Свидетельство о регистрации
ЭЛ № ФС 77-84799 от 3 марта 2023 г.

Выпавшие из жизни. Как вернуться обратно?

17:00
3232

- Это – Павел Сергеевич, – знакомит меня специалист Центра социальной реабилитации с одним из своих подопечных.

- Да чего там… Я до имени-отчества не дослужился, – мужчина не очень рад вторжению журналистов в свою маленькую обитель. – Зовите по кличке, так привычней.

За полгода, которые Павел провел за колючей проволокой, многие обычные вещи стали для него непривычными. Он пришел в центр два месяца назад. В зоновской робе. Со справкой об освобождении, с недоверием к себе и к другим, и одновременно с надеждой. Почему возвращаться ему пришлось не в свой дом, а в казенные стены? Отвечает коротко и как-то обыденно: «Потому что жизнь сломана».

- Вырастил двух детей, но образцовым отцом не стал, миллионов не скопил – главой семьи не считают, – рассказывает Павел. – Да и не общаемся мы. Жена? Была. Я пил, бухал сильно, не буду скрывать. Пропил телевизор, ковер… ну и… В общем, жена и написала заявление в милицию. Посадили. А сейчас я освободился. Что, мне к ней идти квартиру делить? Глупости. Кому я там нужен? Я думал, а куда мне вообще идти после выхода из тюрьмы? В колонии сказали, что в Петропавловске открыли такой центр, где помогут, где даже пожить можно.

«Койко-место», «клиент», «государственные услуги» – это мне, человеку со стороны, данные слова режут ухо, а бывшие осужденные такой терминологии не чураются. Главное – есть крыша над головой и люди, готовые протянуть руку помощи.

Центр социальной реабилитации открылся в краевой столице в августе прошлого года, учреждение совсем молодое, но очень уж долгожданное. Цифры подтверждают его необходимость: только со дня открытия до нового года в центр обратилось 170 человек.

На сегодняшний день в отделении реабилитации отбывавших наказание в местах лишения свободы числится 22 человека. 12 из них проживают в центре, 10 обслуживаются, так сказать, амбулаторно. Небольшие комнатки с нехитрым убранством, столовая, гладильная, библиотека, стол с компьютером – в коридоре… Это их новый дом. Временный, конечно. Но все же. Сотрудники центра предупреждают сразу: здесь у нас не общежитие, есть строгий внутренний распорядок, есть правила. Проживать здесь можно до полугода: пока все очевидные проблемы, мешающие наладить контакт с обществом, не будут решены. Живут здесь только мужчины. Не потому, что женщины в такого рода помощи не нуждаются, а только потому, что создать условия для размещения лиц обоих полов в учреждении пока не представляется возможным.

- Женщины у нас не живут в центре, но, за исключением предоставления крова, мы все остальные социальные услуги им оказываем, – объясняет заместитель директора центра Анжелика Гранкина. – И на проблему эту мы не закрыли глаза. Рассматривается возможность открытия женского отделения, но, конечно, не на этой же территории.

- Человека, освободившегося из мест лишения свободы, не всегда ждут дома, – рассказывает Ирина Загребельная, специалист по социальной работе. – У него и дом-то не всегда есть. Столько разных историй с одним печальным финалом: никому не нужен! Это страшно! Да, они оступились, да совершили преступление. Судом определен срок наказания. Они уже были осуждены, они отбыли наказание. Дальше должна начаться новая жизнь. А зачастую бывает, что, оказавшись на воле, они не находят себя. Ведь они выпали из этой жизни на определенный срок, некоторые – на очень большой. Там, за колючей проволокой, за них все решали, там время остановилось. А здесь оно стремительно неслось, меняя жизнь, законы, нас. И вот выходит такой человек на свободу. И не знает, что ему делать. Многим проще вернуться обратно в колонию, чем искать свое место по эту сторону забора.

Какие проблемы получает бывший осужденный в нагрузку к долгожданной свободе? Семьи часто распадаются еще во время отбывания наказания – по закону у получившего срок более трех лет и согласия на развод спрашивать не надо. Бывает, жена дождалась, а семью все равно не удалось сберечь. Для тех, у кого надежда на сохранение брака еще осталась, в центре работает психолог.

- Недавно к нам обратилась одна женщина, через несколько месяцев выходит на свободу ее муж, который провел за решеткой более 10 лет, – рассказывает Анжелика Борисовна. – Она пришла к нам и сказала, что очень боится этого возвращения. Сейчас она регулярно посещает нашего психолога. К нам также могут обратиться дети, родители отбывающих наказание, мы постараемся всем помочь.

Помимо психологической помощи в центре оказывают и другие услуги: правовые, экономические, медицинские, бытовые, педагогические. В настоящее время при освобождении из мест лишения свободы с паспортами освобождаются 90 процентов граждан, но из-за своей несобранности и легкомыслия документы теряют. Приходится вновь оформлять паспорта, ИНН, СНИЛС, пенсионные, некоторых готовить к прохождению медэкспертизы на получение инвалидности…

- Это не значит, что наши подопечные приходят, пишут заявление, а мы делаем за них всю работу, – объясняет Ирина Загребельная. – Нет, мы помогаем, рекомендуем, подсказываем и учим решать возникшие проблемы самостоятельно. Наша задача не только восстановить им документы, но и восстановить их связь с обществом. Главной целью мы ставим именно адаптацию. Человек должен понять, как жить в этом мире.

Вопрос трудоустройства для освобожденного – один из самых сложных. Брать на работу таких опасаются. Однако в центре стараются решить и эту проблему.

- Мы работаем с центром занятости, это учреждение идет нам навстречу, – рассказывает Ирина Владимировна. – Я лично звоню, интересуюсь вакансиями. В помощь нам в крае был принят закон о квотировании рабочих мест для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Конечно, на директорские должности никто наших подопечных не зовет, но найти работу можно. И мы стараемся обеспечить их не просто рабочим местом, а таким, где есть все соцгарантии. На данный момент, практически все проживающие в центре реабилитации трудоустроены.

Павел Сергеевич, с которым мы познакомили вас в начале материала, тоже нашел работу благодаря центру:

- Когда выходишь из мест лишения свободы, куда тебя возьмут? Тем более если нет регистрации! А в центре сразу предоставляют регистрацию! На шабашку за бутылку водки, чтобы работал сутки напролет, а потом пил нещадно… Я на такую работу не согласен. Если бы устроился таким образом, то опять бы все по накатанной пошло. Я понимаю, что мне пить нельзя, я хочу нормально жить. Сейчас устроился дворником: два выходных, восьмичасовой рабочий день, соцгарантии… Вскоре я пойду на рыбозавод трудиться, там уже и зарплата хорошая – 30 тысяч обещают. Сниму квартиру, а на остальное буду жить. Мне одному много не надо… Если бы за мной центр не стоял, я бы никак не устроился. Спасибо им.

Спасибо это для Ирины Владимировны и ее коллег дорогого стоит. Ведь это только в документах их подопечные значатся как клиенты, а в жизни они простые люди, как и все. Зачастую соцработники делают для них куда больше, чем числится в перечне услуг этого учреждения.

- Мальчишка к нам пришел, бывший детдомовец, освободившийся из мест лишения свободы, – рассказывает Ирина Загребельная. – Очень хочется ему помочь встать на ноги, т.к. за год, проведенный на свободе, он самостоятельно не справился с ритмом нашей жизни. У него проблема была страшная, с 13 лет стоял на учете в наркологии. Разговаривали мы с ним долго, и как-то удалось к нему ключик подобрать, уговорить закодироваться. Я надеюсь, что у него будет время разобраться, что такое хорошо и что такое плохо…

Яна ЩЕГОЛИХИНА

Уважаемые земляки!

КГУ «Центр социальной реабилитации» просит оказать содействие в сборе мужских вещей для граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Вещи принимаются ежедневно по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. Рябиковская, д. 22/1; тел.: 41-28-48.

Возможен выезд за вещами по адресу предлагающей стороны.

Делитесь новостями Камчатки в социальных сетях:

Нет комментариев. Ваш будет первым!
Используя этот сайт, вы соглашаетесь с тем, что мы используем файлы cookie.