Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Кто в рабочие пойдет?

21:41
2792

Сергей СМИРНОВ: «Взаимосвязь образования с требованиями рынка труда – это необходимость сегодняшнего дня!»

В декабре наш земляк, директор Камчатского политехнического техникума Сергей СМИРНОВ, был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени. Такие награды Родина дает только самым достойным,  за особый вклад в развитие страны. Вклад Сергея Ивановича состоит в том, что он уже почти четыре десятка лет занимается воспитанием рабочих кадров для нашего края. Правда, в последние годы обучать, готовить рабочую смену становится все трудней. Менеджеры, юристы, экономисты… А еще лучше – банкиры и олигархи, вот что выбирает молодое поколение. Как в такие времена выполнять свои задачи техникумам и профучилищам? На этот счет  у Смирнова есть свое особое мнение.

 

- Сергей Иванович, не спешит молодежь получать рабочие специальности…

- Не спешит. Мы многими десятилетиями приближали эту проблему. Боролись за всеобщую грамотность, навязали мнение, что без высшего образования – никуда не деться. В итоге, пришли к тому, что у нас практически все молодые люди идут за дипломом. А потом, получив его, не находят себе работы. Столкнувшись с этим, многие не могут переориентироваться – гордыня мешает: как же так, как я пойду работать руками, если у меня высшее образование. Менталитет наш мешает, он надеется, что система решит эту проблему за него. А системы-то уж давно нет. При социалистическом строе взаимосвязь между образованием и производством осуществляли государственные структуры: отраслевые управления кадров и учебных заведений посредством распределения выпускников и сроками отработки, подтвержденными законом. Это способствовало закреплению молодежи в регионах и на тех рабочих местах, которые нужны были стране. Сегодня эта связь утеряна. Образование живет само по себе, производство – само по себе. Хотя на примере других стран, например, Германии, жизнь показывает, что и при капиталистическом строе можно наладить эту взаимосвязь.

 

- Что же такого делают в Германии, до чего мы не додумались?

- Там есть понимание, что рыночные отношения диктуют необходимость занять свое место в этой системе. И там свое место учат находить с ранних лет. В Германии не надо заставлять учиться. Есть осознание и естественное стремление к понятной цели. Изучаются возможности конкретной личности, выявляются способности и таланты, и потом идет профориентация. Молодой человек знает, что сегодня он может стать классным рабочим. И он идет получать именно эту профессию. Почему? Потому что он уверен, что именно это у него получится, что он найдет работу и будет получать 3 тысячи марок в месяц, обеспечит приличный уровень жизни. Важно понять: какую бы стезю ни выбрал для себя человек, он должен сначала получить рабочее или ремесленное образование.  В конечном итоге, художник должен уметь оформлять рамки, владеть столярным делом. Прикладные умения необходимы, чтобы человек чувствовал себя свободным, что бы ни происходило в экономике.  И в той же Германии человек с высшим образованием в большинстве случаев владеет какой-то классной рабочей профессией или даже штучными навыками, которые ему позволят не остаться без куска хлеба с маслом.

Есть и другая выгода в этом – то, что называется истинным профессионализмом: если ты управленец на заводе, то  ты должен знать свое производство от «А» до «Я», от винтика на станке до нюансов составления бизнес-проектов. Помимо системы образования, настроенной на компетентностный подход, важна и стабильность в экономике. Сегодня на Камчатке есть где трудиться.  Но камчатцы не хотят туда идти, ибо уровень зарплаты не соответствует уровню жизни.  Поэтому они сидят без работы, в то время как на полуостров завозят 5 тысяч гастарбайтеров, которые благоустраивают наш город и ремонтируют наши дороги за эти деньги с удовольствием. Так что проблем в этом направлении преодолевать придется много. Во-первых, нужно понять, что образование не должно быть автономным, оно должно быть открытым, реагировать на запросы рынка. А производство, в свою очередь, должно давать правильный заказ. Заказчик определяет чему учить, а образовательные учреждения – как учить. И начинать этот процесс надо не с техникумов и профучилищ, а со школы.

 

- Разве наша школа сегодня не пытается налаживать это через профильное обучение?

- Пытается, но это делается не системно, не в общем, а как-то разрозненно, точечно. У нас более 40 школ в краевой столице, и только в десятке из них введено профильное обучение. По большому счету должно быть так: вот есть 20 специальностей и рабочих профессий, необходимых сегодня экономике, значит, все эти профили должны присутствовать в школах.  По закону общеобразовательная школа сегодня должна реализовывать индивидуальные учебные планы. Учебный план 8-9-х классов включает предпрофильную подготовку: это комплекс психолого-педагогических, организационных и информационных мероприятий, направленных на выбор выпускника 9-го класса рабочей профессии или будущего профиля обучения, ориентированного уже на получение высшего образования. От качества предпрофильной подготовки зависит жизненный путь школьника.

А теперь давайте посмотрим, насколько качественно это делается у нас. Анализ показывает, что учреждения профессионального образования фактически устранились от предпрофильной подготовки, или школы их подпустили к ученику недостаточно (выделив один предмет – «технологию», и то в скромных масштабах: 12 часов из 132). И результат не заставляет долго ждать. Сегодня 65 процентов выпускников 9-х классов идут дальше, в 10-й класс. Хотя экономика говорит, что за высшим образованием должны пойти лишь около 35 процентов. В итоге, многие обучаются в старшей школе без интереса, внешняя мотивация у них есть, а внутренней нет. Следующий шаг – случайное попадание в вуз (на платной основе или из-за отсутствия конкурса на поступление на бюджетное место). И вот он самый печальный исход – мы получаем специалиста, который не умеет работать. Он не востребован на рынке труда. Что ему делать? Кто виноват?  А в это время рынок труда сигнализирует: нужен высококлассный сварщик. Но «специалист» с высшим образованием уже не способен услышать этот сигнал.

 

- Сергей Иванович, помимо нестыковки образования с реальной экономикой, есть ведь еще одна большая проблема – демографическая. Она-то тоже делает свое черное дело… 

- Численность населения сокращается, во всех возрастных группах, конечно, и наших потенциальных учащихся тоже стало в разы меньше. Тут лучше всего скажут цифры. В 2001 году выпускников 9-х классов у нас было 6,5 тысячи человек. В этом году – 3 тысячи 200 человек.  Надо понимать, что в ближайшие годы картина не изменится, ведь в нынешнем году в 1-й класс пошло всего 3,5 тысячи ребят. Статистика говорит о том, что к 9-му классу из них еще отсеется 10-13 процентов. То есть, в итоге, мы получим те же 3 тысячи с небольшим. И родилось в этом году всего 3,7 тысячи детей. То есть, по крайне мере, грядущие 15 лет мы не будем иметь прироста выпускников. На эти цифры и нужно ориентироваться. И необходимо понимать, что при такой малой численности населения к правильному ее распределению на рынке труда надо подходить с удвоенной щепетильностью.

 

- Осознание проблемы, правильный диагноз – это половина успеха. Важно еще и адекватное лечение прописать… Как вы сегодня на базе своего техникума «выздоравливаете»?  

-   Мы стараемся, насколько это возможно, приблизить образование к жизни. Опыт европейских стран показывает: чтобы вырастить компетентного специалиста, нужно процесс обучения частично проводить на производстве. И я говорю сейчас не о нашей системе практики, когда студенту вместо приобретения опыта по его профессии доверяют мести двор, а о том, что учебные часы в программе должны распределяться следующим образом: 2 часа - в учебной аудитории, 3 часа - на предприятии. Только в этом случае мы получим высококлассного профессионала!

В частности, нам удалось наладить неплохое взаимодействие с союзом строителей Камчатки. Заключены договоры о совместной образовательной деятельности с несколькими предприятиями. Это гораздо шире чем договор о практике. Это соглашение об использовании производственной базы для обучения.  Например, судостроителей мы готовим на СРВ. И экзамены по этой специальности мы проводим на верфи. У нас бывали случаи, когда ребята, еще не окончив наш техникум, но набравшись опыта и показав себя на производстве, уже находили там работу.

Помимо этого, мы стараемся и в стенах нашего учебного заведения создать обстановку, максимально приближенную к условиям производства. Не так давно мы присоединили к своей структуре 1-е профтехучилище и модернизировали его мастерские. На сегодня я могу смело заявить, что такого оборудования и, в частности, такого современного сварочного тренажера нет больше на всем Дальнем Востоке.

Большую работу мы проводим не только с молодежью, но и помогаем людям зрелым найти свое место на рынке труда. При нашем учебном заведении мы организовали курсы дополнительного образования. А это – главный индикатор взаимодействия экономики с образованием. Это «скорая помощь», которая дает возможность очень оперативно реагировать на запросы экономики. Курсы допобразования показывают, кто нужен на рынке сию минуту. Взглянем в список специальностей: мастера обработки и добычи, сетевязы, сметчики на строительные объекты, операторы газораспределительной станции, повара, кадровые делопроизводители, сварщики и пр. 

Но надо думать не только о сегодняшнем дне, но и о том, в каких условиях Камчатка будет готовить рабочие кадры завтра. Наш главный корпус начал строиться, страшно сказать, в 1942 году. Сегодня у него довольно большой дефицит сейсмостойкости, другие заведения среднего и начального профессионального образования живут не в лучших стенах.  Мне видится решение проблемы так: необходимо построить единый центр профобразования. Под этот проект можно было бы выделить участок земли где-нибудь в районе будущей краевой больницы, возвести добротное, масштабное здание из нескольких корпусов, с общежитиями, спортзалами, столовыми, и на его базе обучать тем специальностям, которые будут отражать запросы реальной экономики. Этот центр помог бы эффективно готовить кадры для Камчатки.

 

Беседовала Яна ЩЕГОЛИХИНА

Необходимо построить единый центр профобразования. Под этот проект можно было бы выделить участок земли где-нибудь в районе будущей краевой больницы, возвести добротное, масштабное здание из нескольких корпусов, с общежитиями, спортзалами, столовыми, и на его базе обучать тем специальностям, которые будут отражать запросы реальной экономики.

 

Сегодня 65 процентов выпускников 9-х классов идут дальше, в 10-й класс. Хотя экономика говорит, что за высшим образованием должны пойти лишь около 35 процентов.

Предлагаем узнать где лучше купить мужскую вышыванку. Вышиванку в Киеве надо покупать только в нашем интернет магазине.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.