Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Учитель года Камчатки-2012: «Учиться самому, развиваться, быть интересным ученикам!»

17:11
4969

Какими забавными нынче кажутся мысли родом из детства: «Вот я тоже вырасту и стану учителем, и буду всем двойки ставить». Разве думает ребенок о том, что учителю тоже постоянно приходится учиться? И оценки ставить не только ученикам, но и самому себе. И чем строже педагог относится к себе, тем больших успехов он добивается в своей работе. Тогда и другим предъявлять результаты этого труда не стыдно. Эта истина уже много лет находит подтверждение на главном педагогическом событии – конкурсе «Учитель года Камчатки».


Конкурс «Учитель года Камчатки»

Конкурс уже давно не умещается в один день. Учителю нужно не просто красиво поговорить со сцены, но и доказать свой профессионализм на деле. Мероприятия конкурса проходят в течение недели. Программа испытаний очень насыщенная: торжественное открытие, методический семинар, открытые уроки, классные часы, родительские собрания, дискуссия с министром образования и науки, награждение победителей…

Как увлечь ребят уроком? Как сделать так, чтобы они уходили от тебя не только с полными записей тетрадями, но и с наполненными головами и сердцами? Педагогика бьется над этими вопросами уже не первую сотню лет. Сколько методик было рождено за это время?! Но учителя – вечные творцы! У каждого – свой секрет. Этими секретами и делились участники конкурса «Учитель года Камчатки-2012» в первом туре «Методический семинар». Схемы, ребусы, кроссворды – все это помогает учителю сделать свой урок интересным и полезным.

- Я обязательно использую работу в парах и группах, – объяснила одна из участниц конкурса, учитель начальных классов сош №1 г. Елизово Наталья Михайлова. – Интерактивность – это залог успеха урока. Игра помогает общаться и учиться. Одна из любимых игр моего класса – «Карусель». В процессе этого действа дети имеют возможность побыть и в роли ученика, и в роли учителя – двигаясь по кругу, они меняются парами, задают друг другу вопрос на проверку знаний и объясняют однокласснику, если вдруг вопрос вызывает затруднение.

Вадим Казакевич, учитель истории и обществознания сош №3 Усть-Камчатского района, единственный мужчина на этом конкурсе, тоже любит играть со своими учениками. Конечно, игры, беря во внимание более взрослый возраст ребят, уже гораздо серьезней. История, наверное, один из лучших предметов, где педагогу можно в этом смысле развернуться. Вадим Анатольевич предлагает ученикам самим давать определения тем или иным историческим процессам, составлять ряд ассоциаций и т.д.

- Главное, научить ребят думать! – уверен Казакевич.

Методика в теории прозвучала на семинаре красиво, однако самое главное испытание у конкурсантов было впереди! Необходимо было показать, как она работает на практике. Второй тур «Открытый урок» проходил на базе МАОУ «Гимназия №39» в течение двух дней. Сложности этому этапу добавляло то обстоятельство, что урок учителям предстояло вести не у своего родного класса, а у совершенно незнакомых детей, учеников той самой гимназии, которая радушно принимала у себя конкурсантов. Но этот дополнительный фактор стресса педагоги выдержали с достоинством. Многим удалось добиться такого отличного контакта с ребятами, что и представить себе было сложно, что учитель с учениками видятся впервые.

К таким урокам, несомненно, можно отнести практическое занятие победителя конкурса «Учитель года Камчатки-2012» Елены Горанько, учителя английского языка сош №9 г. Вилючинска. Тема занятия «Конфликт поколений» оказалась близка десятиклассникам. Елена Константиновна взяла на себя нелегкую задачу – попытаться решить проблему отцов и детей, дать обеим сторонам конфликта возможность услышать друг друга и понять. Имейте в виду, что процесс налаживания взаимопонимания проходил на английском языке! Оказалось, чужой язык в данном случае – не помеха, а «помощник». Как часто мы прячем наши мысли за тысячей красивых слов, и как нам не хватает простоты в общении! Парадокс, но на неродном языке легче произносить простые и искренние слова! К концу урока ребятам вместе с педагогом удалось составить свод советов родителям: разрешите детям совершать ошибки; поймите, что жизнь меняется; доверяйте ребенку; научитесь слушать и слышать его; найдите время для общения…

Урок Елены Горанько был для ребят по-настоящему интересен. Помимо новых слов и выражений, педагог использовал и новые методические приемы. Начался урок с просмотра видеоролика, иллюстрирующего тему занятия. Ролик был показан не до конца, и учитель предложил ученикам додумать, чем же закончится конфликт отцов и детей на сей раз. Помимо этого Елена Константиновна ввела в свой урок и другой, очень современный интерактив – общение по скайпу с американской подругой, которая просила ребят помочь наладить отношения с дочерью-подростком. Учеников захватил урок, они живо общались друг с другом и учителем. Как добиться такого искреннего интереса? На сей счет у Елены Горанько есть свое ноу-хау:

- Учитель, который перестал внутренне развиваться, учиться, искать, становится неинтересным для своих учеников, поэтому я стараюсь регулярно пополнять и совершенствовать свои знания, соответствовать времени в котором живу.

 

Конкурс «Педагогический дебют»

Дети, как жители иностранные

Или пришельцы с других планет.

Являются в мир, где предметы странные,

Вещи, которым названия нет.

И чем продолжительнее это странствие,

Они ведь сюда не на несколько дней,

Они становятся все пристрастнее,

И нам становится все трудней.

Они оглядывают переборочки,

Они заглянуть стараются «за»,

А мы их гиды, их переводчики,

И не надо им пыль пускать в глаза.

Пускай они знают, что неподдельно,

А что только кажется золотым.

И пусть они любят травинку и дерево,

И пусть они любят Отечества дым.

 

Выполнить эту ответственную миссию – быть проводниками и наставниками – отважно берется новая учительская смена. Не желая оставаться в стороне от именитых профессионалов, молодежь решительно вступает на арену педагогических состязаний.

Семеро молодых учителей, соревнуясь в своем мастерстве, становятся участниками конкурса «Педагогический дебют». И хотя конкурс еще очень юный, ему всего три года, у него солидная база – ведь возник он как младший брат «Учителя года».

Педагогический стаж участниц пока еще невелик: от одного года до трех лет.

Среди соревнующихся – учителя русского и английского языка, истории и биологии.

Среди их кумиров – известные педагоги, преподаватели вузов и первые учителя.

Молодые профессионалы – народ увлеченный. Японская поэзия и чтение книг, рукоделие и цветоводство, театр и горные лыжи, йога и музыка. Им интересно все.

А еще они смелые и нестандартно мыслящие. И в этом их сила. Кто, как не они, способны раскрасить детский мир разными красками. «Все дети очень разные. И узнать тайну души каждого очень непросто», – делятся своими наблюдениями молодые учителя.

За четыре конкурсных дня на суд жюри представлены презентации, открытые учебные занятия, классные часы, публичные лекции. И хотя самопрезентация «Моя профессия – учитель» длилась всего несколько минут, этого времени хватило, чтобы заразить аудиторию позитивным настроем: столько положительных эмоций подарили членам жюри и гостям конкурса участницы. Креативность, интересные идеи, неожиданные выводы присутствовали в каждом выступлении.

Готовностью сотрудничать с учениками, сначала заинтересовать, зажечь искру в их глазах, а потом учить, выявлять проблему и решать ее отличались открытые уроки конкурсанток. Они предлагали ученикам новые решения, делали с ними неожиданные выводы, демонстрировали актерские способности.

Спокойно и непринужденно, по-деловому и занимательно, незаметно исправляя погрешности ответов, вели молодые учителя за собой своих учеников. Групповая и индивидуальная работа, творческие задания и игровые моменты, тестовые задания и оценочные листы, технические средства обучения и новые методики, музыкальное сопровождение и танцевальные па – все работало на заданную тему урока.

Дать те универсальные знания, которые не затеряются в потоке мелких фактов и деталей, провести в одном уроке столько уроков, сколько детей в классе, – об этом мечтают молодые учителя. Они уверены, что все уроки хороши, кроме скучных.

«Бывают моменты, когда личные успехи, а также успехи детей дают силы, и за спиной вырастают крылья, хочется творить. Бывают минуты, когда думаешь, что все возможности исчерпаны, но, входя в очередной раз в школу, понимаешь, что нужна своим детям, что необходимо работать над собой, искать новые подходы и пути в работе и творчестве», – признается одна из конкурсанток.

Публичная лекция на тему «Пришли, чтобы остаться (?!)», с которой выступили участницы конкурса в последнем туре, убедила: путь в профессию учителя будет продолжаться. Опыт придет со временем, главное, чтобы не исчез интерес к предмету, азарт творчества, желание учить и учиться.

Несмотря на то, что победитель в конкурсе все-таки один (лучшей среди начинающих свой профессиональный путь признана Дина РОГОВЧЕНКО, учитель английского языка средней школы №7 из Елизова), каждый остался в выигрыше, испытав взлет в движении своего педагогического процесса и получив заслуженную оценку своего труда. И пусть мастерство и талант педагога оттачиваются годами, концентрируются, выстраиваются в систему и воплощаются в достижения учеников, сегодня молодые педагоги ощутили себя творцами чуда.

 

Конкурс «Воспитатель года Камчатки»

Люблю профессию свою за то, что детство проживаю многократно…

Эти слова как нельзя лучше отражают суть профессиональной деятельности участников конкурса «Воспитатель года Камчатки».

Воспитать человека… Что может быть важнее этой миссии на Земле?

Именно педагоги дошкольного образования, наравне с родителями, участвуют в формировании личности ребенка, помогают детям войти в большой и сложный мир. От них – воспитателей, психологов, логопедов, дефектологов, музыкальных работников – зависит, какими красками будет раскрашен мир детства.

Еще очень важно обладать такими человеческими качествами, как доброта, терпение, чуткость, отзывчивость... Можно с уверенностью сказать, что у всех участниц этих качеств в избытке! С каждого открытого занятия детишки уходили только с улыбкой на лице, кто-то весело подпрыгивал, кто-то хлопал в ладоши. Значит, их зажгли!

В 2012 году впервые на старт профессиональных состязаний вышли педагоги дошкольного образования нашего края.

Их шесть – первооткрывательниц конкурса «Воспитатель года Камчатки»: Наталья Бельды, воспитатель, г. Вилючинск; Елена Бодрединова, воспитатель, г. Петропавловск-Камчатский; Татьяна Глазкова, воспитатель, Елизовский район; Наталья Шкитина, воспитатель, г. Петропавловск-Камчатский; Любовь Дьякович, воспитатель, Елизовский район, и Татьяна Харламова, музыкальный руководитель, Мильковский район.

«Творческая презентация» – так назывался первый тур конкурса, на который было отведено лишь 10 минут.

Минутная готовность. Собраться с мыслями… В бой!

«Любите ли вы театр так, как мои воспитанники?» – обратилась к членам жюри первая участница – Любовь Дьякович. На экране мелькали кадры презентации, и юные воспитанники с веселыми мордашками, в сказочных костюмах демонстрировали все, чему научил их педагог.

Участницы рассказали об исследовательских проектах, в которых принимают самое активное участие их воспитанники: «Раз картошка, два картошка», «Икринка-Иринка», «Все начинается с семечка»...

Доказывали, как важно развивать творческие способности у детей. Рисовать кисточкой? Скучно… Елена Бодрединова провела настоящий мастер-класс по владению нетрадиционными техниками художественного творчества.

Убеждали, что музыка и современные информационные технологии – вещи совместимые. Татьяна Харламова продемонстрировала, что звуки можно не только слышать, но и… изображать в клипах, которые педагог создает вместе со своими воспитанниками.

Члены жюри имели возможность познакомиться с лучшими педагогическими практиками дошкольного образования, и порадоваться, что все конкурсантки – творческие личности!

Второй тур конкурса был, пожалуй, самым напряженным и ответственным для участниц конкурса «Воспитатель года Камчатки». Практическое занятие с дошколятами… Сколько волнений, тревог и бессонных ночей предшествовало ему: получится или нет?

Уютный, светлый зал. За дверью слышны детские голоса. Сегодня они главные судьи. Члены жюри волнуются вместе с конкурсантками: как будет реагировать детвора? Ведь самым маленьким участникам практического занятия – 3 года!

Формулы победы на конкурсе не существует. А вот методические секреты есть. Педагоги исследовали природу, играли в театр, добывали электричество, изобретали колесо и отправлялись в космические дали. Маленькие воспитанники живо реагировали на все просьбы педагогов.

Участницы снова доказали, что они профессионалы!

«Круглый стол» (так назывался третий тур конкурса) собрал всех участниц вместе. А тема звучала так: «Детский сад – институт образования или место комфортного пребывания детей?». Думали, рассуждали, спорили… И, конечно, рождали истину: комфортный институт образования! Здесь о детях заботятся, с ними играют и многому учат, дарят радость общения и теплоту сердца. И вечером малышу очень хочется рассказать маме с папой, что его «Марь-Иванна самая-самая лучшая воспитательница в мире».

Не дожидаясь итогов конкурса, можно с уверенностью сказать, что участницы конкурса «Воспитатель года Камчатки» уже победительницы! Ведь самые главные судьи – дети – проголосовали за них, своими улыбками, разноцветьем счастливых глаз.

И все же. Все профессиональные испытания позади. Жюри осталось лишь назвать имя лучшего среди равных… В 2012 году в конкурсе «Воспитатель года Камчатки» победила Наталья Викторовна Шкитина, воспитатель, начальная школа-детский сад №52 г. Петропавловска-Камчатского.

Послесловие. По ходу конкурса, наблюдая в деле каждую из участниц, сама для себя определила такой критерий – ответить в конце соревнований на вопрос: доверила бы я свою дочурку кому-то из конкурсанток? Уверенно отвечаю – смело доверила бы каждой. Потому что убедили, что увлеченные, творческие, интересные. Потому что не обидят, выслушают и помогут. Потому что профессионалы!

 

Краевой конкурс «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД»

14 марта в Камчатском крае стартовали конкурсы педагогического мастерства.

Традиционно открывал состязательную эстафету на звание лучшего в своей профессии конкурс «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД».

«Основы безопасности жизнедеятельности» – этот предмет сегодня уже никто не рассматривает как второстепенную и маловажную дисциплину среди прочих.

Жизнь в условиях мегаполиса, в эпоху техногенных аварий и катастроф требует знаний о том, как защитить себя, помочь другим в сложных и опасных ситуациях и, конечно, умений эти знания применять на практике. А еще это одна из немногих дисциплин, которая ставит вопросы военно-патриотического воспитания учащихся.

Свою главную педагогическую миссию участники конкурса «Лучший учитель ОБЖ» и «Лучший преподаватель БЖД» определили так – привить учащимся желание жить безопасно и интересно, нести ответственность за свои поступки и жизнь других людей.

Год 2012-й. По итогам конкурсных состязаний лучшим в своей профессии стал Александр Владимирович Пупкевич, средняя общеобразовательная школа №9, г. Елизово. Лауреатами – Светлана Викторовна Пецык, средняя общеобразовательная школа №2, г. Вилючинск, и Игорь Владимирович Искандаров, Камчатский политехнический техникум, г. Петропавловск-Камчатский.

 

Материалы для раздела «Образование» подготовили Лариса КОБРЕНКОВА, Татьяна ПОЛЬСКАЯ и Лада КАЛИНИНА

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.