Сергей СМИРНОВ: «Взаимосвязь образования с требованиями рынка труда – это необходимость сегодняшнего дня!»
В декабре наш земляк, директор Камчатского политехнического техникума Сергей СМИРНОВ, был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени. Такие награды Родина дает только самым достойным, за особый вклад в развитие страны. Вклад Сергея Ивановича состоит в том, что он уже почти четыре десятка лет занимается воспитанием рабочих кадров для нашего края. Правда, в последние годы обучать, готовить рабочую смену становится все трудней. Менеджеры, юристы, экономисты… А еще лучше – банкиры и олигархи, вот что выбирает молодое поколение. Как в такие времена выполнять свои задачи техникумам и профучилищам? На этот счет у Смирнова есть свое особое мнение.
- Сергей Иванович, не спешит молодежь получать рабочие специальности…
- Не спешит. Мы многими десятилетиями приближали эту проблему. Боролись за всеобщую грамотность, навязали мнение, что без высшего образования – никуда не деться. В итоге, пришли к тому, что у нас практически все молодые люди идут за дипломом. А потом, получив его, не находят себе работы. Столкнувшись с этим, многие не могут переориентироваться – гордыня мешает: как же так, как я пойду работать руками, если у меня высшее образование. Менталитет наш мешает, он надеется, что система решит эту проблему за него. А системы-то уж давно нет. При социалистическом строе взаимосвязь между образованием и производством осуществляли государственные структуры: отраслевые управления кадров и учебных заведений посредством распределения выпускников и сроками отработки, подтвержденными законом. Это способствовало закреплению молодежи в регионах и на тех рабочих местах, которые нужны были стране. Сегодня эта связь утеряна. Образование живет само по себе, производство – само по себе. Хотя на примере других стран, например, Германии, жизнь показывает, что и при капиталистическом строе можно наладить эту взаимосвязь.
- Что же такого делают в Германии, до чего мы не додумались?
- Там есть понимание, что рыночные отношения диктуют необходимость занять свое место в этой системе. И там свое место учат находить с ранних лет. В Германии не надо заставлять учиться. Есть осознание и естественное стремление к понятной цели. Изучаются возможности конкретной личности, выявляются способности и таланты, и потом идет профориентация. Молодой человек знает, что сегодня он может стать классным рабочим. И он идет получать именно эту профессию. Почему? Потому что он уверен, что именно это у него получится, что он найдет работу и будет получать 3 тысячи марок в месяц, обеспечит приличный уровень жизни. Важно понять: какую бы стезю ни выбрал для себя человек, он должен сначала получить рабочее или ремесленное образование. В конечном итоге, художник должен уметь оформлять рамки, владеть столярным делом. Прикладные умения необходимы, чтобы человек чувствовал себя свободным, что бы ни происходило в экономике. И в той же Германии человек с высшим образованием в большинстве случаев владеет какой-то классной рабочей профессией или даже штучными навыками, которые ему позволят не остаться без куска хлеба с маслом.
Есть и другая выгода в этом – то, что называется истинным профессионализмом: если ты управленец на заводе, то ты должен знать свое производство от «А» до «Я», от винтика на станке до нюансов составления бизнес-проектов. Помимо системы образования, настроенной на компетентностный подход, важна и стабильность в экономике. Сегодня на Камчатке есть где трудиться. Но камчатцы не хотят туда идти, ибо уровень зарплаты не соответствует уровню жизни. Поэтому они сидят без работы, в то время как на полуостров завозят 5 тысяч гастарбайтеров, которые благоустраивают наш город и ремонтируют наши дороги за эти деньги с удовольствием. Так что проблем в этом направлении преодолевать придется много. Во-первых, нужно понять, что образование не должно быть автономным, оно должно быть открытым, реагировать на запросы рынка. А производство, в свою очередь, должно давать правильный заказ. Заказчик определяет чему учить, а образовательные учреждения – как учить. И начинать этот процесс надо не с техникумов и профучилищ, а со школы.
- Разве наша школа сегодня не пытается налаживать это через профильное обучение?
- Пытается, но это делается не системно, не в общем, а как-то разрозненно, точечно. У нас более 40 школ в краевой столице, и только в десятке из них введено профильное обучение. По большому счету должно быть так: вот есть 20 специальностей и рабочих профессий, необходимых сегодня экономике, значит, все эти профили должны присутствовать в школах. По закону общеобразовательная школа сегодня должна реализовывать индивидуальные учебные планы. Учебный план 8-9-х классов включает предпрофильную подготовку: это комплекс психолого-педагогических, организационных и информационных мероприятий, направленных на выбор выпускника 9-го класса рабочей профессии или будущего профиля обучения, ориентированного уже на получение высшего образования. От качества предпрофильной подготовки зависит жизненный путь школьника.
А теперь давайте посмотрим, насколько качественно это делается у нас. Анализ показывает, что учреждения профессионального образования фактически устранились от предпрофильной подготовки, или школы их подпустили к ученику недостаточно (выделив один предмет – «технологию», и то в скромных масштабах: 12 часов из 132). И результат не заставляет долго ждать. Сегодня 65 процентов выпускников 9-х классов идут дальше, в 10-й класс. Хотя экономика говорит, что за высшим образованием должны пойти лишь около 35 процентов. В итоге, многие обучаются в старшей школе без интереса, внешняя мотивация у них есть, а внутренней нет. Следующий шаг – случайное попадание в вуз (на платной основе или из-за отсутствия конкурса на поступление на бюджетное место). И вот он самый печальный исход – мы получаем специалиста, который не умеет работать. Он не востребован на рынке труда. Что ему делать? Кто виноват? А в это время рынок труда сигнализирует: нужен высококлассный сварщик. Но «специалист» с высшим образованием уже не способен услышать этот сигнал.
- Сергей Иванович, помимо нестыковки образования с реальной экономикой, есть ведь еще одна большая проблема – демографическая. Она-то тоже делает свое черное дело…
- Численность населения сокращается, во всех возрастных группах, конечно, и наших потенциальных учащихся тоже стало в разы меньше. Тут лучше всего скажут цифры. В 2001 году выпускников 9-х классов у нас было 6,5 тысячи человек. В этом году – 3 тысячи 200 человек. Надо понимать, что в ближайшие годы картина не изменится, ведь в нынешнем году в 1-й класс пошло всего 3,5 тысячи ребят. Статистика говорит о том, что к 9-му классу из них еще отсеется 10-13 процентов. То есть, в итоге, мы получим те же 3 тысячи с небольшим. И родилось в этом году всего 3,7 тысячи детей. То есть, по крайне мере, грядущие 15 лет мы не будем иметь прироста выпускников. На эти цифры и нужно ориентироваться. И необходимо понимать, что при такой малой численности населения к правильному ее распределению на рынке труда надо подходить с удвоенной щепетильностью.
- Осознание проблемы, правильный диагноз – это половина успеха. Важно еще и адекватное лечение прописать… Как вы сегодня на базе своего техникума «выздоравливаете»?
- Мы стараемся, насколько это возможно, приблизить образование к жизни. Опыт европейских стран показывает: чтобы вырастить компетентного специалиста, нужно процесс обучения частично проводить на производстве. И я говорю сейчас не о нашей системе практики, когда студенту вместо приобретения опыта по его профессии доверяют мести двор, а о том, что учебные часы в программе должны распределяться следующим образом: 2 часа - в учебной аудитории, 3 часа - на предприятии. Только в этом случае мы получим высококлассного профессионала!
В частности, нам удалось наладить неплохое взаимодействие с союзом строителей Камчатки. Заключены договоры о совместной образовательной деятельности с несколькими предприятиями. Это гораздо шире чем договор о практике. Это соглашение об использовании производственной базы для обучения. Например, судостроителей мы готовим на СРВ. И экзамены по этой специальности мы проводим на верфи. У нас бывали случаи, когда ребята, еще не окончив наш техникум, но набравшись опыта и показав себя на производстве, уже находили там работу.
Помимо этого, мы стараемся и в стенах нашего учебного заведения создать обстановку, максимально приближенную к условиям производства. Не так давно мы присоединили к своей структуре 1-е профтехучилище и модернизировали его мастерские. На сегодня я могу смело заявить, что такого оборудования и, в частности, такого современного сварочного тренажера нет больше на всем Дальнем Востоке.
Большую работу мы проводим не только с молодежью, но и помогаем людям зрелым найти свое место на рынке труда. При нашем учебном заведении мы организовали курсы дополнительного образования. А это – главный индикатор взаимодействия экономики с образованием. Это «скорая помощь», которая дает возможность очень оперативно реагировать на запросы экономики. Курсы допобразования показывают, кто нужен на рынке сию минуту. Взглянем в список специальностей: мастера обработки и добычи, сетевязы, сметчики на строительные объекты, операторы газораспределительной станции, повара, кадровые делопроизводители, сварщики и пр.
Но надо думать не только о сегодняшнем дне, но и о том, в каких условиях Камчатка будет готовить рабочие кадры завтра. Наш главный корпус начал строиться, страшно сказать, в 1942 году. Сегодня у него довольно большой дефицит сейсмостойкости, другие заведения среднего и начального профессионального образования живут не в лучших стенах. Мне видится решение проблемы так: необходимо построить единый центр профобразования. Под этот проект можно было бы выделить участок земли где-нибудь в районе будущей краевой больницы, возвести добротное, масштабное здание из нескольких корпусов, с общежитиями, спортзалами, столовыми, и на его базе обучать тем специальностям, которые будут отражать запросы реальной экономики. Этот центр помог бы эффективно готовить кадры для Камчатки.
Беседовала Яна ЩЕГОЛИХИНА