Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Доступность, качество, безопасность

16:49
4880

Систему образования Камчатского края составляют 316 образовательных учреждений: дошкольных – 126, общеобразовательных – 125, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – 5, дополнительного образования – 35, профессионального – 25. 

В них трудятся около 14 тысяч работников разных профилей и специальностей: дошкольных – 4.602, общеобразовательных – 6.359, начального профессионального – 520, среднего профессионального – 219, дополнительного – 687, детских домах – 224.

Основная часть научного потенциала сосредоточена в 9 учреждениях высшего профессионального образования, где занято более 45 докторов и 230 кандидатов наук, около 270 – аспирантов и докторантов.

Деятельность такой большой и сложной системы не может быть эффективной без ее регулярного рассмотрения и анализа. Определяя приоритетные направления развития, необходимо точно знать, каких эффектов удалось достичь, какие проблемы требуют пристального внимания и первоочередного решения.

 Работа февральской расширенной коллегии министерства образования и науки Камчатского края была посвящена именно этим вопросам.

 С основным докладом выступил министр образования и науки Камчатского края Виктор Тюменцев. В первую очередь, он обратил внимание на основные ориентиры развития системы образования края в 2011 году: доступность качественного дошкольного и обязательного качественного общего образования, безопасные и комфортные условия обучения, сохранение и укрепление здоровья школьников, современное качество и эффективность дополнительного образования детей, конкурентоспособность региональной системы профессионального образования, оплата труда работников образовательной сферы, ориентированная на конечный результат.

 Министр подчеркнул, что достижение обозначенных ориентиров естественным образом потребовало создания соответствующих условий. С этой целью и были обозначены те направления, которые стали определяющими и легли в основу деятельности системы образования края в 2011 году.

 Среди них - развитие сети дошкольных образовательных учреждений, переход общеобразовательных учреждений на обучение по новым федеральным государственным образовательным стандартам, расширение дистанционного обучения школьников, развитие системы поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей, совершенствование организации школьного питания и медицинского обслуживания, развитие системы начального и среднего профессионального образования, совершенствование учительского корпуса. Эти направления работы в ходе коллегии и были подвергнуты детальному анализу.

 Отмечено, что приоритетный национальный проект «Образование», долгосрочные краевые целевые программы, действия по модернизации общего образования в Камчатском крае стали основой для реализации данных направлений.

 Анализируя состояние сети дошкольных образовательных учреждений, В. Тюменцев обратил внимание на тот факт, что в Камчатском крае ситуация с обеспечением доступности дошкольного образования отражает общую картину по стране – дефицит мест в дошкольных учреждениях и вызванный этим ажиотажный на них спрос. Для разрешения проблемы правительством Камчатского края принята долгосрочная краевая целевая программа, которая предусматривает приведение дошкольных учреждений в соответствие с требованиями СанПиНов, капитальные ремонты, реконструкцию (в том числе - зданий бывших детских садов, которые возвращаются в сферу дошкольного образования), приобретение технологического оборудования, мебели, развитие альтернативных форм дошкольного образования, строительство зданий для дошкольных учреждений.

 В рамках программы в феврале 2011 года начато строительство детского сада в п. Козыревске Усть-Камчатского района, на 90 мест, в июне - в г. Елизове, на 260 мест, в ноябре - учебного комплекса школа-детский сад в с. Усть-Хайрюзове Тигильского района, на 180 ученических, 65 дошкольных и 20 интернатных мест. Завершено строительство детского сада в Петропавловске-Камчатском, на 200 мест. С августа 2011 года осуществляется реконструкция здания для размещения детского сада в с. Аянке Пенжинского района, на 30 мест.

 В 2011 году проведены капитальные ремонты в 14 детских садах и косметические ремонты в 109 дошкольных учреждениях. Дополнительно создано 445 мест для детей дошкольного возраста. С сожалением приходится констатировать, что не получили должного развития альтернативные формы предоставления дошкольного образования.

Что касается работы по созданию условий для обеспечения доступного и качественного общего образования в крае, то тут первоочередной задачей стало введение федеральных государственных образовательных стандартов начального образования. Как результат, все 1-классники камчатских школ с 1 сентября обучаются согласно новым стандартам. Созданы условия для повышения квалификации руководителей школ и педагогических работников. В итоге, по проблемам введения ФГОС повысили свою квалификацию 232 учителя начальных классов, 268 учителей-предметников основной школы, 75 из них - с использованием дистанционных образовательных технологий.

Результативными стали меры по расширению и совершенствованию дистанционного обучения школьников, в том числе - детей с ограниченными возможностями здоровья. Доступом к интернету обеспечены все 124 общеобразовательных учреждений края. Количество школ, принявших участие в организации дистанционного обучения, возросло по сравнению с 2010 годом на 18,2 процента (с 22 до 26). Увеличилось на 2,9 процента и количество обучающихся дистанционно учеников (с 341 до 351).

Продолжается работа по организации образования в дистанционной форме детей-инвалидов. На сегодняшний день в центре дистанционного образовании обучается 71 ребенок из 9 муниципальных районов, что составляет 56 процентов от всего количества детей-инвалидов, требующих обучение на дому. На оснащение компьютерным, телекоммуникационным, специализированным оборудованием и программным обеспечением, организацию дистанционного образования и подключения к интернету рабочих мест детей-инвалидов и педагогических работников из федерального бюджета было выделено более 2 млн рублей.

Анализируя работу по развитию системы поиска, поддержки и сопровождения одаренных детей, министр отметил, что в крае ведется систематическая работа в этом направлении, достигнуты положительные результаты.

Увеличилась число участников школьного, муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников. Остается стабильным количество участников (5) заключительного этапа. Активизировалось участие школьников и студентов в краевых, окружных, всероссийских конкурсных мероприятиях, победителями которых стали 952 человека, что на 27 процентов больше по сравнению с 2010 годом (750).

Прогрессирует и доля педагогов, использующих в работе технологии проектной деятельности, новые формы работы с одаренными детьми.

Лауреатов премии по поддержке талантливой молодежи края в рамках приоритетного национального проекта «Образования» стало больше на 22 процента.

 Благодаря реализации региональной политики в сфере воспитания детей и подростков получили развитие и поддержку спортивно-техническое, художественное творчество, эколого-биологическая и туристско-краеведческая деятельность, общественные инициативы школьников. В 152 массовых мероприятиях (конкурсы, соревнования, фестивали и акции) приняли участие более 16 тысяч камчатских школьников. Обеспечено участие детей и молодежи края в заключительных этапах всероссийских мероприятий. Значительным событием стало введение в действие автогородка на базе Камчатского центра технического творчества.

Не остается без внимания и контроля организационно-методическая деятельность по профилактике наркомании, безнадзорности, преступлений и правонарушений несовершеннолетних.

Результативными стали меры по совершенствованию организации школьного питания. Целенаправленная работа в этом направлении - замена технологического оборудования, ремонт столовых, пищеблоков общеобразовательных учреждений, а также организация высокого уровня обслуживания учащихся - позволила улучшить качество питания более 4 тысяч школьников. Доля обучающихся образовательных учреждений края, получающих качественное горячее питание, составляет 76,73 процента.

 Справедливо признано, что работа по профилактике семейного неблагополучия, социального сиротства, развитию семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, находится на постоянном контроле краевого министерства.

 Детально рассмотрены вопросы социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одним из важных практических результатов стало увеличение финансовых расходов краевого бюджета на их жизнеобеспечение. На начало текущего года число детей этой категории составляет 918 человек. Только на финансовое обеспечение ежемесячных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях опекунов или приемных семьях было израсходовано около 167 млн рублей.

 В рамках реализации демографической политики под особый контроль взяты вопросы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан. Разработаны и приняты нормативные правовые акты, регулирующие деятельность в сфере опеки и попечительства над несовершеннолетними. Среди них законы «О внесении изменений в ст. 2 закона Камчатского края «О размере вознаграждения приемным родителям в Камчатском крае и о порядке его выплаты», «О постинтернатном сопровождении в Камчатском крае». В течение прошедшего года 120 детей были переданы в семьи под опеку (попечительство) и 77 детей - на воспитание в приемные семьи.

 В целях профилактики социального сиротства и развития семейных форм устройства создан межведомственный координационный совет, начал работу отдел по сопровождению выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разработан и утвержден порядок межведомственного взаимодействия по выявлению детей, оказавшихся в опасной ситуации или подвергшихся жестокому обращению.

Анализируя развитие системы начального и среднего профессионального образования, В. Тюменцев отметил, что внедрение федеральных государственных стандартов нового поколения, которое осуществляется с 1 сентября 2011 года, должно изменить требования к подготовке специалистов и в значительной мере приблизить профессиональное образование к потребностям потребителей (работодателей) образовательных услуг. Проведена значительная работа по подготовке учреждений НПО и СПО к новому учебному году (выделено более 83 млн рублей), что позволило усовершенствовать учебно-материальную базу в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов. В целях оптимизации сети государственных образовательных учреждений ПУ №13 и ПУ №14 реорганизованы в форме присоединения с созданием филиала в п. Ключах Усть-Камчатского района. Изменен тип ПУ №2 путем создания автономного учреждения.

Подготовлена база для формирования территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности регионального рынка труда, реорганизации сети учреждений профобразования, создания региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования и регионального центра сертификации профессиональных квалификаций.

Особое внимание в своем выступлении Виктор Леонидович уделил проблеме кадрового обеспечения системы образования края, подчеркнув, что особенно остро она ощущается в сельских школах. Для ее разрешения выделяются значительные средства, которые направляются, в значительной мере, на поддержку молодых специалистов и педагогических работников сельской местности и рабочих поселков края.

Мониторинг имеющихся вакансий в образовательных учреждениях показал, что потребность в педагогических кадрах на начало учебного года составила 118 человек. Самые востребованные педагогические специальности в крае - учителя химии, биологии (14), педагоги дополнительного образования и музыки (12), учителя математики, физики (11), начальных классов (10).

 Реализация мер по модернизации общего образования в крае, в свою очередь, способствовала увеличению заработной платы учителей. Их среднемесячная заработная плата за 4-й квартал 2011 года превысила среднемесячную заработную плату за 1-й квартал этого же года работников в целом по экономике в регионе на 7,3 процента.

Завершая выступление, министр подчеркнул, что, несмотря на ряд позитивных изменений, которых удалось достичь, остаются проблемы, требующие пристального внимания. Поэтому в числе задач для первоочередного решения в 2012 году: расширение сети дошкольных образовательных учреждений и развитие альтернативных форм дошкольного образования; создание условий для обеспечения доступности и качества общего образования, сохранения и укрепления здоровья учащихся, безопасности образовательного процесса; ресурсное обеспечение процесса перехода на обучение по новым государственным стандартам; развитие системы начального и среднего профессионального образования; реализация региональной политики в сфере воспитания, опеки и попечительства несовершеннолетних; вопросы оплаты труда работников образовательной сферы.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.