Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

На перекрёстке

17:41
2357

В этом году объемы тихоокеанских лососей, рекомендуемых к промыслу, будут почти вдвое ниже прошлогодних. Куда пойдет основной улов нынешней путины, если Северный морской путь не получит должного развития?

Складские и железнодорожные мощности Дальнего Востока с трудом справляются с транзитом рыбопродукции в период лососевой путины. Особенно проблемным стал 2009 год, когда путина дала рекордные уловы. Порты Приморья не смогли обслужить тот объем рыбы, который остался в России. Как следствие, рыбаки были вынуждены продавать свой товар по сниженным ценам – во избежание издержек на хранение и перевалку.

В 2011 году, когда прогноз красной путины снова обещал рекорды, рыболовецкие компании решили не повторять прошлых ошибок. В качестве альтернативы был выбран Северный морской путь. Перевозка каждого килограмма рыбы по СМП оказалась дешевле на 2-2,5 рубля, плюс экономия времени – порядка 10 дней. Кроме того, рыбаки получили возможность выйти на европейский рынок напрямую. Всего в 2011 году по СМП в западные регионы России было перевезено около 30 тысяч тонн рыбопродукции.

Но есть у Севморпути свои проблемы. Кому-то повезло – их суда не встретили льдов. А вот другим пришлось прибегнуть к услугам ледокольного флота, что уменьшило экономический эффект от СМП. Дело в том, что рыбопродукция в номенклатуре «Атомфлота» не указана и отнесена к «прочим грузам». Если перевозка тонны леса стоит 118 рублей, то такой же объем «прочего груза» обходится в 1.048 рублей.

Участники Третьего съезда работников рыбного хозяйства, который прошел в феврале в Москве, выступили с предложением снизить тариф на перевозку рыбопродукции по СМП. Вся необходимая законодательная база для этого уже существует. «Атомфлот» готов идти навстречу рыбакам.

«Надо помнить, что Северный морской путь изначально запирал не лед, а высокий тариф на грузоперевозки. Еще 20 лет назад мы подсчитали, что СМП будет эффективен при тарифе 5 долларов за тонну, это тариф Суэцкого канала, который остается неизменным. А у нас тариф был и 20, и 30 долларов за тонну. После прорывного рейса танкера «Балтика» в 2010 году наши фискальные органы поняли, что тариф нужно снижать, и это окупится», – говорит исполнительный директор некоммерческого партнерства «Северный морской путь» Владимир Михайличенко.

Однако у Министерства транспорта России – иная точка зрения. Судя по всему, оно планирует выжать из Севморпути максимальную прибыль. Как пишет информационное агентство «В окияне-море», Минтранс может сделать из Северного морского пути «дойную корову». «Доить», конечно, в первую очередь хотят иностранцев. Но если общая политика будет направлена на удорожание услуг СМП, то это коснется всех.

Минтранс уже предложил свой законопроект относительно Севморпути в виде внесения изменений в другие законодательные акты. 17 ноября 2011 года этот законопроект прошел первое чтение в Госдуме. Второе чтение намечается на апрель 2012 года. Какое решение будет принято в итоге, покажет ближайшее время.

Стоит также помнить, что в этом году объемы тихоокеанских лососей, рекомендуемых к промыслу, будут почти вдвое ниже прошлогодних. России надо постараться для того, чтобы основной улов остался на родном берегу. Но если Северный морской путь не получит должного развития, то рыба уйдет туда, где предложат лучшую цену. При слабом рубле – это зарубежный рынок.

 

Николай ГОРЕЛОВ

Фото Марии ВАРКЕНТИН

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.