Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

«Белый квадрат» Юрия НАЗАРОВА

16:06
3400

В выставочном зале Камчатского краевого художественного музея (г.Петропавловск-Камчатский, ул. Ленинская, 62, КВЦ, 2-й этаж) продолжает работу персональная юбилейная выставка «75/55» известного камчатского художника Юрия Назарова, посвященная 75-летию со дня рождения и 55-летию творческой деятельности.

Выставку открыла Светлана Айгистова - министр культуры Камчатского края, со словами приветствия выступили Леонид Грачев - депутат Законодательного собрания Камчатского края, Зиновий Кужелев – худрук Камчатского краевого театра кукол, Александр Гилев – заслуженный артист России, руководитель Камчатского камерного оркестра им. Георгия Аввакумова, Геннадий Карпов - замдиректора института вулканологии, О. Ефимова - директор Камчатского краевого объединенного музея, Артур Белашев – директор портретной галереи «Скрижали Камчатки» и другие. На открытии звучала классическая музыка в исполнении заслуженного работника культуры Льва Зиневича (скрипка) и Жанны Зиневич (фортепиано).

На имя юбиляра поступили поздравительные телеграммы: от министра культуры РФ А. Авдеева (г.Москва), секретариата Союза художников РФ (г.Москва), режиссера Григория Жезмера (г. Калининград), режиссера Евгения Егорова (г. Тверь), друзей и родственников.

Имя Юрия Назарова известно далеко за пределами Камчатского края: человек- легенда, гордость театральной Камчатки 1960-х-начала 1980-х годов, замечательный живописец - он вот уже более полувека неизменно отдает свой талант служению искусству.

За эти годы им было оформлено более 200 спектаклей в различных театрах страны. Проходят годы, но спектакли, оформленные Юрием Назаровым, остаются в памяти - как истинные произведения искусства. Самое продолжительное время он работает на Камчатке. В его работах театральное искусство Камчатки впервые приобрело черты и свойства сценографии, где гармонично соприкасались театр и живопись.

С середины 1980-х годов художник посвятил себя станковой живописи, следуя традиции русского реалистического искусства. Его произведениям присущи стремление к большим художественным обобщениям, философии, насыщенному цветовому решению, декоративности.

Юбилейная персональная выставка, которую Юрий Назаров назвал «75/55» ретроспективна, на ней представлены работы, созданные художником в разные годы. Это эскизы театральных декораций к спектаклям, среди которых «Собор Парижской Богоматери» Гюго, «Мария Стюарт» Шиллера, «Приятная женщина с цветком и окнами на север» Э.Радзинского, «Прежде, чем пропоет петух» И.Буковчан, «Амангельды» Г.Мусрепова, «Материнское поле» Ч.Айтматова, «Потерянный праздник» Г.Поротова, эскизы театральных костюмов, а также станковая живопись: портреты, пейзажи, натюрморты, тематические композиции - «Ностальгия» (2006 г.), «Мой белый квадрат» (2006 г.), «Освящение храма» (2011 г.) и др. В экспозиции выставки зрители могут увидеть и один из самых ранних портретов, выполненных художником, - «Портрет сестры», датированный 1956 годом.

Юрий Николаевич родился 30 сентября 1936 года, в Казахстане, на станции Ново-Казалинск, что затерялась среди утомленных солнцем песчаных барханов пустыни Кызылкум, здесь и прошло его босоногое детство. Отец, Николай Яковлевич, - старший машинист, орденоносец-стахановец, водил поезда по железной дороге, которая в военные годы связывала среднеазиатский и казахстанский тылы с фронтами и центральными районами, обеспечивая оборонные заводы стратегическим сырьем и продовольствием. Мать, Антонина Федоровна (в девичестве Кузьмина), – дочь атамана казачьего войска, была домохозяйкой, растила пятерых детей.

В 1954-м семья переехала в Сызрань - небольшой городок в Самарской области, на Волге. Здесь Юрий закончил десятилетку и студию изобразительного искусства. С детства увлеченный рисованием, в течение почти 2 лет он брал частные уроки у Бориса Аргунова - профессора живописи, ваяния и зодчества (незаурядно одаренного человека, к тому же талантливого ученого-философа и шахматиста), который был репрессирован, и уже в преклонном возрасте был принужден безвыездно жить в Самарской области. Именно он увидел в молодом пытливом юноше задатки художника, много беседовал с ним об искусстве и литературе, а Юрий записывал мысли учителя мелким убористым почерком в толстую тетрадь, которой очень дорожил. Это общение оказало большое влияние на формирование его как личности, определило дальнейший путь.

Судьба не готовила Юрию легких путей. В 10-летнем возрасте, при трагическом стечении обстоятельств, он потерял правый глаз, повзрослев, мечтал поступить в «Мухинку» (Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.Мухиной). И хотя был большой конкурс, Юрий сдал экзамены на отлично, но не прошел (вероятно, «отсеяли» по зрению). Но он твердо решил, что станет художником.

Можно ли научиться быть художником? Известный театральный режиссер Г.Товстоногов утверждает, что «будущего живописца можно научить основам перспективы, композиции, но научить человека быть художником нельзя. В нашем деле тоже». Значит, что для того чтобы стать художником, нужна особая одаренность, и спорить с этим не возможно. Этой одаренностью как раз и обладает художник Юрий Назаров.

С самого начала творческой деятельности он страстно стремился к знаниям. На его жизненном пути не раз еще встретятся великие (как о них говорит Ю. Назаров) учителя-наставники, а благодатной почвой для развития его таланта станут театр и живопись. Но все это еще впереди, а пока, вернувшись из Ленинграда в Сызрань, он случайно прочел объявление, где требовался в театр художник-исполнитель. Так, в 1956 году в Сызранском драматическом театре началась его творческая биография. В том же году он впервые принял участие в городской художественной выставке.

Он много и упорно работает. Работоспособность его удивительна. Первый самостоятельно созданный спектакль, «Барабанщица» А.Салынского, в Орском театре, в 1959 году, принес молодому художнику успех. Вслед за ним последовали другие его постановки. Он работал в театрах Стерлитамака, Майкопа, Орска, Алма-Аты, Караганды, уже с Камчатки - Сарова (Арзамас-16) и снова на Камчатке.

И везде успех, следовали предложения. «Я жил работой, это как дышать, меня захватывала атмосфера театра»,- поясняет художник.

В 1961 году Юрий Назаров принят во Всесоюзное театральное общество, становится лауреатом республиканского смотра театров Казахстана (1965 г.), его имя занесено в театральную энциклопедию. В 1967-м он приехал на Камчатку, имея за плечами уже солидный театральный опыт. С Камчаткой связаны годы расцвета его таланта.

Юрий Назаров вспоминает и вдохновенно говорит о театре. И в его глазах словно вновь загораются огни рампы, рукоплещет восхищенный зритель, и художник склоняет свою убеленную сединой голову на алтарь искусства. С большой теплотой и признательностью учителями и наставниками он называет театральных художников Василия Гущихина, от которого он получил первые навыки театрального искусства в Сызрани, Виктора Молодоженина, Владимира Лейферта, а в дальнейшем - таких выдающихся деятелей театра, как Софью Юнович (заслуженного деятеля искусств РФ) и Давида Боровского (главного художника Театра на Таганке).

Он убежден, что «театральный художник - это величайшая должность, ведь он и скульптор, и конструктор, и архитектор, и изобретатель». «Театр без художника – не театр, или плохой театр, - говорит Ю.Назаров. – Мой театр - это театр без вульгарности, которая, к сожалению, в последние годы привносится многими современными режиссерами не только в современные пьесы, но и в классику».

Он всегда много читал, переворачивал массу литературы, когда работал над очередным сценарием, потому что невозможно поставить спектакль, не представляя колорит эпохи, культуры, костюмов того времени, о котором шла речь в пьесе.

С годами он выработал свое видение оформления сцены, всегда неожиданное и оригинальное, умело во всю силу и мощь, использовал местные материалы (траловые сети, морской брезент и т.д.), мастерски обыгрывая фактуру, создавая невероятные эффекты света и тени. Недаром о нем говорили, что где Назаров – там театр!

Он работал на Камчатке со многими режиссерами - Александром Иноземцевым, Владимиром Пановым, Евгением Егоровым, Феликсом Демьянченко, Тамарой Сапего и другими, но самыми яркими и незабываемыми были годы его совместной работы с Григорием Жезмером. Это были годы расцвета Камчатского театра. Созданы незабываемые постановки - Шекспир, Шиллер, Гюго, Островский, Симонов, Арбузов, Айтматов, Поротов, Космачевский и др. Каждая постановка стала событием, вошла в золотой фонд Камчатского театра.

После возвращения из Саровского театра, где он был в длительной творческой командировке (1983-1987 гг.) по приглашению министерства культуры СССР, он полностью посвятил себя станковой живописи. Выработанные Ю.Назаровым принципы театральной живописи, безусловно, оказали влияние и на его живопись, а опыт работы, накопленный в театре, помогает художнику образно воспринимать окружающий мир.

Он не копирует природу, но даже если использует натуру, всегда привносит элемент своей фантазии. Наверное поэтому его произведениям свойственно такое неповторимо образное восприятие окружающего мира, будь то пейзаж, портрет, тематическая композиция или натюрморт («Танец каменных берез» (2000 г.), «Подсолнухи. Памяти Ван Гога» (2009 г.), «Читая Виктора Гюго» (2006 г.), «Ностальгия» (2006 г.), «Автопортрет в терновом венке» (2001 г.), «Автопортрет в боярке» (2011 г.).

Буквально с первых дней пребывания на полуострове друзьями художника были и остаются вулканологи. Ю.Назаров был с ними в Долине гейзеров, на Курилах, Узоне, вулканах - Семячике, Безымянном, Толбачике, Менделеева, Тятя, под Карымским вулканом, ходил в поля, работал поваром, маршрутным рабочим, и при этом всегда брал с собой этюдник. Под яркими впечатлениями от поездок он создал пейзажи-размышления, имеющие глубокий философский смысл. Его вулканы – это живой организм, обладающий мощной кипучей энергией («Два вулкана» (1985 г.), «Вечность» (1985 г.), «На семи ветрах. Вулканостанция» (1985 г.), «Ночные бдения» (1985 г.), «Симфония извержения» (2006 г.), «Долина гейзеров» (1986 г.).

Камчатка располагает к пейзажному жанру, и он пишет много пейзажей, работает кистью и мастихином, тонкими лессировками и пастозно.

Художник много размышляет о жизни, православной вере, искусстве, считает, что искусство должно нести радость людям, согревать души, и что именно православная вера может спасти и сохранить нашу культуру в это непростое время. Он пишет пейзажи и композиции, воспевая красоту духовную, передавая тончайшие интонации чувств от светлого умиротворения и радости  («Саровский монастырь» (1999 г.), «Освящение храма» (2011 г.), «Русская сказка» (2006 г.) до грозного предостережения «Небесный набат» (2000-2006 гг.), «Мадонна 21-го века» (2006 г.), вкладывая в свои произведения глубокий «заповедальный» смысл.

Тема, связанная с православием, в творчестве художника неслучайна. Волею судьбы Саровский театр, в котором несколько лет работал художник, находился в главном соборе Саровского монастыря – храме преподобного Серафима Саровского, а сцена - прямо под куполом (ныне собор восстановлен). В эти годы Ю.Назаров особенно увлекся древнерусским искусством, изучал иконографию. В 2006 году, в свой 70-летний юбилей, Ю. Назаров написал икону Серафима Саровского, которую преподнес в дар Камчатской епархии, в настоящее время она является действующей молельной храмовой иконой.

В дальнейшем в своих живописных работах Ю.Назаров органически соединил монументальность древнерусского искусства с современной живописью 21-го века. Художник увидел во всем «временном и тленном», в явлениях природы и человеческой жизни символы и знаки вечного, вневременного, духовного, божественного.

Это относится и к его портретам. В основном, он пишет портреты близких ему людей, друзей, автопортреты («Портрет Натали, лето» (2000 г.), «Девочка с петрушкой» (2001 г.), «Александр Гиль - основатель ансамбля «Мэнго» и др.). В его просветленных портретах-ликах словно остановилось время.

Но что это? Искушенный зритель замечает, что на некоторых портретах - «Портрет сына» (2007 г.), «Портрет жены» (2001 г.), «Автопортрет. Думы художника» (2006 г.) - в верхней части живописного полотна художник изобразил мерцающие светящиеся точки. Ю.Назаров считает, что каждый человек в своей жизни должен зажечь свою звезду - свой символ веры, надежды, любви. Глядя на это сияние, хочется верить в чудо.

В 1996 году художник передал в дар Камчатскому областному краевому музею выставку театральных работ.

Ю. Назаров принимает активное участие  (с 1956 года) в краевых, зональных, республиканских, всесоюзных художественных выставках, в 1989 году принят в Союз художников СССР, удостоен почетного звания «Заслуженный работник культуры РСФСР» (1983 г.) и других высоких наград.

Его произведения находятся в фондах Камчатского краевого объединенного музея, Камчатского краевого художественного музея, портретной галереи «Скрижали Камчатки», Карагандинского театрального музея, Саровского краеведческого музея, в частных собраниях России и за рубежом.

Одна из любимых шуток художников: «Лучшая картина – это белый холст», и драма художника в том и состоит – всякий раз задумывая новое произведение, идти через «сопротивление» белого холста. Так родилась композиция «Мой белый квадрат» (2006 г.). Картина словно иллюстрирует прошедшую жизнь художника, является ключом к пониманию его творчества.

В центре композиции – белый квадрат холста, натянутый на подрамник. Возле него атрибуты мастерской и личные вещи художника. Вверху, на сине-голубом, напоминающем фреску фоне, изображены осколки ликов святых из взорванных и уничтоженных церквей. Их полуразрушенные, обращенные к зрителю суровые лики словно с укором говорят: «Восстанови...». Белое пятно в центре композиции определяет пространство и словно магнитом притягивает внимание. Перед нами – символ: контраст между миром мысли и миром реальным может проявиться только на этом поле белого холста, оставленного ненаписанным. «Это мой «плачущий» белый холст. В нем боль за русскую культуру».

Удивительное откровение: в картине Юрия Назарова холст – белый, но если внимательно присмотреться, на нем (словно проступает миро) можно увидеть «слезы» и силуэт купола собора. Интересно, что увидят на холсте зрители...

А художник привычно берет в руки кисть и становится у чистого белого холста, чтобы силой своей мысли, преодолевая пространство белого поля, вновь явить миру новое произведение, удивляя своим упорством и фантазией, через муки и радости с верой, что лучший его холст – впереди.

 

Антонина Черкашина, искусствовед, член Союза художников  России, старший научный сотрудник Камчатского краевого  художественного музея

 

Выставка работает до 26 февраля

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.