Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

В ответе за яйца

20:20
3375

(Петропавловск в 1960 году – по архивным документам, материалам прессы и воспоминаниям современников)


В 1956 году в Петропавловске жило 72 тысячи человек, в 1960-м – 91 тысяча. За 1956-1959 годы в городе было введено в эксплуатацию 100 тысяч кв.м жилья. В 1960-м в областном центре насчитывалось 5.927 домов (из них 240 - каменных), общей площадью 412 тысяч кв. м. В среднем, на горожанина приходилось 4,5 «квадрата», при санитарной норме 9. В Петропавловске работало 40 промтоварных, 21 - продуктовый, 5 - молочных и 2 овощных магазина.

В 5 городских банях могли одновременно мыться 333 человека. Еще одна, на 4 км, строилась с 1957 года. 25 тысяч жителей пользовались услугами бань на ул. Ленинградской и ул.Ленинской. Между тем в банях на «СРВ» и в районе АКО было грязно, многие годы они не ремонтировались. Во всех банях не выдавались простыни, полотенца. На весь город было 2 прачечных. Открывшаяся в 1960 году при бане на ул.Ленинградской химчистка из-за недостатка химсредств за 4 месяца обработала всего около 400 вещей.

Парикмахерских в Петропавловске было 14. Несмотря на то, что на предприятиях и в учреждениях насчитывается более 10 тысяч женщин, «посадочных дамских мест» было только 7, а для маникюра – 4. На 6-м км и ул. Пограничной работали парикмахерские на квартирах у частных лиц - Липорт и Бугаевой.

В городе работало 8 ателье по индивидуальному пошиву одежды, 11 мастерских по ремонту обуви и столько же часовых мастерских.

В лечебных учреждениях Петропавловска насчитывалось 1.215 коек, в том числе 50 - в тубдиспансере и 9 - в психоизоляторе. Фактически не работала женская консультация. В таких районах города, как «Красная сопка», «Сапун-гора», ул. Рябиковская, отсутствовало лечение гинекологических больных и патронаж беременных.

В областном центре трудилось 230 врачей. Не хватало терапевтов, хирургов, педиатров, невропатологов. Оставляло желать лучшего медобслуживание детей, специализированную помощь они могли получить только в поликлиниках для взрослых. Как и прежде, поступало много жалоб на работу «скорой помощи».

Первую на Камчатке операцию на сердце сделала в областной больнице 7 января 1960 года хирург С. Хомченко. Ассистировала ей Р. Колодяжная.

Город испытывал большую нужду в детских дошкольных учреждениях: в 29 детсадах и 12 яслях насчитывалось, соответственно, 2.710 и 768 детей. Сады и ясли были переполнены, в большинстве отсутствовали «фильтры», карантинные группы, что приводило к массовым заболеваниям. Почти половина детских дошкольных учреждений находилось в антисанитарном состоянии.

Из 145 автобусов («ЗИС-155», «ЗИЛ-158», «ПАЗ-612») эксплуатировалось 119. У нескольких десятков машин не работали указатели правого поворота, отсутствовали правые подфарники, в салонах было грязно, пол кое-где залит маслом, а стекла правой двери разбиты и закреплены простой деревянной палкой.

В Петропавловске было 124 единицы такси (79 «Волг», остальные - «Победы»). Техническое состояние многих было неудовлетворительным, эксплуатировались они плохо: постоянных маршрутов нет, водители отдают предпочтение дальним рейсам (Елизово, Коряки, Паратунка), отказываются обслуживать пассажиров в черте города, так как это, по их словам, «не дает план». Дисциплина автобусников и таксистов низкая, часто наблюдается превышение скорости.

По этой причине весной 1960 года один из водителей разбил автобус на закрытом повороте, ударившись о встречный автомобиль. Другой автобусник, совершив подобное столкновение, ранил пассажирку. Третий при обрыве пальца рулевой тяги не сумел остановить переполненный автобус и опрокинул его в ручей. Четвертый наехал на бетонную плиту возле дороги, и та, сместившись, отдавила ногу пешеходу.

Таксисты также превышали скорость, в результате чего происходили ДТП: люди получали телесные повреждения, порой со смертельным исходом. В мае-январе в черте города и на загородном шоссе автоинспекция задержала 91 водителя легковых такси за превышение скоростного режима.

Большинство улиц не имело тротуаров, что заставляло людей ходить по проезжей части дороги. А там где они были, вода возле них скапливалась, и транспорт систематически обрызгивал пешеходов грязью.

Протяженность всех 105 улиц Петропавловска составляла 105 км. В 1956-1959 годах было построено дорог с бетонным покрытием и асфальтированием 14,3 км, а с простейшим гравийным - 21,5 км. Тротуары во всю длину улиц имелись лишь на улицах Ленинской, Советской, Красинцев, а также Озерновской косе (в одну сторону), частично - на улицах Индустриальной, Ленинградской и Ключевской. Плохо обстояло дело со строительством ливнестоков. Каждую весну во время таяния снега улицы затапливались водой, с сопок ручьями стекала земля и мусор.

Култушное озеро, вместо того чтобы оздоровлять и украшать город, превращалось в антисанитарный рассадник. Особенно захламлял его лесозавод «Камчатскстроя». Горожане, несмотря на запрет властей, продолжали разводить огороды на сопках, благодаря чему почва, эрозируясь, смывалась в озеро.

Не прекращалась и массовая вырубка крупных сопочных деревьев. 12 июня, например, на склонах сопки, прилегающей к поселку Индустриальному, было обнаружено 11 пней от свежесрубленных берез, диаметром от 13 до 25 см. Существующие посадки уничтожались при строительстве разного рода объектов. Строительные организации их, как правило, не озеленяли. Горкомхоз не следил за качеством высаживаемого материала. Не было ни одной улицы, где бы деревья принадлежали к одной породе, одному возрасту и одному виду.

Уход за высаженными деревьями, кустарниками и одернованными откосами центра города и ул. Ленинградской, отсутствовал. В результате, деревья гибли, откосы разрушались. Не велась культурная подрезка деревьев и кустарников. На 5 км (около лагеря заключенных) с 1959 года стояла засохшая и заросшая бурьяном лесополоса, и привести ее в порядок ни у кого не доходили руки.

Территории жилых домов, других построек, в том числе клубов, столовых, магазинов, были не благоустроены. Например, у клуба гидротехуправления разломана изгородь, скамеек две, и обе - грязные, ни одной клумбы, не говоря уже о детской площадке. Изорванный флаг на здании клуба, ранее красный, выгорел, сделался белым. Сама территория клуба выглядела как после разгрома.

Ряд крупных предприятий города, таких как «Камчатторг», трест столовых, горкомхоз, «Камчатскстрой», где работало от 800 до 1.500 человек, не имел никаких культурно-просветительных учреждений. «Красный уголок» СМУ-6, рассчитанный на 60 мест, располагался в сыром полуподвальном помещении. В большинстве из 9-ти городских клубов вся работа сводилась к демонстрации кинофильмов и танцам.

В Петропавловске насчитывалось 13.400 радиотрансляционных точек, на 7 тысяч больше чем в 1956 году. Для полного удовлетворения запросов населения, по мнению властей, предстояло установить еще, как минимум, 5 тысяч.

8 Марта в служебном помещении дирекции радиотрансляционной сети женщины учинили пьянку, что являлось тогда своего рода ЧП, поскольку слабый пол в этом вопросе еще мало затронула эмансипация. Обильное застолье на рабочем месте организовали 23 апреля работники облстата, провожая в отпуск двух своих сотрудниц: в «мероприятии» принял участие заместитель начальника управления.

25 марта бюро обкома КПСС разработало мероприятия по исполнению постановления ЦК и Совета Министров СССР от 15.02.60 года по переводу на 7-часовой рабочий день и упорядочению зарплаты работников рыбной промышленности.

28 апреля на базе рыболовецких артелей им. Сталина, «Красная связь» и им. Кирова был организован Петропавловский городской колхоз им. В.И. Ленина.

В январе-мае в городском вытрезвителе побывало 1.973 человека, среди них 330 работников управления тралового флота, 116 - треста «Камчатрыбстрой», 50 – «Камчатторга», 40 - морпароходства и 47 - морского порта. За мелкое хулиганство было осуждено 192 гражданина.

Нарсуд 4-го участка приговорил к лишению свободы на 10 лет гражданина В., который за первые 3 месяца 1960 года совершил 6 краж государственной и личной собственности, на общую сумму 13 тысяч рублей. Облсуд скостил ему срок наполовину, мотивируя это тем, что подсудимый не нанес материального ущерба, у него есть семья, все преступления совершены «в короткое время». Что же похитил В.? В январе с прилавка одного магазина отрез трико, с прилавка другого - отрез драпа, с третьего - рулон бостона. В феврале украл в ресторане «Вулкан» белье, а у частных лиц - дамское пальто и наручные часы «Маяк».

В мае нарсуд 1-го участка прекратил дело горожанки X., обвиняемой в продаже государственной квартиры. В определении суда указывалось: X., 45 лет, ранее не привлекалась к уголовной ответственности, муж «сидит», женщина испытывает материальные трудности, так как не работает и вскоре собирается выехать на материк. Подчеркивалось, что, раз в Петропавловске практика продажи квартир отсутствует, значит, дело не является актуальным.

Убийства происходили нечасто, поэтому когда случались, о них долго говорил весь город. «2 августа на танцплощадке стадиона «Труд» Юрий Макаров сделал замечание пьяному курсанту Белинскому за то, что тот устроил драку с Никифоровым, а потом сам ввязался в драку с ним, и после того как Белинский его ударил, Макаров, имевшимся у него перочинным ножом, нанес Белинскому несколько ножевых смертельных ранений». 30 июля того же года Макаров на автобусной остановке «КП» также пустил в ход свой нож: он ударил им человека, подошедшего к их компании, а точнее - к представительнице слабого пола Анне С. Обвиненный по ст. 136 ч. 1 п. «я» и ст. 142 ч. 1 УК РСФСР, Ю. Макаров был осужден к 10 годам лишения свободы. Его младший брат Владимир с друзьями, вечером 9 ноября 1960 года, сорвав замок и поломав железную решетку, проникли в магазин №28 и совершили кражу товарно-материальных ценностей на 4.864 рубля. Через день - новая кража с участием Макарова-младшего, на сей раз в складе магазина №33 «Камчатторга»: похищено 4 бутылки водки, общей стоимостью 407 рублей 95 копеек. А в сентябре В. Макаров и его напарники украли из гардероба школы №30 два детских пальто и плащ. За старшего сына коммунист П. Макаров, и.о. директора торговой базы управления торговли, отделался строгим выговором с занесением в учетную карточку, за младшего - выложил партбилет.

Все 7 жильцов общежития ГОМ, по ул. Океанской, были обеспечены постельными и другими коммунальными услугами, но вели себя, по меркам того времени, неправильно. «Я бываю там каждый день, - рассказывал 9 июня один из выступавших на заседании партбюро горотдела милиции, - мне приходилось неоднократно видеть в общежитии девушек, с которыми встречаются Г. и Б. Я их выгонял несколько раз. 4 июня, днем, я зашел в общежитие, где также были девушки, я их опять обстыдил, предложил, чтобы они ушли, с ними были Г. и Б. Однако после моего ухода они опять вернулись и, как факт, Б. с одной из девушек совершил половой акт». Другой член партбюро уточнил: «4 июня в отношении Нины А. звонили родителям на квартиру, чтобы забрали свою дочь, но никто не пришел, ее мы выпроводили, но она сразу же после ухода нас вновь пришла туда, где и случился грех…». Третий выступающий поддержал предложение об «изоляции» работника милиции Г., однако неизвестно, что имелось в виду под этим словом. «Случаи аморальных проявлений не единичны. Х. (шофер дежурной машины - В.П.) тоже оставил семью, а к нему мер не принимаем…».

Спустя 2 недели состоялось открытое собрание первичной парторганизации ГОМ. Коммунисты обсуждали проблемы культуры в работе милиции. Товарищ Виноградова заявила: «К великому нашему стыду, наших пьяных милиционеров обворовали, с пьяных в ночное время во время сна сняли часы и украли фотоаппарат. Приятно слышать, что офицер, товарищ Т., в ночное время в нижнем белье выскочил из своей квартиры на помощь соседям и задержал преступника, но у нас, к сожалению, есть офицеры противоположные товарищу Т. В районе 6 км, вечером, однажды была драка около дома, где проживает участковый уполномоченный товарищ С., но когда граждане обратились к нему за помощью, то он заявил: «Я хочу спать…». Участник собрания товарищ Елисеев привел в качестве примера низкой грамотности работников милиции объявление на дверях ГОМ, которое начиналось так: «Жилаючие получить огород…».

Группа пьяных офицеров в/ч 19932 ночью, 18 июня, «остановила дежурный автобус в Петропавловске и из хулиганских побуждений избила двух работников автотранспортного треста, находившихся в автобусе, а при задержании оказала сопротивление работникам милиции».

Проведенная в 1960 году проверка 35 магазинов выявила 180 нарушений правил торговли: обмеров и обвесов - 53, обсчетов покупателей, продажи некачественных товаров - 52. В магазине №13, к примеру, колбаса в пакетах продавалась с зеленой плесенью, веревками и завязками, расфасованные сухофрукты - «с наличием мусора», шампанское - с большим хлопьевидным осадком от переморозки. В магазине №27, в отделе расфасованных товаров, недовес сахара доходил до 30 г, сливочного масла - до 20 г, детских подарков - до 10 г. Почти во всех магазинах отсутствовала оберточная бумага, продавцы торговали в грязных халатах.

В городе работало 15 столовых, 2 ресторана («Камчатка» и «Вулкан»), 4 кафе и 2 закусочных. Общее количество посадочных мест в общедоступных столовых не превышало 1.700, в ресторанах – 200. Для общепита горисполком установил суточную выработку в 30 тысяч пирожков, однако она выполнялась, самое большое, на 30 процентов.

13 мая в Петропавловске появился молокозавод.

30 августа сдан в эксплуатацию Дом политического просвещения Камчатского обкома и Петропавловского горкома КПСС. 5 сентября начался первый учебный год в музыкальном училище. Из 44 студентов 12 занимались на отделении народных инструментов, 10 - на дирижерско-хоровом.

На службу в 1960 году призывались камчатцы, родившиеся в 1941 году, а также более старших возрастов, у кого истек срок отсрочки от армии. При проведении приписки к военкомату юношей 1941-1942 годов рождения годными к службе оказалось, соответственно, только 73 процента и 78,8 процента.

Массовая драка возникла в августе 1960-го, в день отправки новобранцев на материк на пароходе «Красногвардеец». В буфете им продали некачественные яйца. Они стали искать директора ресторана, вступили в спор с частью команды, затем в ход пошли кулаки, что вынудило капитана отдать приказ о возвращении в Петропавловск, где хулиганов сняли с судна и арестовали. Зачинщики потасовки работали в КОРПСе, Петропавловской судоверфи и тресте «Камчатрыбстрой».

«Призывники С. и В. из тралфлота в пьяном состоянии при посадке на пароход, в октябре 1960 года, учинили драку и были сняты с судна, призывник С. нанес ножевые ранения трем призывникам».

Из призванных на действительную военную службу в комсомоле состояло 63,4 процента, имели среднее образование 20,4 процента, являлись значкистами ГТО 1-й и 2-й ступеней 91,2 процента.

Официально физкультурой и спортом занималось около 5 тысяч горожан. В УТРФ из 6.157 работающих таким образом укрепляли здоровье 300 человек, на судоверфи из 3 тысяч - около 200. Центром спортивной жизни Камчатки с начала 1960-х становится возведенный в Петропавловске методом народной стройки стадион «Труд».


Валентин Пустовит, историк, член Союза писателей России

Полный вариант этого материала, а также заметки об истории Петропавловска в 1960-1970 годы, будут опубликованы в готовящемся к выходу 2-м выпуске историко-краеведческого альманаха «Камчатский летописец».

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.