Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Учитель в глубинке: не сидим сложа руки

20:34
3751

Для того чтобы привлечь в сельские школы молодых педагогов, правительство РФ объявило о принятии беспрецедентных мер: каждому начинающему учителю, отправляющемуся на работу в село, выплатят 0,5 млн рублей подъемных и обязательно предоставят жилье. Сельским учителям государство оказывает и другие виды социальной поддержки. Достаточны ли они, чтобы педагоги могли полностью отдаваться работе и не тревожиться о хлебе насущном? Что вообще представляет собой современная сельская школа? Ответы на эти вопросы мы поискали в камчатской глубинке.

Мильковская общеобразовательная школа №2 – одна из лучших школ Мильковского муниципального района. Она была построена в 1974 году, в расчете на 840 учеников. Сегодня в ней обучаются 426 детей – это больше, чем в другой школе поселка, №1. Педагогический коллектив школы №2 стабильный и опытный, большинство учителей имеют солидный стаж, вместе с ними работают молодые коллеги. Наша сегодняшняя собеседница - Светлана ТЕРНОВЫХ, учитель, находящийся на профессиональном поприще в периоде «золотой середины»: уже достаточно опытный и в то же время увлеченный творческим поиском специалист.

Светлана Викторовна пришла преподавать в школу 16 лет назад, в середине 1990-х годов, когда большинство российского народа решало вполне конкретную задачу: добыть еды, чтобы накормить детей. О большем речь и не шла. Зарплаты не платились месяцами. Все мы помним истории о падающих в голодный обморок учителях, ведь в те годы педагоги и врачи стали символами нищенствующей интеллигенции в перерождающейся стране.

Сегодняшняя школьная жизнь кардинально отличается от того времени. Изменилось содержание школьной программы, материальное обеспечение и зарплаты учителей, изменились и дети – новое поколение требует новых подходов к обучению и воспитанию. Итак, мы отправляемся на экскурсию по современной сельской школе, и наш гид – Светлана Терновых, учитель младших классов, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Мильковчанка, сама выпускница 2-й школы, она окончила педагогическое училище и вернулась в родные стены «второго дома» уже в качестве преподавателя. Затем окончила заочно пединститут.

 

- Светлана Викторовна, среди ваших коллег много выпускников этой школы?

- Да, довольно много. 7 учителей точно были здесь учениками. Преподают у нас и выпускники мильковской школы №1. Среди молодых специалистов, которых у нас в коллективе 7, большинство родом из Милькова. Есть учительница из Сосновки и совсем издалека – из Краснодарского края. Все они стараются, выкладываются на 100 процентов, глядя как работают старшие коллеги. В нашей школе трудятся педагоги с очень высокой профессиональной квалификацией.

У нас есть заслуженные учителя России, 13 отличников образования и почетных работников просвещения. Многие награждены грамотами Министерства науки и образования России и Камчатского края. В нашей школе - самое большое число победителей муниципального конкурса «Педагог года»: за всю историю проведения 7 учителей заняли первые места. Мы постоянно участвуем в различных конкурсах педагогического мастерства. В нашем коллективе – 3 победителя конкурса лучших учителей Камчатского края на получение денежного поощрения, в сумме 100 тысяч рублей.

Так что нашим молодым специалистам есть с кого брать пример и у кого получить поддержку.

 

- Благодаря чему вашему коллективу удается добиваться столь солидных результатов?

- Прежде всего благодаря тому, что мы на высоком уровне держим методическую работу.

У нас постоянно проходит школа молодого учителя – для них проводятся открытые уроки, различные методические семинары, мастер-классы и другие мероприятия, кроме того они участвуют в конкурсе «Педагогический дебют», побеждают на муниципальном уровне и выходят на краевой.

Вообще, большое внимание уделяется повышению уровня квалификации всех учителей, не только молодых специалистов. В течение всего года у нас идут методические недели, в рамках которых проводится больше 30 открытых уроков. Каждая неделя посвящена определенной теме. В октябре, когда начинается школьный этап всероссийской олимпиады школьников, неделя посвящается одаренным детям. Наши педагоги показывают работу с одаренными детьми на уроках, проводят различные воспитательные мероприятия. В ноябре – неделя, посвященная здоровью. В декабре – качеству образования. Февральская неделя будет посвящена патриотическому воспитанию и работе с семьей. В марте сделаем акцент на эффективности урока, а в апреле – на интерактивных формах обучения. Таким образом, мы работаем по всем приоритетным направлениям, которые сейчас развиваются в образовании. Наши учителя не сидят просто так. Жизнь кипит бурно, каждую неделю вывешивается план работы. Я бываю во многих школах, в том числе и в Петропавловске, и редко вижу, чтобы висел такой план. Конечно, бывает тяжело, но мы считаем, что работаем правильно, поэтому у нас и результаты хорошие – и победы учителей в различных конкурсах, и достижения детей. Каждый год наша школа выпускает медалистов, большое количество призовых мест наши дети занимают на олимпиадах. А в этом году они все рекорды побили! 51 призовое место в районе! Сейчас участвуют в региональном этапе.

В нашей школе принята большая программа развития, в которую заложены целевые комплексные программы. Одна направлена на развитие одаренных детей, вторая на качество образования, третья называется «Шаги к здоровью», четвертая посвящена информатизации. Мы ставим себе задачу поднять уровень знаний наших учащихся на достойную высоту, чтобы они могли поступать в те учебные заведения, которые выберут. Например, сейчас надеемся добиться значительного повышения уровня знаний с 1-го класса с помощью введения новых стандартов.

 

- В чем преимущество новых стандартов для младших классов?

- Теперь главная цель учителя - формировать не знания, умения, навыки, как раньше, а универсальные учебные действия, чтобы с их помощью дети могли самостоятельно добывать знания из различных отраслей.

Конечно, не все так гладко как расписано, и иногда самим учителям не понятно, что написано в этих стандартах. Мы постоянно обсуждаем их, семинары проводим, на курсы ездим, словом, учимся учить детей по-новому. Уроки по-другому строим, они обязательно должны носить проблемный характер, и ученики сами должны ставить перед собой проблему, находить пути решения, и в конце урока решить ее и получить результат. Процесс интересен, и детей увлекает, им нравится ощущать себя исследователями, нравится, что они, как взрослые, решают важные задачи.

И уже сейчас наши учителя среднего звена готовятся встретить в своих классах этих детей, чтобы тоже учить по-новому. Я уверена, что они все смогут, потому что люди увлеченные.

 

- Вы работаете в школе 16 лет. Можете ли вы сказать, что новое поколение детей действительно отличается от предшественников?

- Да, это так. Дети очень изменились. Сейчас ребята свободнее выражают свои мысли, свободнее себя ведут. У них нет страха перед взрослыми, они предпочитают общаться на равных. В некоторых предметах они более способны, например, в математике: прямо видно, что дети растут. Но зато они слабее в русском языке, у них плохо развита речь, потому что мало читают, мало общаются. А вследствие этого и воображение плохо развито. Есть дети, которые воспитаны на книгах, сказках, рассказах – у таких заметна чистая любовь к Родине, осознанное бережное отношение к природе. И все дети отлично знают, что нужно сохранять экологию, что леса и реки должны быть чистыми, что нужно беречь свой край.

 

- Современные требования к образованию включают мощное техническое оснащение школ. Не отстаете ли вы в этом от городских коллег?

- Честно признаюсь, не все городские школы смогут сравниться с нашей по технической оснащенности. У нас этому уделяется большое внимание уже много лет – с тех самых пор, как стартовал национальный проект «Образование». Наша школа в 2006 году выиграла грант – 1 млн рублей. На него сразу же закупили мультимедийные проекторы и ноутбуки для учителей, которые начинали внедрять новые технологии обучения. С каждым годом парк компьютерной техники пополняется, в каждом кабинете установлены проекторы, подключен интернет – заходи и работай. Есть локальная сеть, работает сайт школы в глобальном интернете, у каждого учителя свой ноутбук. Теперь пошли дальше: приобретаем ЖК-телевизоры, в холле у нас уже висит большущий телевизор для ребят, покупаем в кабинеты. Любые наглядные материалы, таблицы и т.п. выписываются в изобилии. В учительской выкладывается каталог, и учителя выбирают себе диски, таблицы какие нужно.

Сейчас, в связи с внедрением новых стандартов, для младших классов приобретена новая техника: в каждом классе принтер, сканер, копировальный аппарат, интерактивные доски, учителям выдали фото- и видеокамеры. Конечно, все учебники для первоклашек новые.

Наш директор, Галина Алексеевна Лесина, по праву считается одним из самых эффективных администраторов в районе. Она по натуре новатор, одна из первых, еще в 1990-х годах, стала внедрять целевые комплексные программы. Наша богатая материально-техническая база – ее заслуга. Она делает все, чтобы было комфортно работать и учителю, и ученику, умеет нацелить на успех. Кстати, победителей олимпиад мы всегда поощряем ценными подарками от школы.

 

- А что лично вам нравится в работе учителя?

- То, что это творческая профессия, что никогда не стоишь на месте. Я за свою жизнь ни разу не повторила один и тот же комплект учебников. Значит, каждый раз новая подготовка к урокам, новые планы, плюс постоянно изучаем новинки, что-то интересное ищем. Я, например, через интернет дистанционно много обучаюсь, непрерывно повышаю квалификацию.

К тому же материальная сторона сейчас на достойном уровне. Есть так называемые стимулирующие выплаты: дал учитель открытый урок – ему начисляются баллы, потом выплачиваются надбавки, провел мероприятие, заняли твои ученики призовые места на олимпиадах – пожалуйста, показал хорошее качество и успеваемость на конец четверти – еще надбавка, так же и за итоговую аттестацию, и за ЕГЭ. При желании учитель может зарабатывать хорошо – это в его руках. Единственное что угнетает – это бумажный вал: от нас постоянно требуют различные отчеты, и на них уходит масса времени и сил. А в остальном есть все условия для профессионального роста и развития.

 

Эмма КИНАС

Фото из архива Светланы ТЕРНОВЫХ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.