Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Борьба с коррупцией: медицина бессильна

20:35
4773

В минувшем году следственное управление следственного комитета РФ по Камчатскому краю расследовало 6 преступлений в отношении главврачей медучреждений, которые заплатили наложенные на них административные штрафы из казны самих больниц и поликлиник, а не из собственной зарплаты. Как правило, речь в этих случаях шла о суммах, явно не способных причинить хоть сколько-нибудь заметный ущерб бюджетам учреждений здравоохранения. Зато эти дела контрастно увеличили статистику раскрываемости преступлений. Да не каких-то второстепенных, а конкретно коррупционных. 

Одна из попавших в жернова правосудия – Валентина Зиборова. Из пресс-релиза прокуратуры Камчатского края: «Зиборова В.В., занимающая должность главного врача ГУЗ «Краевой противотуберкулезный диспансер», будучи неоднократно привлеченной к административной ответственности в виде наложения административных штрафов, воспользовавшись предоставленными ей как руководителю муниципального учреждения полномочиями, желая избежать материальных затрат, использовала денежные средства ГУЗ «Камчатский краевой противотуберкулезный диспансер» на оплату штрафов, возложенных на нее как на физическое лицо, чем причинила имущественный вред Камчатскому краю на общую сумму 14 тысяч рублей».

Действия главврача следствие квалифицировало по ч. 3 ст. 160 УК РФ («растрата, то есть хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенная лицом с использованием своего служебного положения»). В соответствии с решением Петропавловск-Камчатского городского суда Зиброва понесла минимальное наказание – приговорена к штрафу в 30 тысяч рублей.

Главврачу следствие вменяло 8(!) эпизодов преступных деяний. Каждое – на целых 2 тысячи рублей. 8 административных протоколов – 8 эпизодов преступления. За что на молодого руководителя накладывались административные штрафы? За то что не приобрела противогазы для сотрудников, хотя на это не было выделено ассигнований (а не потому что выделенные деньги были потрачены на что-то другое). Наказывали за невыполнение санитарных норм для больных, которыми учреждение переполнено. Число больных растет, а диспансер не резиновый. Все палаты использовались по назначению, а не сдавались в аренду коммерческим структурам. Нарушения в части пожарной безопасности были сведены к нолю после того, как министерством здравоохранения Камчатского края были выделены средства на капитальный ремонт диспансера и оборудование его системой автоматической сигнализации. Можно ли было выполнить эту работу без соответствующих вложений из бюджета?

Валентина Зиборова работала в должности главврача противотуберкулезного диспансера с 2008 года. Коллектив ценил своего руководителя, памятуя о промахах прежнего руководства и вообще о тяжелых временах камчатской медицины.  Обращаясь с ходатайством к суду об освобождении от уголовной ответственности, представители коллектива писали: «Зиборова взяла на себя бремя руководства учреждением при полном экономическом развале, при отсутствии лицензий, при отсутствии помощи от властей. Диспансер представлял из себя в то время плачевную картину: облупившиеся стены, темные коридоры, рваный линолеум, прогнившие полы; сквозняки, гуляющие по палатам из-за старых оконных рам;  электрическая проводка, выключатели и розетки, не соответствующие нормам электробезопасности; отсутствие пожарной сигнализации. Изо дня в день она героически  приводила в порядок вверенное ей учреждение. Но невозможно было сделать все и сразу, на это требовалось время, а проверки проводились, выписывались предписания с замечаниями, которые невозможно было устранить в назначенные сроки. В результате чего назначались штрафы, это был просто замкнутый круг. Но она смогла совершить невозможное, сделать прекрасный качественный ремонт трех этажей здания без закрытия или выселения больных, всего за 3 месяца зимы. Да, было тяжело, некомфортно больным и персоналу больницы. Все понимали, надо потерпеть.  С пониманием  и уважением переживали неудобства. В то же время   она занималась получением лицензии на медицинскую деятельность. Помимо хозяйственных вопросов, она продолжала лечить больных туберкулезом, консультировать самые сложные случаи, выезжать в другие лечебные учреждения и районы Камчатского края. В ее период руководства было завершено строительство Паланского противотуберкулезного диспансера, оформлены все документы и получена на него лицензия. Много времени Зиборова уделяла  подбору кадров, обучению специалистов.  Самое важное, Зиборова смогла сплотить коллектив, сделать его единым целым и  дружным, как член профсоюза она своим примером заражала коллег неутомимым желанием  участвовать  во всех  мероприятиях, проводимых профсоюзом здравоохранения. Также прививала любовь  своим двум малолетним дочкам к общественной жизни коллектива (конкурсы, художественные выставки, посвященные знаменательным датам страны).  И где то в заботах, в суете об учреждении Зиборова, в силу неопытности пребывания на посту руководителя, упустила, не обратила внимания и не проконсультировалась по способу оплаты административного штрафа.  Можно ли назвать данное деяние опасным для общества?  Сумма, равная 14 тысячам рублей,  могла  ли  повлиять на жизнедеятельность учреждения, причинить вред? Мы, коллектив,  знаем и заявляем, что всегда поведение Зиборовой отличалось  честностью, справедливостью, бескорыстностью ко всему, что она делала…».

Кстати, 14 тысяч рублей главврач оплатила сразу, как только выяснилось, что   оплата штрафов за счет средств бюджета была незаконной. Но остановить пыл следственных действий это не помогло.

Сегодня роль руководителя учреждения здравоохранения уже далека от основных его функций – обеспечивать руководство лечебным процессом. Устоять от различных проверяющих инстанций, выполнить требования, которые выполнить физически невозможно. Устарело помещение – виноват главврач, не там расположено здание – виноват он же, хотя строилось здание (в нашем случае – противотуберкулезный диспансер) полвека назад, и в тот период это было допустимо. Нынешний руководитель сразу попадает под раздачу всевозможных штрафов, еще не приступив к работе. Руководитель должен создать комфортные условия для своих подчиненных, обеспечить теплом, светом, мебелью, спецодеждой и требовать от них высоких показателей эффективной работы. А кто даст руководителю помещения, которые будут отвечать современным СанПиНам? Что может сделать руководитель, что бы изменить место расположения здания или его площади? Неужели заняться стройкой?

Административный проступок в любом медучреждении – явление, которое сплошь и рядом. Неокрашенные панели, двери, отсутствие распашных окон, нарушения противопожарных норм. Найти в скудно финансируемой бюджетной сфере правонарушение никакого труда не составит. Добро пожаловать, господа проверяющие! Впрочем, в приглашениях они не нуждаются. Ряд учреждений, подведомственных региональному минздраву, подвергаются проверкам до 15 раз в год. Сам минздрав Камчатского края за прошедший год подвергся 18 проверкам.

Увы, в погоне за показателями борьбы с коррупцией результатом становится палочная система, когда реальные люди, готовые ответственно работать, попадают в тиски уголовных мер. А с теми ли коррупционерами боремся? Пример с главврачом Валентиной Зиборовой подталкивает к выводу, что это был не более чем сбор отчетных показателей. И не пример борьбы с коррупцией, а ее откровенная профанация.

В ходе следствия главврач Валентина Зиборова по собственному желанию, вопреки уговорам коллектива, оставила свою должность, сегодня является заведующей отделением. Уголовная эпопея сильно подорвала ее здоровье. Да и стало понятно, что заниматься собственно медициной в должности главврача практически невозможно.

 

Мария ШУПЕНИК 

 

Валентина Зиборова имеет награды:

- 2002 г. - грамота управления здравоохранения администрации Камчатской  области;

- 2004 г. - почетная грамота Совета народных депутатов Камчатской области;

- победитель профессионального конкурса «Лучший врач Камчатки 2006 года»;

- 2006 г. - почетная грамота Совета народных депутатов Камчатской области;

- 2006 г. - почетная грамота  областного комитета профсоюза работников здравоохранения РФ;

- 2007 г. - почетная грамота Министерства здравоохранения  и социального развития РФ;

- 2009 г. - награждена медалью Федора Гааза;

- 2011 г. - благодарственное письмо правительства Камчатского края.

 

Татьяна ЛЕМЕШКО, министр здравоохранения Камчатского края: 

-  Действительно, руководитель допустил ошибку. Но она была устранена, средства возмещены в казну учреждения. Кроме того, Валентина Зиборова имеет огромный стаж работы, много сделала для системы здравоохранения края, для населения. Несмотря на эти обстоятельства, уголовное дело было возбуждено. Хотя в данном случае было достаточно применить другие меры - например, за финансово-хозяйственный проступок, а не придавать этому делу такой размах.

Безусловно, количество проверок регламентируется законодательством. Но нельзя не отметить, что нарушения, которые выявляются в ходе проверок учреждений здравоохранения, связаны в большей степени  с дефицитом материально-технической базы, с отсутствием лицензий, которые медучреждения не могут получить в связи с тем, что в течение многих лет не проводились капитальные ремонты, не приобреталось медоборудование. А ряд учреждений не могут сегодня получить лицензию только потому, что их площади не соответствуют СанПиНам. Но ведь это не вина руководителя.

Вместе с тем административные штрафы в ряде случаев накладываются не на само медучреждение, что хоть как-то укладывалось бы в логику, а на личные средства главврачей. Хотелось бы взвешенного, дифференцированного подхода, чтобы проверяющие органы разделяли нарушения, где есть вина руководителя, и те нарушения, где от главврача не всегда что-либо зависит.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.