Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Главная гонка: история любви длиною в жизнь

18:00
4345

Путешествия, согласитесь, привлекают абсолютно всех. Вот только сейчас с этим манящим словом больше ассоциируются круизные лайнеры и самолеты. Ну, в крайнем случае, автомобили. И уж точно мало кто из нас, привыкших к комфорту и удобствам цивилизации, мечтает о далеком путешествии по всей России на велосипеде. А ведь есть на Камчатке люди, которые не только страстно желали проехать на 2-колесном «коне» вдоль границы нашей огромной страны, но и с успехом осуществили свою мечту. В этом году исполнилось 30 лет веломарафону «Камчатка – Магадан – Ленинград». Этот отчаянный (даже по оценке самих участников) поступок совершили пятеро парней, охваченных духом романтики и преданно влюбленных в велосипед. А влюбленные люди, как известно, способны на разные безумства…


Книга о любви

Наверное, этот юбилей, как и предыдущие знаменательные даты пробега, остался бы без особых торжеств, если бы не счастливое стечение обстоятельств – на минувшей неделе на Камчатку с презентацией своей книги о веломарафоне приехал один из его участников - художник, дизайнер, альпинист Сергей Лонгинов. Последние 20 лет он живет в Европе, там и появилась на свет его книга о «главной гонке» - так назвали свой самый долгий и трудный пробег велопутешественники.

- Наверное, пришло время отдавать долги, - так объясняет появление книги Сергей Лонгинов. – Идея родилась практически сразу, на финише в Ленинграде. Кто-то из нас тогда сказал: «А неплохо было бы написать об этом книгу». Но мы были слишком молоды, нас снова захватили приключения, мы еще долго колесили по Камчатке, прокладывали новые маршруты. И даже я, работая журналистом в камчатских СМИ, не мог себя заставить сесть за столь масштабный труд. А сейчас, когда страсти в наших душах странников улеглись, я пролистал дневники, которые каждый из нас вел во время пробега, мысленно вернулся на тот маршрут, и словно снова проехал от начала и до конца. И родилась книга. Она не только об этом полугодичном пробеге – в ней вся наша история любви к велосипеду, длиною в жизнь.

Книга оказалась живой и яркой, полной впечатлений, мыслей и переживаний пятерых камчатских парней, которые отважились на длинное, трудное и опасное приключение. Полгода - с весны до осени 1981 года - и 18 тысяч км по бездорожью, неизведанным тропам, с ночевками в лесу, поломками, интересными встречами и ежедневными маленькими победами, которые складывались в один большой триумф камчатских велоспортсменов.


За Травина!

История «главной гонки» началась в начале 1970-х годов. Тогда будущие члены велогруппы «ЗАВАЛ» (название собрано из первых букв фамилий участников – Заочный, Ананьев, Василенко, Аржаев, Лонгинов), а пока просто велолюбители, колесили на своих «железных конях» по тропам Камчатки, все глубже и глубже продвигаясь в непролазные и бездорожные места, неизведанные уголки полуострова. Все больше и больше захватывала спортсменов эта «дорожная жизнь», все теснее для них становилась Камчатка.

- Нашим безусловным лидером и старшим товарищем был Александр Заочный – самый опытный из нас, он уже успел прокатиться с прежними мэтрами камчатского велотуризма и по нашему полуострову, и даже по территории бывшего Советского Союза, - рассказывает Сергей Лонгинов. – А нам, более молодым участникам группы, только предстояло все эти маршруты пройти. И мы с энтузиазмом к этому приступили: проехали всю Камчатку вдоль и поперек: Усть-Большерецк, Эссо, Ключи, Усть-Камчатск. Крутили педали до конца трасс, какие только у нас тогда были. Попадались нам и по-настоящему дикие маршруты, где приходилось буквально пробираться с велосипедом на плечах. И вот все эти небольшие вылазки постепенно нанизывались на общую канву нашего опыта. И когда Камчатка для нас стала уже мала, мы начали заглядываться туда, на «большую землю». Был план пройти на велосипедах через север Камчатки, по западному побережью, и выйти к Магаданской области, были и другие задумки. А потом мы решили, что будет правильнее сделать посвящение нашему идейному вдохновителю, путешественнику Глебу Травину, который в конце 1920-х-начале 1930-х годов в одиночку прошел на велосипеде вдоль границ СССР. И вот 50-летию того знаменитого велопрохода мы и решили посвятить наш пробег, который начался в Магадане и завершился на Дворцовой площади в Ленинграде. К тому моменту состав «ЗАВАЛа» изменился – вместо Сергея Ананьева и Юрия Аржаева пришли Владимир Сафронов и Борис Емельянов. Но общий дух – легкого авантюризма и жажды приключений – остался. Полгода бок о бок, в суровых условиях, когда нервы измотаны до предела – это испытание для любой дружбы. Наше главное достижение, что мы не только дошли до намеченного финиша, но и сделали это вместе, сохранив команду и добрые отношения.


Главная гонка

Ранним утром 2 апреля 1981 года из Магадана выехали пятеро велосипедистов. Без фанфар и пышных проводов, тихо и незаметно двинулись ребята на своих 2-колесных «железных конях» вперед, к конечной цели, на Ленинград. Впереди – 18 тысяч км. Что ждет впереди – неизвестно. Как будут принимать путников в каждом встречном селе, поселке и городе – тоже неизвестно. Ночевать порой приходится прямо возле дороги, в окрестном лесу. Костер и горячий чай согревают путешественников совсем не по-весеннему холодными вечерами. План-минимум на день – 100 км. Но порой невозможно было пройти и половины – поломки техники, непогода или непролазный участок пути заставляли велосипедистов отклоняться от графика.

- Первый ремонт нас ожидал уже через 82 км после старта – на велосипеде Бориса Емельянова вылетел болт крепления «супера» (заднего переключателя передач), - вспоминает Сергей Лонгинов. – Наш механик Александр Заочный быстро справился с неполадкой. Надо сказать, что Александр – это человек, который всю свою жизнь изобретает велосипед. В прямом и самом хорошем смысле этого слова. Он у нас великий мастер - начиная с 1970-х годов, он делает новые, облегченные модели велосипедов из различных легких материалов. В ход идет все - горнолыжные палки, грифы бытовых пылесосов и многое другое. И ему, действительно, на несколько килограммов удавалось облегчить модели, которые существовали в то время - как правило, изделия Харьковского завода. Он и сейчас продолжает этим заниматься, и уже конкурирует с моделями карбоновых велосипедов, умудряется приблизиться к этим сверхлегким мировым образцам, используя самодельные звездочки и систему передач, изготовленную собственными руками. И, конечно, если бы ему в свое время предоставили оборудование, его конструкторская мысль смогла бы внести достойный вклад в мировое велосипедостроение. В общем, благодаря ему мы доехали до финиша на колесах, а не дошли пешком.

Но если «бездушные железки» еще кое-как выдерживали дальнюю дорогу, то вот живым людям, пусть и ведомым дерзновенной мечтой, порой приходилось нелегко. По словам Сергея Лонгинова, иногда нервы сдавали окончательно – от усталости, от отсутствия домашнего тепла и уюта, от того, что в городах люди смотрят на них как на бродяг, зачем-то шатающихся по стране…

- Мы много раз попадали в ситуации, когда начинали лучше узнавать друг друга, - говорит Сергей Лонгинов. – У нас бывали разногласия по поводу дальнейшего маршрута, порой у кого-то возникали соблазны воспользоваться попутным автомобилем и немного облегчить путь. Но каждый раз мы старались находить единственное верное решение. А однажды наша группа ненадолго разделилась, и мы продолжили путь вдвоем с Александром. На трассе Якутск - Невер мы остались без продуктов, а впереди – только дорога. Я говорю Саше, что если в ближайшее время не встретим какой-нибудь еды, порежем мое английское седло «Брукс» и сварим его. Так делал Дерсу Узала в тайге - накормил себя и своих спутников, порезав кожаный ремень своего карабина. Но, слава Богу, до этого не дошло – в итоге, мы нашли пропитание. Но такие моменты запоминаются. Мы рисковали, переправляясь через реку, готовящуюся к ледоходу, спали под открытым небом, голодали. Наверное, в любой мечте есть доля авантюризма. И деля друг с другом последний сухарь, мы спаивались в тот коллектив, который смог пройти такой большой путь.

На 168-й день путешествия велосипедисты въехали на Дворцовую площадь Ленинграда, к своей финишной точке. Кто-то тихо сказал: «Ну, вот и приехали…».

- Мы даже не думали о том, чтобы заявить официально о нашем пробеге, хотя у нас были все шансы попасть в Книгу рекордов, - говорит Сергей Лонгинов. – Мы были по-советски скромными ребятами, а за нас этого, конечно, никто не сделал. На Камчатке нас встречали хорошо, мы ездили с лекциями, я был даже на Командорах, демонстрировал там слайды о нашем пробеге местным аборигенам. Потом продолжали колесить по Камчатке, сделали несколько интересных маршрутов, в том числе - и в Долину гейзеров. Этот маршрут и сейчас можно осваивать, тем более что техника теперь более проходимая, не чета той, на которой в то время ездили мы.

Но, к сожалению, велодвижение на Камчатке уже не то, что было в наше время. Наш руководитель Александр Заочный, правда, до сих пор крутит педали с весны до поздней осени. Да и другие мои товарищи, которые остались здесь, тоже периодически седлают велосипед. Но с велодвижением стало сложнее. Трассы забиты автомобилями, ездить по ним уже просто опасно для жизни. Единственное, что остается камчатцам, – отправляться на велосипедах в леса, там разведывать тропы. Я не был на Камчатке 12 лет – сейчас, в основном, кручу педали в Лондоне, но вот сейчас приехал сюда и вижу – она по-прежнему удивительно красива, манит к себе…


Ольга ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ

Фото Виктора ГУМЕНЮКА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.