадий Чернов). Юрий Алексеевич ныне живет в Москве. Они с Воробьевым до сих пор контакт не теряют. Встречаются, вспоминают былое. Вспомнить есть о чем, время было динамичное. Рыбаки Дальнего Востока своим трудом доказывали друг другу кто лучше. Камчатцы старались держать планку выше остальных.

В 1979 году обком КПСС направил Воробьева в колхозную систему на руководящую работу. Так он пришел в КМПО.

 

Новое назначение

Камчатское межколхозное производственное объединение (КМПО) было одним из крупнейших предприятий на Дальнем Востоке. Оно объединило 12 рыболовецких колхозов Камчатки. Его становление шло непросто, управление на первых порах хромало. Воробьева бросили на укрепление управленческого аппарата.

В октябре 1979 года он был назначен в КМПО заместителем начальника управления эксплуатации объединенного промыслового флота. Это была практически отдельная структура, со своим балансом (позже она будет переименована в управление промыслового флота - УПФ).

«Было много интересной работы, - вспоминает Валерий Борисович. – Перед нами стояла задача освоить промысел иваси. Требовалось модернизировать флот, внедрить новые орудия лова. Мы создали эффективную конструкцию кошельковых неводов. Стали применять гидропушки, которые отпугивали рыбу от ворот невода, пока те были открыты. Нам удалось повысить улов иваси до рекордных показателей: в 1985 году - 256 тысяч тонн!».

В начале 1980-х КМПО вошло в число лидеров рыбной отрасли страны. Устроиться сюда на работу считалось большой удачей. В то же время предвестники грядущего кризиса становились все более очевидными. Скоро рыбную отрасль накрыла волна потрясений. Пережить это смогли только те, кто быстро учился и умел мыслить стратегически.

 

Время выбора

В конце 1980-х ситуация для КМПО была угрожающей. Во-первых, пошел на спад промысел иваси, который стал для предприятия базовым. Во-вторых, советская экономика крепко буксовала в новых условиях. Флот предприятия был нацелен только на добычу, переработка не развивалась. Выходить на международный рынок было практически не с чем. Серьезным ударом для рыбаков стала и отмена льгот по подоходному налогу.

Рыбное хозяйство требовало новых подходов, технологий, судов. Воробьев был одним из немногих, кто это понимал. Он пытался доказать остальным, что перемены необходимы. Но руководство УПФ и парткома КМПО перемен не хотело. Излишне инициативного работника попытались «схарчить».

Спас его Иван Коваленко, руководитель КМПО. Иван Гаврилович сделал Воробьева своим заместителем по экономическим вопросам. Но заму полагалось быть членом правления, а некоторые члены правления приняли Воробьева в штыки. Тогда он получил в объединении должность начальника отдела внешнеэкономических связей. Это был не худший вариант: командировки за границу помогли освоить опыт, который потом очень пригодился.

Меж тем дела на предприятии шли все хуже. Не только отрасль, а вся страна летела в тартарары. Оставалось только два выхода: или закрывать контору, или все начинать с чистого листа. Коллектив выбрал второе. Но кому доверить руководство? Кандидатуру Воробьева поддержал почти весь коллектив УПФ. В декабре 1990 года на выборах руководителя управления он получил 98 процентов голосов. Эта победа не сулила ему легкой жизни.

 

На перекрестке

Было решено создавать на базе УПФ самостоятельную компанию. Если бы такой базой стало все КМПО, то это предприятие по уловам было бы сегодня впереди планеты всей. Но колхозы отказались присоединяться, и просчитались. В итоге, на плаву из них остались единицы.

Итак, в 1992 году Валерий Воробьев и его соратники создали одно из первых в новейшей истории Камчатки акционерных обществ. Обсудив различные варианты названий, остановились на самом подходящем – «АКРОС». Уже немногие помнят, что это первые буквы слов: акционерная компания рыболовецких и обрабатывающих судов. А еще «акрон» в греческом языке означает «вершина, граница». В начале 1990-х коллектив и вправду оказался на границе своих прежних достижений, где должен был выбрать дорогу. История показала, что выбор был сделан правильный.

Главной ударной силой «АКРОСа» стали 6 филейных траулеров, построенных на условиях бербоут-чартера. Именно Воробьев в свое время убедил предприятие войти в проект по строительству этих судов. Он снова оказался прав. Современный флот обеспечил «АКРОСу» развитие. Но для этого пришлось много и тяжело трудиться.

Чужой успех всегда вызывает зависть. «АКРОСу» много вредили.

Компания так и не смогла вернуть 40 тысяч тонн квот, потерянных в период губернаторства Машковцева, хотя судебные решения – в ее пользу.

Или взять историю 12-ти ярусных судов, построенных в Германии. «АКРОС» был вынужден брать на себя гарантии государства по обеспечению их квотами. Он сохранил эти суда для Камчатки и России, в то время как 9 филейщиков, построенных на тех же условиях для Сахалина, ржавеют сейчас в Китае. Ему же это вменяют в вину.

Замечу в скобках, что в начале 1990-х некоторые рыбные компании получили от страны в подарок целые флотилии. «АКРОС» свои суда у государства честно выкупил. И его теперь казнят! Где справедливость?

 

Новая глава

Назло врагам «АКРОС» остается в строю. Но очень трудно все время бороться за право спокойно работать. Возможно, это стало одной из причин, по которым руководство компании решило продать свои акции. Покупателем выступил рыбопромышленный холдинг из Мурманска «Карат». Немного обидно, что север распространяет влияние на восток, а не наоборот. Видимо, в Мурманской области не гнобили своих рыбаков как у нас, поэтому они развились до таких масштабов. В любом случае «АКРОС», его флот и береговая база с Камчатки не исчезнут. Значит, дело, начатое Воробьевым, еще будет приносить нам пользу. Хочется верить, что предприятие тоже получит пользу от вхождения в такой крупный холдинг.

Меж тем Валерий Воробьев уезжать пока не собирается. Видимо, он продолжит деятельность в «АКРОСе», но уже в ином качестве. Ему предстоит помочь новому руководителю войти в курс дела. 

А нам остается сказать спасибо Валерию Борисовичу за то, что он сделал для нашего края. Может быть, у него не все получилось. Как любой человек, он ошибался. Но что бы про него ни говорили, одно бесспорно: почти всю жизнь Валерий Воробьев работал на Камчатку.

Результат его решений, удачных и неудачных, верных и ошибочных, – мощное предприятие, 1,6 тысячи рабочих мест, более 100 наименований продукции, более 600 млн рублей налоговой отдачи в год, береговая база с новыми причалами, холодильником на 2 тысячи тонн, грузовым терминалом, цехом по изготовлению орудий лова, торговая сеть и т. д. Плюс к тому – вклад в строительство газопровода и Толмачевских ГЭС. Без Воробьева этого могло не быть.

 

Александр КЛИМОВ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

0
Татьяна 5 лет назад #
Все так. Хорошо, что написали.
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.