Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Жёсткая посадка

17:56
5449

В Оссоре прекращена деятельность рыбоперерабатывающего завода ООО «Северо-Восточная компания» («СВК»). Это событие заставило с тревогой смотреть в будущее владельцев других заводов.

Напомним, что с иском о прекращении деятельности этого предприятия в суд обратилась Камчатская транспортная прокуратура. По ее мнению, завод был построен на приаэродромной территории и представлял угрозу безопасности полетов. Приаэродромная территория – это окружность радиусом 30 км от контрольной точки аэродрома. В этих пределах у других аэродромов Камчатки тоже найдутся заводы (всего в нашем крае 11 аэродромов и 7 вертолетных площадок). Так что у камчатских рыбопромышленников появился серьезный повод для беспокойства. Я обратился за комментарием к камчатскому транспортному прокурору Михаилу НОВИЦКОМУ.

 

- Михаил Александрович, завод «СВК» был введен в эксплуатацию четыре года назад. Почему вопрос о том, что он представляет опасность для полетов, возник только сейчас?

- Поводом для нашего иска в суд стало обращение и. о. гендиректора федерального казенного предприятия (ФКП) «Аэропорты Камчатки» об осложнении орнитологической обстановки в районе аэропорта Оссора. По этому обращению была проведена проверка. Установлено, что рыбоперерабатывающий завод ООО «СВК» построен в приаэродромной территории (на расстоянии 2.100 метров северо-восточнее точки аэродрома Оссора) без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома – генеральным директором ФКП «Аэропорты Камчатки».

Согласно статье 11 Воздушного кодекса РФ, а также пунктов 58 и 59 Федеральных правил использования воздушного пространства, в пределах приаэродромной территории запрещается строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных и других объектов без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома.

Соответственно, завод ООО «СВК» был построен в нарушение норм воздушного законодательства.

 

- А есть ли у вас данные о том, что хозяйственная деятельность на приаэродромной территории в этом районе действительно представляла угрозу безопасности полетов?

- 19 марта 2007 года в аэропорту Оссора произошел авиационный инцидент с самолетом Як-40, причиной которого явилось попадание птицы в левый двигатель самолета, что повлекло совершение аварийной посадки.

12 июля 2011 года в Оссоре во время выруливания Як-40 на взлетно-посадочную полосу курс взлета самолета пересекла стая чаек, что явилось предпосылкой к авиационному происшествию. В тот же день было выявлено, что завод ООО «СВК» производил сброс измельченных рыбных отходов в бухту Оссора, тем самым привлекал скопления птиц, которые перемещались по курсу взлета-посадки воздушных судов.

В соответствии с выявленными нарушениями выдано предписание об устранении нарушений законодательства РФ от 15 июля 2011 года о приостановлении воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты в аэропорту Оссора, филиала ФКП «Аэропорты Камчатки» до устранения нарушений воздушного законодательства.

Этот случай послужил причиной для обращения ФКП «Аэропорты Камчатки» в транспортную прокуратуру.

Анализ информации по безопасности полетов Ространснадзора за 2011 год свидетельствует о возрастании количества столкновений воздушных судов с птицами, что приводит к серьезной угрозе безопасности полетов и значительному материальному ущербу при повреждении воздушных судов.

 

- Почему тогда разрешили строить этот завод, если нарушения, на основании которых он закрыт, так серьезны?

- Ваш вопрос надо адресовать администрации Карагинского муниципального района, которая выдала разрешение на строительство без соответствующего согласования с начальником аэродрома. Мы не осуществляем надзор за деятельностью муниципальных властей. Это компетенция прокуратуры Камчатского края и районных прокуратур. Мы рассматриваем возможность направить материалы в прокуратуру Карагинского района с тем, чтобы она проверила законность выдачи разрешения о выделении земельного участка на постройку завода ООО «СВК» и его функционирование.

 

- ООО «СВК» винят в том, что оно построило завод без согласования с ФКП «Аэропорты Камчатки». Но завод построен в 2008 году, а ФКП существует с 2010-го.

- ФКП «Аэропорты Камчатки» реорганизовано на базе предприятий, которые ранее отвечали за деятельность аэропортов местных воздушных линий и посадочных площадок. С ними и надо было согласовывать строительство завода на приаэродромной территории.

 

- Почему авиационный начальник аэродрома ФКП «Аэропорты Камчатки» не ставил в известность владельцев рыбоперерабатывающих заводов о нарушениях и не настаивал на устранении этих нарушений?

- В его обязанности входит согласование строительства завода на приаэродромной территории. Если завод построен без его согласования и представляет угрозу безопасности полетов, он должен принять меры для остановки деятельности данного предприятия.

 

- На суде по вашему иску прозвучала такая информация: в Оссоре на приаэродромной территории расположено еще несколько предприятий (ООО «Асуас», ООО «Кама», ООО «Орочон»). Будут ли они тоже закрыты?

- В отношении этих предприятий проводится проверка. Планируется также проверить полигон бытовых отходов в Оссоре. По итогам этой работы будет принято решение.

 

- Сможет ли «СВК» при соблюдении каких-либо условий (например, должной утилизации отходов) возобновить работу завода?

- Нет. В решении суда сказано, что деятельность данного завода подлежит прекращению. Ее возобновление решением суда не предусмотрено.

Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя, деятельность рыбозавода прекращена: холодильный шкаф и распределительный щиток опечатаны, линия переработки рыбы обесточена.

 

- Можно ли получить согласование старшего авиационного начальника постфактум, когда завод уже построен?

- Исходя из текста Воздушного кодекса РФ и федеральных правил, можно утверждать, что согласование надо получить до начала строительства, а не после.

Подчеркну, что согласно Федеральным правилам использования воздушного пространства РФ, запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении не менее 30 км, а вне полос воздушных судов – не менее 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов отходов, строительство животноводческих ферм, скотобоен и других объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц.

 

- На тех основаниях, по которым закрыт завод «СВК», можно закрыть большую часть рыбоперерабатывающих предприятий Камчатки. Готовы ли вы пойти на это?

- Вопрос о закрытии других предприятий пока не стоит. На данный момент у нас нет информации о том, что еще какие-то юридические лица допускают аналогичные нарушения. Как будет в перспективе, не могу сказать. Если поступят новые заявления о нарушениях, будем действовать, исходя из каждой конкретной ситуации и действующего законодательства.

 

Николай ГОРЕЛОВ

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.