Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Искал и цветной телевизор, и киллера, и перстень Пьехи …

15:26
3792

- Кто-то в детстве боялся бабайку, а я – милиционеров. И если бы кто-то до моего приезда на Камчатку сказал, что я сам стану милиционером, я бы этому человеку морду набил, - улыбается Александр Козмава, ветеран камчатской милиции, на мой вопрос, не романтика ли завела его когда-то в профессию.

Он и мысли не допускал, что свяжет свою жизнь с милицией. Гуманитарий до мозга костей: рассказ о своей работе перемежает цитатами Маяковского, любит живопись, музыку, театр. Негодует от того, что современная поросль не знает, что такое передвижники, «Могучая кучка», и не может назвать ни одного лауреата Нобелевской премии в области литературы.

- Вот вы у меня интервью берете, а мог бы и я вас интервьюировать, - говорит Козмава.

- Конечно, в этой жизни ни от чего нельзя зарекаться, - улыбаюсь я.

- Это я не допрос интервью называю, Господь с вами… Это я про то, что тоже в молодости хотел стать журналистом… И даже поступил в МГУ, на журналистику. Однако не суждено мне было стать вашим коллегой, потому что моя любимая девушка в тот же самый момент провалила экзамены в юридическом и собралась возвращаться на родину. Я не мог ее оставить, и мы вместе уехали из Москвы обратно в Грузию.

 

Комсомол до милиции доведет

Да уж, начало биографии романтика Козмавы никак не вяжется с суровой работой начальника уголовного розыска, которой он впоследствии посвятил много лет. А совершить такой крутой поворот в жизни Александру Несторовичу помог комсомол. Козмава приехал на Камчатку в 1963 году, по приглашению брата, который служил в Завойко, в бригаде эсминцев. Сам Александр к тому времени уже отдал свой долг Родине – 4,5 года на флоте, где  был командиром отделения радиометристов и по совместительству секретарем комитета комсомола дивизиона. 

- Работа радиометриста весьма специфична, найти себе место по этой специальности было здесь трудно, вот я и отправился искать себе вакансию по комсомольской линии, - рассказывает Козмава. – В обкоме комсомола мне неожиданно предложили пойти работать в милицию. Это предложение для меня прозвучало как гром среди ясного неба. Но я все же решил попробовать. 3 месяца постажировался.  Но так как вакансий свободных сразу не было, мне предложили начать в должности дежурного медвытрезвителя. Кстати, это учреждение раньше находилось там, где сейчас стоит здание правительства Камчатского края. Там же была баня, а к бане примыкал медвытрезвитель на 10 человек. 

 

«Нанотехнологии» Козмавы

С 1964 года Александр Козмава стал участковым. Участок достался ему солидных размеров: от нынешнего УВД до 6 км. Для сравнения можно отметить, что в 1960-е годы участковых на весь Петропавловск было всего 9 человек, а в современные годы – уже около 50. Конечно, город тогда еще не был таким многоэтажным, на Дачной был сплошной частный сектор, да и ул.Кроноцкая, в основном, состояла из деревянных домишек. Протекал там Серебряный ручей, где ловили гольца. Да и преступников ловить тогда было, в каком-то смысле, проще.

- Криминальный контингент в те годы все же был четко очерчен, - объясняет Козмава. – Когда совершалось то или иное преступление, мы уже примерно знали, среди кого искать. А вот потом, в 1980-е годы, «криминальная среда» - стало понятием более размытым, попадались уже и учителя, и врачи, инженеры и офицеры. Раньше и представить себе было невозможно, что офицер Советской армии мог себе позволить воровство. Было такое дело – украли шапку норковую в больнице, оказалось, что это сделал чин в погонах!

С других же сторон, как ни крути, работа в те годы была у милиции гораздо сложней. Это сейчас – компьютеры и современное оборудование, а тогда на вооружении у стража порядка был свисток, блокнот и пара ног. Александр Несторович, правда, и в то время вводил свои собственные «нанотехнологии». Одним из таких изобретений  стала, например, картотека кличек. Этот манускрипт Козмава старательно создавал несколько лет, пока трудился в угрозыске, в должности опера по делам несовершеннолетних.  Номенклатура дел, само собой, ничего подобного от сотрудников не требовала, это была личная инициатива опера. В картотеку Александр Несторович вносил все клички попадавшихся ему на пути подростков, туда же вписывал всю информацию, которая характеризовала этих малолеток. За 7 лет работы в данном талмуде  накопилось порядка 800 карточек. Эта картотека не один раз выручала Козмаву в последующем, а однажды помогла всего за 1,5 часа раскрыть тройное убийство.

- Пришло сообщение от пожарных, что на ул. Тундровой, в сгоревшем доме, есть трупы. Мы выехали на место преступления, - рассказывает Александр Несторович. – Обнаружили три трупа. Сразу было видно, что люди не просто сгорели, их до пожара изрубили топором. Из показаний соседей мы выяснили, что незадолго до убийства к хозяевам наведывался молодой человек, которого один из убитых окликал Цыганом. Я открыл свою картотеку и увидел, что в ней значатся сразу два Цыгана: одного я сразу отмел, он сидел в тот момент на зоне за изнасилование, а вот к другому на адрес послал группу захвата. И не ошибся. Парень тут же у меня в кабинете написал явку с повинной. Но я потом за него просил на суде. История эта такова, что и не знаешь, как сам бы поступил на его месте. Дело в том, что по малолетке Цыган загремел в колонию, когда перевели во взрослую зону, пацана опустили. И тот, кто опустил, не давал ему покоя и после освобождения, запугивал, избивал – заставлял и на воле оказывать ему интимные  услуги. Когда Цыган встретил хорошую девушку и решил на ней жениться, он пришел и попросил по-хорошему этого насильника не мешать ему жить нормальной жизнью. На что тот ответил: «Да женись, кто не дает? Только раз в неделю все равно будешь приходить сюда и делать то, что делал! А если пропустишь хоть раз, я твоей жене все расскажу». Нервы Цыгана не выдержали.

Козмава не любит современных сериалов про милицию, говорит, что там мало правды, что работа сотрудников органов не такая интересная, какой ее малюют телевизионщики. Опять же вспоминает Маяковского – граммы золота, тонны руды… Сколько всего приходится перелопатить, чтобы докопаться до истины.

 

Пьеха – особо важное дело!

Интересные, с точки зрения обывателя, дела, конечно, тоже случались в биографии Козмавы. В этот ряд Александр Несторович ставит абсолютно разные преступления.

Он вспоминает, как в 1980-е впервые столкнулся с заказным убийством – такого понятия Камчатка еще не знала. Водителя ректора пединститута нашли мертвым в подвале дома. Чутье подсказало Козмаве, кто убийца. Однако против этой версии выступали показания 19-ти свидетелей, которые доказывали железобетонное алиби подозреваемого. Все эти люди не врали. Он не убивал, однако он был заказчиком этого убийства. Не один год ушел у милиции, чтобы доказать его причастность к этому делу.

Запомнился Александру Несторовичу еще одно, более безобидное, но тоже хитрое преступление – кража цветного телевизора (в былые годы эта веха цивилизации была просто сокровищем!). На месте преступления, возле частного дома были обнаружены следы 43-го размера. «Носителем» такого размера, по науке, может быть мужчина ростом не ниже 184 см. Такого воришку и искали. А им оказался 11-летний пацан, от горшка два вершка, который совершал эту кражу, переобувшись в болотники своего отца. Когда его задержали, он продемонстрировал  милиционерам брошюрку «Человек и закон», в которой и описывалась данное ухищрение с переобуванием.

Были в практике Александра Несторовича и преступления всесоюзного масштаба. Пришлось однажды нашему Козмаве искать фамильную драгоценность самой Эдиты Пьехи! Когда звезда была на гастролях в Петропавловске, из ее гримерки стащили очень дорогой перстень. Тогда Александр Несторович работал уже в управлении, старшим опером по особо важным делам. А, Эдита Станиславовна –  как раз самое что ни на есть важное дело! Народная артистка СССР как-никак! Пикантность ситуации состояла в том, что виновником преступления был не простой камчатский обыватель, а человек из окружения самой Пьехи.

- На перстень покусился, как мы и думали, второй муж Эдиты Станиславовны – гражданин Шестаков, кстати, бывший генерал КГБ, - рассказывает Александр Несторович. - Когда мы поделились своими подозрениями с певицей, она и слушать не захотела, мол, быть этого не может. Пьеха уехала к себе, работа по ее заявлению продолжалась, мы разослали  по всем комиссионкам ориентировки. И однажды сработало!  Перстень засветился в одной скупке, и по фотографии сотрудники опознали Шестакова. Мы прилетели с Камчатки к Пьехе в Ригу, на тот момент она там была на гастролях. Рассказали ей о том, как продвигается дело, о том, что появились новые неоспоримые доказательства вины Шестакова. Эдита Станиславовна попросила прекратить это расследование, объясняя, что совсем недавно получила гражданство, ей не нужно таких проблем. Она написала заявление, что вспомнила: потеряла перстень перед концертом, когда ходила по петропавловским магазинам.

 

Ломать, чтобы строить           

Безусловно, жизнь опера не состояла сплошь из таких вот звездных дел. В основном, это была черновая работа, которая отнимала у него 24 часа в сутки, не оставляя времени на семью – в результате чего остался один, жена, не выдержав такого графика, ушла. Бывало, что он не спал несколько суток подряд, питался только кофе и сигаретами - выкуривал в день по 4 пачки.

Так и пролетело более четверти века. За этот срок Александр Козмава прошел непростой трудовой путь - от дежурного по медвытрезвителю до руководителя отделения УВД, занимавшегося организацией работы по раскрытию тяжких преступлений против личности. В 1989 году он снял погоны. Но и на пенсии с милицией не расставался: работал в кадрах УВД, в отделе общественного порядка, с 1992 по 2007 годы возглавлял совет ветеранов камчатской милиции.

Слово «полиция» ему претит. Говорит, что пришел когда-то в народную милицию, и ломать свои жизненные установки ему уже возрастом не положено. Дикого оптимизма по поводу нововведений в ведомстве не испытывает. Жизнь покажет, насколько новое название и новые законы окажутся жизнеспособными и действенными.

- Оценить правильность реформ можно будет лет через 5, как минимум. Хочу верить, что когда-то полиция будет на высоте. Но прежде чем построить новое, предстоит еще многое сломать! –  говорит подполковник Козмава. 

 

Яна ЩЕГОЛИХИНА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.