Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Тысяча рублей – за атомный ракетоносец

18:11
3334

Камчатская транспортная прокуратура завершила проверку по факту столкновения судна «Донец» с подводной лодкой, в сентябре прошлого года. Капитан судна признан виновным в нарушении правил плавания и оштрафован.

Напомним обстоятельства этого инцидента. РС «Донец» (ООО «Рыболовное») работал в режиме прибрежного лова: ночью шел на промысел, вечером следующего дня возвращался с уловом в город. 21 сентября его ждал очередной рейс. Около 2 часов ночи он покинул причал №10, расположенный в бухте Моховой. В это время в бухте стояла атомная подводная лодка (АПЛ) «Святой Георгий Победоносец». От нее до берега было меньше мили.

В 02.10 произошло касание корпусов сейнера и подлодки.

К счастью, никто из членов экипажей судна и АПЛ не пострадал. Субмарина получила легкие повреждения.

«Святой Георгий Победоносец», как все советские атомные подлодки, имеет два корпуса. Между ними помещены балластные цистерны, с помощью которых лодка погружается и всплывает. В результате инцидента в цистерне главного балласта между корпусами и с внешней стороны борта подлодки образовалась трещина. Ремонтные работы по восстановлению герметичности цистерны обошлись примерно в 27 тысяч рублей.

Стоит подчеркнуть, что АПЛ готовилась к выходу в море. Это заставило военных провести ремонт в сжатые сроки. Если бы у них было больше времени, то подлодка наверняка встала бы в док, что гораздо дороже, и эти расходы легли бы на виновных.

«Донец» оказался прочнее. Повреждений обшивки корпуса и сварочных швов в районе удара (на глубине 0,4 м от ватерлинии) у него обнаружено не было.

Как же могло произойти столкновение?

По словам членов экипажа сейнера, события развивались следующим образом. Ходовую вахту на мостике несли 2-й помощник капитана и вахтенный матрос-рулевой. Они не наблюдали никаких обозначающих огней на подводной лодке. Лодка не отражалась на экране радиолокационной станции. Когда рыбаки все-таки увидели субмарину, до нее оставалось 100-150 м. Рулевому была дана команда «право на борт». Однако, учитывая скорость движения судна (5 узлов в час),  избежать касания корпуса АПЛ не удалось.

Однако эта история звучала не слишком убедительно. Как рассказали рыбаки с другого судна (МРТК «Кормчий»), которое в момент инцидента двигалось встречным курсом, на подлодке горел желтый проблесковый огонь. Он просматривался на расстоянии не менее 5 миль. Видимость была полная. АПЛ четко наблюдалась визуально и отображалась на экране РЛС.

Может, на «Донце» была неисправна аппаратура? Проверка показала, что средства связи, наблюдения и навигации находилась в исправном состоянии.

В итоге, после оценки всех версий произошедшего, был сделан вывод, что причиной инцидента стала ненадлежащая организация вахтенной службы и судовождения на РС «Донец». В частности, на вахту не был выставлен матрос-впередсмотрящий.

Камчатская транспортная прокуратура возбудила в отношении капитана судна К. Гайдамовича административное дело по статье  «нарушение правил плавания». Дело рассмотрено  администрацией морского порта Петропавловска. Капитан оштрафован на тысячу рублей. Кроме того, по представлению транспортной прокуратуры он привлечен к дисциплинарной ответственности.

Остаются еще вопросы к экипажу подводной лодки. На них должна ответить военная прокуратура Вилючинского гарнизона, которая  проводила проверку соблюдения требований по обеспечению безопасной стоянки АПЛ в бухте Моховой.

 

Александр КЛИМОВ

 

РС «Донец»

Дата и место постройки: 25.06.1976 г., СССР

Водоизмещение: 321 т

Длина габаритная: 33,97 м

Ширина габаритная: 7,09 м

Высота борта: 3,65 м

Осадка: 2,90 м

 

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.